Доходность туроператоров в 2021 году оказалась ниже, чем в 2020-м

Это произошло из-за «гиперконкуренции» на ряде массовых зарубежных направлений, которая убивает рентабельность. Поговорили о проблемах и достижениях российского турбизнеса в 2021 году и планах на 2022 год с генеральным директором туроператора Space Travel Артуром Мурадяном.   

– Артур, с каким багажом и ваша компания, и российский туризм в целом, подходят к концу 2021 года? Как можно кратко охарактеризовать уходящий год?

– Несмотря на то, что год был, мягко говоря, далеко не из легких, на фоне всего происходящего в мире, я бы не стал называть 2021-й для туротрасли неудачным.

Если сравнивать его с 2020 годом, то ситуация на туристическом рынке явно улучшилась. Мы видим, что открылось больше направлений и стран, в некоторых государствах были сняты ряд ограничений по въезду, выросло количество авиарейсов.

Если взять в качестве примера бизнес Space Travel, то в 2021 году мы впервые за долгое время взяли гарантированные блоки мест в Дубай на рейсах Emirates из Санкт-Петербурга  в дополнение к нашей блочной программе на рейсах а/к flydubai из 9 городов вылета. В наш ассортимент снова вернулись туры на гарантированных рейсах Etihad Airways. В целом наладилось  сотрудничество с национальными авиаперевозчиками арабских направлений.

В целом, если оценивать весь рынок, что я считаю, что для России уходящий 2021-й год, после 2020-го с его с «мировым локдауном», очевидно, стал более продуктивным – как по выездному, так и по внутреннему туризму.

Генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян

– Год действительно, тем не менее, легким не был. По вашей оценке, с какими ключевыми проблемами столкнулся российский турбизнес в 2021 году?

– Начну с внутреннего туризма. Пожалуй, самым большим огорчением для туротрасли стало введение ограничений для непривитых туристов в середине лета в Краснодарском крае. И именно эти, во многом нелогичные, меры и помешала стране в итоге увидеть рекордные показатели по внутреннему потоку на курорты Краснодарского края в 2021 году. Которые были бы абсолютно заслуженными – ведь спрос и продажи в первой половине лета зашкаливали.

Не все так радужно сложилось в этом году и в продажах туров в зарубежные страны.Полноценному восстановлению продаж помешали, во-первых, большое количество ограничений в самих странах, куда нам разрешили летать. А во-вторых, сохраняющееся отсутствие возможностей для многих туроператоров работать на своих привычных направлениях, в тех «продуктовых нишах», которые они благополучно застолбили за собой до пандемии. В результате «все продают всё», а конкуренция везде усилилась.

К сожалению, это не совсем та конкуренция, которая на пользу. Необычно высокий уровень конкуренции на многих зарубежных направлениях в этом году вновь напомнил нам о том,о чем стали забывать в пандемийный год. Мы увидели примеры жесткого демпинга, снятия и повторные постановки регулярных и чартерных рейсов, отмен программ и прочее...

Все это, конечно, не стимулировало стабилизацию ситуации и очень ударило по маржинальности туроператорских компаний на многих направлениях.

Могу заявить однозначно: 2021 год для туроператоров оказался менее маржинальным, чем 2020-й.

Могу заявить однозначно: 2021 год для туроператоров оказался менее маржинальным, чем 2020-й. «Гиперконкуренция» на популярных направлениях, таких, как Египет, Турция, и даже Мальдивы и ОАЭ,которую мы сейчас наблюдаем, в разной степени «убивает» рентабельность туроператорского бизнеса.

– Удалось вашей компании достичь объемов доковидного 2019 года? или хотя бы того уровня выручки? И как в компании сейчас обстоят дела с возвратами туристам по «ковидным» турам?

– По поводу допандемийной «планки». Могу констатировать, что Space Travel не только «догнал», но и смог превзойти свои же показатели 2019 года. И не только в финансовом плане, как вы правильно отметили, но и в количестве обслуженных туристов.

Что же до вашего вопроса о «ковидных турах», то сейчас мы уже закрыли основной объем выплат по ним. У нас остались только «спящие молчуны» – те туристы, которые так до сих пор и не обратились к нам с заявлениями о возврате денег или предоставлении равноценного тура – несмотря на все уведомления с нашей стороны.

Могу констатировать, что Space Travel не только «догнал», но и смог превзойти свои же показатели 2019 года.

Таким образом, сегодняшняя ситуация с финансами у Space Travel дает возможность развивать новые проекты даже с небольшим опережением – за счет собственных средств компании.

Кстати, зримым подтверждением нашей финансовой стабильности стало продление нашей туроператорской страховки на текущих условиях. Не так много компаний смогли на достойных условиях, безо всяких дополнительных ограничений,застраховаться. Нам это удалось: по результатам процедуры дью-дилидженс,проведенная страховыми партнерами,Space Travel признан состоятельной и надежной компанией.

– А как сказались именно на вашем бизнесе проблемы с общим снижением маржинальности на туристическом рынке, о котором мы говорили чуть ранее?

– Это заставило нас пересмотреть некоторые векторы текущего и перспективного развития компании. Так, мы стали более внимательно оценивать те направления, которыми будем заниматься.

Мы добровольно оставили направления с ультранизкой маржинальностью. Конкурировать из-за пятидолларовой прибыли – просто бессмысленно

Нам, например,уже пришлось отказаться от направлений с ультранизкой маржинальностью, особенно когда открылся Египет. Мы практически добровольно оставили этот сегмент, поскольку конкурировать из-за пятидолларовой прибыли – просто бессмысленно.

С другой стороны,мы продолжаем весьма успешно развивать MICE-сегмент, за которым видим значительные перспективы отложенного спроса.

– В итоге, как выглядят планы развития бизнеса Space Travel в будущем году?  

– Основная линия развития компании неизменна. Мы намерены и дальше совершенствоваться в работе на эксклюзивных направлениях с высокой маржинальностью. Наращивать темпы роста в секторе VIP-туризма: здесь поставили в план увеличить объемы до 100% в 2022 году. Организация VIP-туров по любому направлению — главная специализация компании Space Travel.

Так, мы нацелены на усиление своих позиций  в премиальном сегменте на туристическом рынке Греции. Здесь у нас уже есть прямые контракты с лучшими премиальными отелями курортов SANI Resort и IKOS Resorts, а также выгодны для наших клиентов договоренности с компанией Grecotel Hotels and Resorts.

Помимо этого, в 2022 году мы ждем открытия ряда европейских стран, где также намерены осваивать «люксовые» ниши. Одним словом, мы остаемся верны премиальному туризму для состоятельных клиентов по всем возможным направлениям.

Остаемся верны премиальному туризму для состоятельных клиентов по всем возможным направлениям

Во всем остальном мы следуем курсом осторожной экспансии. Но эта «экспансия»не за счет роста количества туристов, то есть того показателя, которым обычно оперируют крупные туроператоры, а за счет роста объема выручки и чистой прибыли.

Имеет такая экспансия и пространственное выражение. Например, Space Travel в конце 2021 года после тщательного анализа рынка открыл свое региональное представительство в Новосибирске. В 2022 году мы продолжим открывать новые офисы в регионах РФ.

В целом, пандемия для нас совсем не стала «вынужденной паузой» в развитии.  Напротив, мы где-то даже ускорились.

– Каким вы видите 2022 год для российского туррынка? Какие тренды на нем, по вашему мнению,станут доминирующими?

– Внутренний туризм в России продолжит в 2022 году развиваться хорошими темпами. Но я по-прежнему считаю, что без возвращения в нашу страну массового потока иностранных туристов такое развитие будет неполноценным, а вот его перспективы туманны.  А ведь иностранный турпоток – это залог и улучшения уровня сервиса в России, и основа доходов туристической отрасли. На валюту, которую приносит массовый въездной туризм, можно реализовать много инвестиционных проектов в российском внутреннем туризме.

Что касается туризма выездного, то главные факторы, которые будут влиять на весь этот рынок, на мой взгляд, будут связаны в 2022 году с перспективами динамики объемов российского турпотока в Египет и Турцию. Мы уже отметили ослабление конкуренции на направлении ОАЭ после открытия Египта. Посмотрим, как среагируют другие направления, но не исключено, что сценарий для многих «массовых» пляжных стран может быть похожим.

Я также очень надеюсь, что Мальдивы в 2022 году все же вернутся в свое «спокойное» и «дорогое» статус-кво. Мальдивы всегда были и ценились как направление, которое может качественно предлагать отнюдь не «каждый второй туроператор». Сейчас Мальдивами и другой экзотикой занялись все – но вот качественно получается совсем не у всех. Налицо острая нехватка специалистов.

Главным антитрендом 2022 года будет кадровый дефицит в туротрасли, который ощущается уже сегодня

Вообще, главным антитрендом 2022 года, на мой взгляд, будет как раз кадровый дефицит в туротрасли, который ощущается уже сегодня.

Каждый день открываются или «приоткрываются» новые направления и на них тут же сказывается большой отложенный спрос. В попытках заработать на всем и охватить необъятное и туроператорам, и агентам необходимо доказывать свою состоятельность и компетентность.

Туроператоры снова пытаются расширять свои штаты. И им не хватает не операционистов со стандартным процессом обработки заявок. Наиболее высок сейчас дефицит и, соответственно, спрос на узкопрофильных специалистов с большим багажом знаний по отдельным направлениям. И таких сейчас крайне сложно найти.

Во-первых,многие квалифицированные специалисты уже приняли решение в принципе уйти из турбизнеса в смежные сектора экономики. Во-вторых, рассчитывать на «хедхантинг» тоже не получается: люди просто боятся менять работу в эпоху турбулентности, которая точно пока не закончилась.

Часто нет даже новичков на новые направления. Подготовка новых кадров для туризма в России, мягко говоря, не поставлена на поток, а качество обучения имеющихся оставляет желать много лучшего.

Такой «кадровый» антитренд, конечно же, быстро не исчезнет – специалисты как грибы не растут в лесу. Но вся эта ситуация с кадрами в туризме должна, на мой взгляд, стать объектом пристального внимания государства и самой туротрасли. Пусть даже результаты такого «внимания» скажутся только через несколько лет, но начинать что-то делать с кадрами надо уже в 2022 году.

Редакция "Вестника АТОР"

Фото на обложке предоставлено Depositphotos.com,

фотография в тексте: пресс-служба туроператора Space Travel

ВНИМАНИЕ:

Обновляемая таблица с условиями въезда в 100 стран мира находится здесь, а таблица с актуальными ограничениями в 85 регионах России - вот здесь.

Еще больше материалов от АТОР  в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram, или на обновления нашей странички в Facebook и сообщества АТОР "Вконтакте".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube и вступайте в официальную группу АТОР в "Одноклассниках".

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР