Туризм подорожал: россияне уже потратили на путевки больше, чем в 2019 году

За три квартала 2021 года россияне потратили на турпутёвки на 3,6% больше, чем за аналогичный период 2019 года. Таковы выводы исследования оператора фискальных данных OFD.ru. Аналитики АТОР считают, что это объяснимо ростом средней стоимости туров и «уклоном в люкс». Туризм становится дороже и менее доступен для российского среднего класса.

Оператор фискальных данных OFD.ru по запросу «Вестника АТОР» провел сравнительное исследование трат россиян на туристические путёвки за три квартала (с января по сентябрь включительно) 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 и 2020гг. в денежном выражении.

Данные предоставлены OFD.ru на основе фискальных данных, которые формирует контрольно-кассовая техника и которые поступают к оператору в режиме реального времени. Учитывались оплаты как наличными деньгами, так и по банковским картам (терминальный и интернет-эквайринг). Анализировались продажи турпутевок как по России, так и за рубеж.

Согласно выводам исследования OFD.ru, совокупно за первые три квартала 2021 года россияне потратили на 3,6% больше в денежном выражении на туристические путевки, чем за эти же три квартала 2019 года. При этом количество самих купленных туристических путевок оказалось на 27,6% больше, чем за январь-сентябрь 2019 года.  

Если сравнивать с аналогичным периодом 2020 года, то траты россиян на турпутевки за три квартала 2021 года оказались больше на 169,8%, а самих покупок стало больше на 118,4%.

В ПЛЮС ВЫШЕЛ ТОЛЬКО ТРЕТИЙ КВАРТАЛ

Если смотреть поквартальную динамику, то в I квартале 2021 года на турпутёвки россияне потратили на 1072% больше в денежном выражении, чем за аналогичный период в 2020 году, что почти в 11 раз больше.

Но по сравнению с 2019 годом траты туристов на турпутевки в I квартале 2021 года оказались на 25,5% меньше в денежном выражении.

Объем рынка туристических услуг в I квартале 2021 года так и не смог сравняться с допандемийным уровнем, что вполне объяснимо – емкие массовые зимние выездные направления остались закрытыми.

Провал мог бы оказаться еще больше, подчеркивают аналитики АТОР, но ситуацию скорректировал рост трат на туры в люксовые экзотические страны (свидетельством этому, в частности, является кратный рост количества поездок граждан РФ на Мальдивы и Сейшелы) и в целом увеличение доли премиального сегмента в туризме.  

Во II квартале 2021 года (апрель, май, июнь) объем трат туристов на туристические путевки оказался меньше на 21,4% в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2019 года,  количество транзакций оплаты за туры также оказалось меньше на 5,4%.

И здесь снижение могло бы быть больше, полагают в Аналитической службе АТОР. Напомним, что именно на этот период пришлось временное ограничение авиасообщения с Турцией, самым массовым зарубежным выездным направлением.

Ситуацию во многом помогли «вытянуть» кешбэк, который запустил рост спроса по внутренним направлениям именно в организованном сегменте (люди предпочитали брать пакетные туры, чтобы получить возврат 20% со всей суммы), а также дальнейший рост премиального сегмента с дорогими турами.

Разворот тренда к положительной динамике произошёл лишь в III квартале 2021 года, который показал рост объема трат на туристические путевки на + 27,4% в денежном выражении. Количество же транзакций по покупке туров выросло на 58,7% по сравнению с аналогичным периодом допандемийного 2019 года.

Как справедливо подчеркивают в OFD.ru, на росте трат россиян на турпутевки в июле-сентябре 2021 года сказался эффект отложенного спроса (с начала пандемийного 2020 года многие россияне были просто вынуждены практически на 1-1,5 года отказаться от поездок), пришедшийся как раз на период массового летнего отдыха с детьми.

В Аналитической службе АТОР обращают внимание и на фактор расширения туристического предложения в III квартале под этот спрос. Так, именно на этот период пришлось открытие самых емких массовых направлений (Турции, Египта) и ряда других стран, произошло увеличение перевозки на Кипр, в ОАЭ. Кроме того, в условиях закрытых границ на пике сезона отпусков вырос и турпоток внутри страны в целом.

САМЫЕ ДОРОГИЕ ТУРЫ ТРЕХ КВАРТАЛОВ 2021 ГОДА (ПО ДАННЫМ OFD.RU)

По данным OFD.ru, самые дорогие туры в I квартале 2021 года были приобретены на Мальдивы – за 3,6 млн руб., за 1,9 млн руб. в ОАЭ и на Камчатку – за 1,5 млн рублей.

Самые дорогие туры в II квартале 2021 года: на Мальдивы – за 11,5 млн руб., в Турцию за 1,3 млн руб., в Сочи – за 900 тыс. руб. 

Самые дорогие туры в III квартале 2021 года: в Турцию – за 2, 9 млн руб., в ОАЭ – за 1,9 млн рублей, в Крым – за 1,2 млн руб. 

РОСТ ЦЕН НА ОТДЫХ – ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА УВЕЛИЧЕНИЯ ТРАТ

Аналитики OFD.ru и АТОР соглашаются в том, что самая важная причина роста объема трат в денежном выражении в III квартале – это увеличение среднего чека на отдых из-за повышения цен на авиабилеты и отели в 2021 году. Ведь очевидно, что сокращение объемов выездного турпотока по-прежнему очень велико, а рост количеств внутренних организованных поездок не смог бы компенсировать эти потери.

«Отдыхать в 2021 году, безусловно, стало дороже, чем в 2019 году. Напомним, что в 2021 году авиабилеты на внутрироссийских и зарубежных направлениях резко подорожали, превысив уровень 2019 года на 20-30%. Цены на отели в России в 2021 году стали в среднем на 10-20% выше, чем до пандемии», – напоминают в OFD.ru.

Это согласуется и с данными Аналитической службы АТОР. По сравнению с 2020 годом цены на летнее размещение в курортных отелях Юга России в сегменте 4-5* выросли в среднем на 18-25%, в сегменте 3* – до 12%, а объекты ниже 3* – до 7%.

«На фоне повышенного спроса, особенно в премиальном сегменте, в российских отелях и санаториях выросли и цены на размещение и услуги. Это отразилось в росте объема выручки российских объектов размещения уже во втором квартале 2021 года: в зависимости от вида и категории объекта (отели, хостелы, санатории и пр.) аналогичные показатели 2019 года превышены на 11,3 – 13,6%», – отмечала в октябре 2021 года Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР.

ДОХОДНОСТЬ ТУРИНДУСТРИИ СУЩЕСТВЕННО НИЖЕ, ЧЕМ ДО ПАНДЕМИИ

По зарубежным направлениям, отмечает исполнительный директор АТОР, наблюдается резкий крен продаж в сторону дорогого и премиального сегментов, а цены на рынке выездного туризма в целом также растут.

«Летом 2021 года стали покупать больше премиальных и люксовых туров. У массового туриста стало меньше денег из-за пандемии, он ограничен в выборе, тем более что такое явление, как «горящие туры» попросту исчезло. В то же время, обеспеченные граждане, чьи доходы сохранились или выросли, более свободно сейчас распоряжаются своими деньгами, их доля на рынке выросла», – отмечала Майя Ломидзе.

При всем наблюдаемом росте стоимости отдыха, подчеркивала Майя Ломидзе в своем аналитическом докладе в начале октября, доходность российской туриндустрии все еще существенно ниже, чем до пандемии.

Объясняется это тем, что спрос восстановлен далеко не полностью, не открыты множество массовых направлений, а турпоток по многим открытым ограничен.

«Маржинальность внутреннего туризма низка, а въездного туризма в Россию также по-прежнему нет. Как итог: туристическая отрасль России все еще находится в состоянии выживания», – поясняет глава исполнительной дирекции АТОР.

Редакция "Вестника АТОР"

Фотография предоставлена Depositphotos.com

ВНИМАНИЕ:

Еще больше материалов от АТОР  в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram, или на обновления нашей странички в Facebook и сообщества АТОР "Вконтакте".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube и вступайте в официальную группу АТОР в "Одноклассниках".

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР