Исполнительный директор Ассоциации туроператоров Майя Ломидзе в ходе пресс-конференции на площадке Национальной службы новостей рассказала о том, с какими результатами внутренний, выездной и въездной туризм в России подошли к концу 2021 года. Был озвучен и вероятный сценарий развития событий в отрасли в 2022 году.
ИТОГИ 2021 ГОДА ВО ВНУТРЕННЕМ ТУРИЗМЕ
В 2021 году на спрос на внутреннем туристическом рынке стимулировался не только фактором закрытых границ (значение которого сильно упало в августе с открытием Египта), но и программой кешбэка, а также усилиями самих туроператоров по наращиванию объемов и постановке чартеров внутри страны.
«Благодаря открытию новых возможностей отдыха в России, в регионах РФ на 8-10% выросло количество возвратных туристов. И все же общий поток туристов в сфере внутреннего туризма, по экспертной оценке, в 2021 году будет меньше на 5-10% по сравнению с допандемийным уровнем 2019 года», – отметила исполнительный директор АТОР.
Итоговые результаты года, от которого все ожидали рекордов во внутреннем туризме, были в значительной степени нивелированы падением спроса от волн вводимых в регионах антиковидных ограничений, в том числе с QR-кодами.
Это сказалось и на самом массовом пляжном направлении – курортах Краснодарского края. Край по итогам года «дотянул» ровно до допандемийных результатов, но с учетом ажиотажного в начале лета мог бы перекрыть их, и намного – если бы не введенные в самый разгар пляжного сезона правила о заселении только с прививкой. В то же время Крым показал прирост, близкий к 30% – как раз из-за того, что летом и в бархатный сезон серьезных ограничений на полуострове не вводилось.
«Это наглядно демонстрирует то огромное влияние, которое оказывают ограничения в регионах на туристический спрос, особенно учитывая, что мы говорим о двух самых массовых направлениях», – подчеркнула исполнительный директор АТОР.
Но, по ее словам, наибольшее негативное влияние региональные ограничения оказали на сегмент экскурсионного, культурно-познавательного туризма: здесь в целом по стране наблюдается стагнация, в ряде субъектов РФ – серьезное падение, хотя в некоторых регионах были и прорывы в «плюс» (Карелия, Новгородская, Тверская области), отметила исполнительный директор АТОР.
На таком противоречивом рыночном фоне позиции туроператоров на внутреннем рынке укрепились.
Динамика прироста внутреннего организованного турпотока относительно 2020 г., по данным АТОР, в 2021 г. оценивается в +30%. Доля организованного туризма в общем потоке внутренних туристов в 2021 выросла еще на 3% по сравнению с 2019 г и составляет 23%.
Рейтинг регионов России, ранжированных по объемам организованного туристического потока в 2021 году (в списке идут по убыванию количества туристов - клиентов туроператоров), выглядит так:
НАЗВАНЫ ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ – ЛИДЕРЫ ПО РОССИЙСКОМУ ТУРПОТОКУ В 2021 ГОДУ
Количество востребованных туристических направлений со значимым туристическим потоком, полноценно доступных для российских туристов по сравнению с допандемийным 2019 годом сократилось с 81 до 21 (последняя цифра включает и некоторые страны СНГ). Тем не менее, по сравнению с 2020 годом их количество увеличилось в 4 раза, и это большой прогресс, констатировала Майя Ломидзе. Она подчеркнула, что под полноценной доступностью она имеет в виду фактическую возможность посещать ту или иную страну всем категориям туристов с регулярным или чартерным авиасообщением.
По предварительным данным Аналитической службы АТОР, по 16 востребованным странам в 2021 году выехали около 7,7 млн человек. Это меньше, чем выехало в эти же страны россиян в 2019 году на 40%. В реальности падение объемов выездного рынка гораздо больше – ведь за рамками этого списка по-прежнему закрытые для российских туристов популярные страны Европы и Юго-Восточной Азии.
ТОП самых популярных зарубежных направлений с прогнозными цифрами прибытий из РФ представлен ниже.
ВАЖНЕЙШИЕ ТРЕНДЫ СПРОСА В 2021 ГОДУ
ПО данным Аналитической службы АТОР, глубина продаж как по внутренним, так и по зарубежным направлениям сократилась до 8-14 дней.
Важный тренд спроса состоял в этом году и в том, что спрос на зарубежных направлениях, которые вводят дополнительные антиковидные ограничения, сразу же снижается минимум на 10-20%.
На 60% в сегменте выездного туризма снизилось количество туристов в возрасте 55+, зато выросла на 5% доля семей с детьми.
По итогам 2021 года наиболее стабильным сегментом туристического рынка оставался премиальный. Его доля в общем спросе как внутри страны, так и за рубежом составила около 23%. Именно эттот сегмент туристической аудитории обеспечил небывалый прирост российского турпотока на такие люксовые и дорогие направления, как Мальдивы и Сейшелы.
ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ ТРЕБУЕТ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕР ПОДДЕРЖКИ
Въездной туризм оказался наиболее пострадавшим от пандемии. За три квартала 2021 года Погранслужба зафиксировала всего 178 тыс. визитов иностранцев в туристическими целями.
Учитывая, что IV квартал – «несезон» для въездного туризма и его результаты мало что добавят к этим цифрам, можно говорить о том, что по итогам года падение объемов во въездном туризме составило 96% (по сравнению с допандемийным уровнем).
«Пока для въездного туризма перспектив не видно. Сроки запуска электронной визы пока никто не может назвать, а без нее серьезные темпы восстановления невозможны. По оценке АТОР, компаниям, которые специализируются на приеме иностранных туристов в России, сейчас нужны специальные меры поддержки», – резюмировала Майя Ломидзе.
ГЛАВНЫЕ ПРОРЫВЫ 2021 ГОДА В РОССИЙСКОМ ТУРИЗМЕ
Помимо давно ожидаемого открытия Египта, сразу вырвавшегося на вторую строчку рейтинга самых популярных выездных напарвлений, Майя Ломидзе выделила еще ряд важнейших «прорывов года».
Стабильность туристического рынка поддержана решениями Госдумы и правительства о продлении отсрочки туроператорам по возвратам за туры, купленные до 31 марта 2020 года. АТОР неоднократно просил это сделать, и позиция туроператоров была услышана – проект постановления о предоставлении такой отсрочки по закрытым для туризма странам на 2022 год уже опубликован», - подчеркнула исполнительный директор Ассоциации туроператоров.
Несомненным прорывом года, с точки зрения АТОР, можно считать и обе волны программы кешбэка за туры по России, высоко оцененные туроператорами. По данным Ростуризма, не менее 50% туристов, воспользовавшихся основным туристическим кешбэком, приняли решение отправиться в поездки по стране только благодаря этой акции, а за регионы получили суммарно около 70 млрд рублей прямого и косвенного эффекта от программы кешбэка в период низкого туристического сезона.
Третьим важным прорывом года Майя Ломидзе назвала усилия туроператора TUI Россия, в этом году масштабировавшего свой «чартерный» опыт 2020 года. Количество чартерных программ TUI в регионы России в 2021 году выросло минимум вдвое, отметила исполнительный директор АТОР.
Так, зимой 2021 г. в начале года TUI организовал чартерные программы на Байкал (в Бурятию), в Мурманск и в Новокузнецк (Шерегеш), летом 2021 года – на Байкал (Бурятия), на Сахалин и в Сочи, осенью 2021 г. – в Татарстан и в Тюмень. Сейчас, в конце 2021 г. туроператор ставит новогодние чартеры в Карелию, Тюмень,на Сахалин, в Казань, в Новокузнецк (горнолыжные туры на Шерегеш).
ПРОГНОЗ НА 2022 ГОД: ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАБИЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
По оценкам АТОР, в целом, в 2021 году сбылся пессимистичный сценарий аналитиков Ассоциации (один из трех возможных). Посмотреть, как в АТОР ровно год назад характеризовали этот сценарий, можно в этой презентации с пресс-конференции 21 декабря.
В 2022 году, подчеркнула Майя Ломидзе, туризм будет всецело зависеть от обстановки в мире с коронавирусом и вводимыми ограничениями, и прогнозы будут в любом случае очень вероятностными.
Но тем не менее, среднеоптимистичный прогноз АТОР на развитие событий в туризме в 2022 году выглядит следующим образом:
- Пандемия продолжится. Ограничения на международный туризм будут постепенно и неравномерно сниматься. Прогнозируется «ползучее» введение т.н. «паспортов вакцинации». Оно будет влиять на возможности передвижения внутри страны и между странами. Это будет уменьшать объем рынка в международном туризме и порождать «серый рынок» размещения внутри страны.
- Сохраняется состояние «стабильной нестабильности» в связи с регулярным вводом новых ограничений и их периодических отмен.
- Организованный туризм продолжит демонстрировать устойчивость и постепенное восстановление. Будет и далее укреплять свои позиции в массовом и премиальном сегментах рынка, так как в силу наличия сложных режимов въезда и нестабильной ситуации с открытием новых направлений туристу будет нужна поддержка в виде экспертов – туроператора и турагента.
- Доля внутреннего туризма в продажах туроператоров продолжает расти.
- Перспективы въездного туризма неясны. Без электронной визы рассчитывать на быстрый рост потока невозможно.
Скачать полную версию презентации исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе на пресс-конференции 21 декабря в НСН можно, кликнув по этой ссылке.
Редакция «Вестника АТОР»
Изображения: АТОР
ВНИМАНИЕ:Еще больше материалов от АТОР – в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram, или на обновления нашей странички в Facebook и сообщества АТОР "Вконтакте".
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".
Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube и вступайте в официальную группу АТОР в "Одноклассниках".