Холдинг «Русский Экспресс» уже «догнал» допандемийные показатели по объему выручки. Поговорили с генеральным директором туроператора Тарасом Кобищановым о том, как поменялся спрос, и почему пандемия дала карт-бланш организованному туризму.
— Тарас, каковы показатели деятельности у «Русского Экспресса»? Удалось ли в 2021 году приблизиться к допандемийным объемам?
— Год заканчивается намного оптимистичнее, чем начинался. В первом квартале было существенное отставание от января-марта 2019 года. Во 2-м и 3-м кварталах по деньгам мы уже «догнали» допандемийные показатели. Октябрьские продажи идут бодро, есть все основания рассчитывать, что перекроем доковидные результаты. А вот по количеству туристов пока отстаем от 2019 года на 28%.
Мы «догнали» 2019 год по выручке за счет роста доли премиум-сегмента. Спрос в нынешнем «ковидном» туризме поменялся радикально. В каком-то смысле наш рынок сейчас напоминает 90-е годы, когда на фоне небогатого выбора каждое новое зарубежное направление вызывало большой интерес. Яркий пример — Мальдивы, где некоторые туристы в этом году успели побывать по 2-5 раз…
В каком-то смысле наш рынок сейчас напоминает 90-е годы, когда на фоне небогатого выбора каждое новое зарубежное направление вызывало большой интерес. Яркий пример — Мальдивы, где некоторые туристы в этом году успели побывать по 2-5 раз…
Рейтинг ТОП-5 ключевых направлений «Русского Экспресса» тоже кардинально изменился. На первое место вышла Россия (более половины всех продаж за этот период): количество туристов выросло в 4,5 раза. На втором месте оказались ОАЭ, которые бронируются на уровне 2019 года. На третьем — Мальдивы, где объёмы выросли в 3,5 раза, причем у нас этот рост произошел отнюдь не с низкой базы. Четвертое место у Турции, на пятом – Абхазия.
— Что происходит сейчас со спросом на осень и зиму у «Русского Экспресса»? Какие страны в лидерах по количеству бронирований?
— Этой осенью и зимой у нас, как и у многих игроков, на первое место по числу бронирований выходят Эмираты. На втором месте — пока Россия, на третьем — очень хорошо продающаяся Турция. При этом мы видим, что продажам России сейчас мешают опасения туристов по поводу локдаунов и изменениях режима заселения в отели в регионах. Если бы всей этой неопределенности не было, активнее бы бронировались горнолыжные курорты. Сейчас же туристы склонны ждать до последнего и не хотят рисковать.
Мальдивы по количеству заявок на осень и зиму на 4-м месте, и вот здесь хорошая глубина бронирований. На пятом месте — Египет. В «Русском Экспрессе» берут в Египте в основном наземное обслуживание с высоким чеком или пакеты на регулярной перевозке. Несмотря на поступавшие предложения, мы воздерживаемся от блоков на регулярных рейсах малоизвестных компаний — особенно теперь, когда в Египет разрешены чартеры.
Наконец, помимо ТОП-5, можно отметить, что этой осенью также отлично пошли и «вакцинные туры» в Сербию и Хорватию: оформляем в день по 40-50 человек. Однако, на наш взгляд, это временная история, пока ВОЗ не признает «Спутник V» или в Россию не будет разрешен ввоз иностранных вакцин. Хотя, безусловно, та же Сербия приобретет новых туристов из-за этого нежданного спроса.
Генеральный директор туроператора "Русский Экспресс" Тарас Кобищанов. Фото: пресс-служба "Русского Экспресса".
— На фоне всей этой ковидной истории, на ваш взгляд, какие страны после стабилизации мирового туризма потеряют часть российских клиентов, а какие смогут удержать «ковидные приобретения»?
— Если брать самое массовое направление – Турцию, то новых российских туристов она в этом году, я думаю, не получила. Все же подавляющее большинство тех, кто отправился в эту страну, ездили туда и ранее. Это очень емкий рынок. Спрос на Турцию в следующем году останется стабильно высоким, но лишь в малой степени за счет тех, кто поехал туда «вынужденно».
Спрос на Турцию в следующем году останется стабильно высоким, но лишь в малой степени за счет тех, кто поехал туда впервые, «вынужденно», в пандемию.
Спрос на ОАЭ также, скорее всего, останется стабильным в количественном отношении. Так как в Эмиратах активно развивается сектор «непляжного» туризма (экскурсионного, городского, культурно-познавательного, конгрессно-выставочного и пр.), то у этого направления есть все шансы сохранить хороший уровень российского турпотока, несмотря на открытие других стран для туристов из РФ.
Мальдивы переживают уникальный всплеск спроса на российском рынке. С одной стороны, направление получило большую рекламу от нынешних туристов. С другой — все те, кто мог позволить себе отдохнуть на этих островах, это уже сделал, а то и по нескольку раз. Поэтому, как только откроются Пхукет, Бали и другие островные направления, количество российских прибытий на Мальдивы значительно сократится.
— А Россия? Многие эксперты утверждают, что отток с российских курортов после стабилизации сегмента выездного туризма неизбежен – ведь многие поехали по России вынужденно. Ваши прогнозы?
— Если для российских туристов откроются Европа и Юго-Восточная Азия, останутся доступными Турция и Египет, то, безусловно, отток произойдет. Хотя, картина будет разная в зависимости от региона.
Что касается черноморских курортов, Юг России, на мой взгляд, и правда потеряет довольно много туристов в среднем ценовом сегменте — тех, кто отдыхал там вынужденно, не имея зарубежных альтернатив. Российские отельеры, как показывает практика, очень негибко подходят к ценообразованию — и есть большой риск, что первый сезон с открытым «зарубежьем» российский Юг проиграет именно из-за того, что цены здесь будут сильно завышены.
Российские отельеры, как показывает опыт, негибко подходят к ценообразованию — и есть большой риск, что первый сезон с открытым «зарубежьем» российский Юг проиграет именно из-за того, что цены здесь будут сильно завышены.
С другой стороны, есть «новые» регионы, которые туристы открыли для себя только в пандемию. Это, например, Алтай, Тюмень с Тобольском, Камчатка. Думаю, в ближайшие 10 лет спрос на них будет расти.
— Вы, как и многие, отмечаете серьезно сократившуюся глубину продаж в целом по рынку. А есть ли вообще продажи на лето 2022 года? Кто-то бронирует так рано? И что именно бронирует?
— Бронируют преимущественно самые дорогие номера в отелях люксовых цепочек Греции: SANI, Ikos, Grecotel, Elounda. Это объяснимо: часто в определенном отеле есть, скажем, 8 номеров категории высшей категории, из которых 6 закреплены за постоянными клиентами. Соответственно, в продажу выходят только 2 таких номера. И купить их можно либо сейчас, либо никогда. Такие варианты размещения (как и премиальные виллы на Мальдивах) бронируют заранее.
В целом, по Греции «Русский Экспресс» делает ставку именно на дорогой турпродукт, полагаясь на свои прямые контракты с люксовыми отелями этой страны и хорошую экспертизу по направлению.
— До сих пор мы с вами говорили о «Русском Экспрессе». А какие тренды показали продажи через вашу систему динамического пакетирования «Онлайн Экспресс»? Там тоже наблюдается крен в люкс?
— Здесь во время пандемии тоже произошли интересные изменения. Средний чек по бронированиям отелей в «Онлайн Экспресс» вырос в 2021 году в полтора раза по сравнению с доковидными временами. Сформировался круг турагентов, которые анализируют цены. Они видят, что многие отели в условиях пандемии не надеются на загрузку со стороны туроператоров, а выставляют самые привлекательные тарифы в международные системы бронирования.
«Онлайн Экспресс» агрегирует несколько десятков подобных систем, наряду с технологичными принимающими компаниями. И агенты стали брать там дорогие объекты с чеком 10-15 тыс. евро и выше. Это премиальные отели Турции, ОАЭ, Мальдив, Мексики, Доминиканы и пр.
У нас стали продаваться динамические пакеты с удивительными вариациями —из Магадана в Хабаровск, из Казани в Махачкалу, из Омска в Калининград и пр. То есть те комбинации, которые туроператоры не просчитывают в своих программах.
Что касается динамических пакетов, был большой рост таких продаж по России благодаря акции кешбэка. Напомню, программа предполагала возврат со всей стоимости турпакета, а отдельно за авиабилеты получить кешбэк было нельзя.
У нас стали продаваться динамические пакеты с удивительными вариациями —из Магадана в Хабаровск, из Казани в Махачкалу, из Омска в Калининград и пр. То есть те комбинации, которые туроператоры не просчитывают в своих программах. А так как «Онлайн Экспресс» позволяет мгновенно сформировать пакетный тур из любой точки России, он стал для многих региональных агентов хорошим помощником.
— Если продолжать тему агентской розницы, сколько, по вашим оценкам, ушло с рынка турагентств? Как меняется рынок?
— Из нашей базы пропало около 27% агентств. Но при этом в полтора раза – с 550 до 830 – выросло количество «Драгоценных агентов», это компании с высокими оборотами, у которых наибольший объем заказов. Агентский рынок стал более концентрированным и, скорее всего, более профессиональным: ушли небольшие турагентства, а большие остались и даже нарастили объемы.
— Это важно! Получается, пандемия дала своеобразный карт-бланш организованному туризму?
— Можно сказать и так. Пандемия показала устойчивость модели организованного туризма. Ценность туроператоров в России подчеркнута уже хотя бы тем, что они оперативно и организованно вывезли из-за рубежа всех своих клиентов во время начала пандемии и всеобщего локдауна. А самостоятельные туристы в этот период остались предоставлены сами себе.
Ценность турагентов выросла, пожалуй, даже больше. Во-первых, в изменившемся мире путешествий с чудовищным разнообразием барьеров для въезда планировать поездку самому стало сложнее. Туристам нужен эксперт.
Многие обеспеченные туристы вынуждены ездить в новые для себя страны, где они не знают многих нюансов, плохо ориентируются. Этой категории нужна экспертиза, потому что людям, «выпавшим из зоны комфорта», всегда нужна помощь
Во-вторых, многие обеспеченные туристы вынуждены ездить в новые для себя страны, где они раньше не были, не знают многих нюансов, плохо ориентируются. Этой категории нужна экспертиза, потому что людям, «выпавшим из зоны комфорта», всегда нужна помощь. И грамотный турагент этих людей обязан сейчас «подхватить» и сделать лояльными клиентами.
— Насколько долго, по вашим оценкам, этот тренд сохранится? И как ситуация с пандемией в итоге повлияет на цены и доступность организованного туризма?
Туризм и путешествия перестали быть такими легкими и простыми, как раньше. Все понимают, что вирус с нами надолго и какие-то ограничения (хотя бы в виде ПЦР-тестов) сохранятся. Ещё долго не получится с шенгеном в загранпаспорте «слетать завтра в Париж на выходные». Сегмент спонтанных и коротких поездок (в основном, кстати, самостоятельных) уже ушёл в прошлое.
Это означает, что туристический рынок сожмется, и среднее количество поездок на одного человека сократится. В то же время в странах с высокой платежеспособностью населения вырастет сегмент внутреннего туризма. Это важно для ценового прогноза.
Туристический рынок сожмется, и среднее количество поездок на одного человека сократится. В то же время в странах с высокой платежеспособностью населения вырастет сегмент внутреннего туризма. Это важно для ценового прогноза.
Посмотрите, как сейчас расцвела туристическая Италия: отели на курортах битком забиты местными жителями. В странах, которые имеют значительный внутренний рынок, он компенсирует потери от сокращения въездного туризма. И снижения цен на отдых в Европе не будет.
Что касается стран с невысокой емкостью внутреннего рынка (Доминикана, Турция, Мексика и пр.), где местными туристами невозможно «заместить» иностранцев, там можно ждать профицита отельных емкостей, конкуренции за въездного туриста и тренда на снижение цен. Но только в том случае, если туристические потоки из разных стран не будут концентрироваться на нескольких доступных для отдыха направлениях. Словом, когда вновь откроется весь мир. Полагаю, это случится уже в следующем году.
Редакция «Вестника АТОР»
Фотография Тараса Кобищанова предоставлена пресс-службой туроператора "Русский Экспресс"
ВНИМАНИЕ:Еще больше материалов от АТОР – в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram, или на обновления нашей странички в Facebook и сообщества АТОР "Вконтакте".
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".
Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube и вступайте в официальную группу АТОР в "Одноклассниках".