На Новый год туроператоры отправили отдыхать более полумиллиона туристов

Туроператоры подвели итоги продаж на Новый год и новогодние каникулы. Внутрироссийский турпоток сократился по сравнению с прошлым рекордным годом, выйдя на показатели праздников 2019/20 гг. В выездном туризме до докризисных объемов рынку не хватает еще 16%.

Аналитическая служба АТОР изучила данные о продажах туров на новогодние каникулы 2021/22 гг. (заезды 30.12 – 09.01), предоставленные ведущими туроператорами и федеральной сетью туристических агентств «1001 тур». По предварительным расчетам, на эти новогодние каникулы (10 дней) по линии туроператоров совокупно по всем направлениям отправились отдыхать около 550 тысяч туристов, из них около 300 тысяч – по России, и около 250 тыс. – в зарубежные страны.

По данным федеральной сети турагентств «1001 тур» совокупные новогодние продажи туров по России и за рубеж по сравнению с праздниками 2020/2021  гг. увеличились примерно на 175%, но все еще меньше на 16%, чем в этот период до пандемии (в 2019/20 гг.). Эти цифры согласуются и с агрегированными данными, предоставленными туроператорами.

Продажи туров по России в новогодний период в целом по рынку уже вышли на допандемийные объемы. Отставание сохраняется только в выездном туризме. Открывшийся в этом году Египет не смог полностью восполнить туроператорам потерянные объемы закрытой Европы и популярных стран Юго-Восточной Азии, к тому же туроператоры в этом году сократили из-за Египта и зимнюю перевозку на другое востребованное новогоднее направление – Турцию. 

Все опрошенные многопрофильные туроператоры видят яркий прирост продаж новогодних туров по сравнению с периодом годичной давности (новогодние каникулы 2020/21 гг.). Такой прирост у разных компаний варьируется от 80% до 300%, а у ANEX Tour прирост новогодних продаж по сравнению с прошлым Новым Годом и вовсе составил 400%. Во внутреннем туризме несколько иная картина, но о ней дальше. 

Картина динамики продаж туров по сравнению с допандемийным периодом у многопрофильных компаний существенно различается. Некоторые туроператоры отчитываются о росте количества обслуженных в новогодний период туристов от 68% до 200% по сравнению с доковидными показателями. Другие компании говорят о снижении новогодних объемов от 20% до 200% по сравнению с докризисными праздниками.

Та или иная динамика при этом четко коррелирует с ассортиментом компании. Прирост новогодних продаж по отношению к 2019/20 гг. виден преимущественно у компаний, сделавших ставку на экстенсивный рост доли России и на развитие премиальных направлений (Мальдивы, Сейшелы, ОАЭ). Отставание от докризисных объемов фиксируется в основном у игроков, у которых до пандемии была значительная доля продаж зимних туров в закрытые страны ЮВА и Европы, а доля внутрироссийских продаж росла плавными темпами.

ПРОДАЖИ НОВОГОДНИХ ТУРОВ ПО РОССИИ ВЫШЛИ НА ДОКРИЗИСНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, НО НИЖЕ ПРОШЛОГОДНИХ

Как свидетельствует статистика «Дельфина», одного из крупнейших туроператоров по внутреннему туризму, на новогодние праздники продажи туров по России снизились по сравнению с рекордными показателями новогодних каникул 2020/21 гг. на 8% и вышли на докризисный уровень 2019/20 гг. Эту цифру можно принять за реперный показатель для всего рынка.

У многопрофильных туроператоров динамика по внутреннему рынку различна, но большинство тоже уверенно говорит о снижении объемов продаж РФ в продажах по сравнению с рекордными новогодними праздниками 2020/21, а в ряде случаев и по сравнению с доковидными праздниками 2019/20 гг.

«Возможно, некоторый откат рынка после взлета прошлого года означает, что туристы возвращаются к «нормальной» жизни, а внутренний туризм ждет техническое снижение в 2022 году» – рассуждает генеральный директор «Дельфина» Сергей Ромашкин. Но эксперт полагает, что отсутствие кэшбэка на эти новогодние праздники (год назад он был) снизило возможные показатели продаж на 20-25 %.

Отметим, что лишь туроператор TUI Россия показал очень заметный поступательный прирост российских объемов, но и здесь есть замедление темпов. По сравнению с 2019/20 гг. продажи туров по РФ у этой компании выросли в 8 раз по сравнению с доковидным периодом, и в 2 раза – по сравнению с прошлыми новогодними праздниками.

Нынешний прирост, в том числе, обеспечен и тем, что TUI единственный на рынке поставил сразу несколько собственных новогодних чартерных программ в регионы (Шерегеш, Казань, Карелия, Тюмень, Сочи).

КАКИЕ РЕГИОНЫ ЛИДИРОВАЛИ В НОВОГОДНИХ ПРОДАЖАХ ТУРОВ ПО РОССИИ

Лидером итогового рейтинга новогодних продажах туров по России ожидаемо стал Краснодарский край (Сочи, Анапа, Геленджик), впрочем, потерявший около 20% организованных туристов по сравнению с новогодними каникулами 2020/21 годов. Но как бы то ни было, на этот регион приходится свыше 35% всех проданных туров по РФ, и это первое место с большим отрывом.  

Далее идут Санкт-Петербург, Крым, Татарстан (8-10% на каждый регион). Около 10% продаж составили горнолыжные туры (во все регионы), немного меньше – в санатории Кавминвод. Около 6% занимают туры в Москву, по 3-4% продаж у федеральных туроператоров пришлось на новогодние туры в Великий Устюг, Карелию, Тюмень, Калининград.

По словам г-на Ромашкина, продажи туров по России на Новый Год и каникулы показывают очень разнородную динамику. Какие-то регионы восстановились и продолжают рост, например, Татарстан, Великий Устюг и Кавминводы. Другие – такие как Москва и Петербург, уже «отскочили» от прошлогоднего дна, но еще не достигли своих допандемийных объемов в организованном турпотоке.

«Фактически, единого тренда в динамике продаж туров по России не стало: регионы зажили своей внутренней туристической  жизнью, а динамика стала зависеть от политики региональных властей в отношении ковидных ограничений. Яркий пример – Краснодарский край, который в наших продажах и в целом на рынке все еще лидирует по количеству проданных туров, но на Новый Год из-за QR-кодов потерял практически весь прошлогодний прирост и спустился до уровня 19/20 гг.», – поясняет глава «Дельфина». 

ЦЕНЫ НА НОВОГОДНИЙ ОТДЫХ ВНУТРИ РОССИИ

В среднем по России, по данным федеральной сети 1001 тур, средний чек новогоднего тура составил 50 000 рублей. Это на 9% меньше, чем в продажах сети в допандемийный период (каникулы 2019/20гг.).

По мнению экспертов Аналитической службы АТОР, с учетом общего тренда на роста цен, это может быть объяснено, что в «массовом» сегменте в этом году россияне в основном  предпочли выбирать себе боле экономный, чем ранее новогодний отдых в России. Кроме того, благодаря чартерам TUI некоторые туры по России стали дешевле, чем пакеты, которые предлагались в предыдущие годы с регулярными перелетами, отмечают эксперты.

В то же время, рынок четко «расслоился», говорят эксперты, и все премиальные объекты в России бронировались в первую очередь и за любые деньги. Это, в том числе, повлияло на рост среднего чека в регионах РФ со значительным количеством высокоуровневых отелей. Здесь виден рост стоимости новогоднего отдыха на 20-50% по сравнению с докризисным периодом.

Так, по данным «Дельфина», средний чек новогоднего тура в Краснодарский край на двоих (без перелета, только отель с питанием) составил в 2021 году 33 500 р. против 29 200 р. годом ранее и 27 830 р. в допандемийные зимние каникулы.

А по статистическим выкладкам Coral Travel (также в основном концентрировавшегося на Краснодарском крае), средний чек новогоднего тура на двоих с перелетом в прошедшие праздники составил 55 тыс. р., что на 50% больше, чем до пандемии. Близкую цифру дает и PEGAS Touristik – 53 тыс. р. за новогодний турпакет.

В КАКИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ ЕЗДИЛИ ОТДЫХАТЬ ТУРИСТЫ НА НОВЫЙ ГОД-2022

Первое место в продажах зарубежных туров – у Египта. На его красноморские курорты пришлось до 50% всех проданных новогодних туров за рубеж. В итоге, по подсчетам Аналитической службы АТОР, в праздничную декаду сюда по линии туроператоров приехали отдыхать порядка 125 тыс. россиян.

На втором месте по объемам – Турция (около 16% всех продаж), третье место (менее 12% на каждую страну) делят ОАЭ и Доминикана. Эта карибская страна показала на Новый год очень яркий рост, а в продажах туроператора ANEX Tour она и вовсе заняла 21 место (23% всех реализованных новогодних туров). На четвертом месте – Куба и на пятом – Мальдивы.

Последнее из названных направлений показало кратный рост у многих туроператоров: так, у Мальдивы заняли 2 место среди туров, забронированных на период новогодних праздников у туроператора PAC Group (и 1 место по 2021 году в целом у этой компании). 

Далее в ТОП-листе новогодних зарубежных стран у российских организованных туристов (по убыванию количества проданных туров) идут Абхазия, Сейшелы, Болгария, Таиланд.

СКОЛЬКО СТОИЛ ЗАРУБЕЖНЫЙ НОВОГОДНИЙ ОТДЫХ

По оценкам туроператора TEZ Tour, в праздники 2021/22 годов средний чек зарубежного  новогоднего тура (по всем направлениям, усреднено) составил порядка 80 тыс. р. на человека, что на 10% превышает такой же показатель прошлого года и на 36% – допандемийные показатели, когда все страны были открыты без ограничений.

Другие игроки рынка дают схожие оценки: средний рост стоимости зарубежного новогоднего тура составил от 15 до 60% по сравнению с докризисным периодом, но при этом на некоторых направлениях цены выросли несущественно.

По данным федеральной сети турагентств «1001 тур», наиболее демократичный средний чек новогоднего турпакета в праздники 2021/22 года оказался у Египта на «все включено» – всего лишь немногим более 80 тыс. рублей.

Средний чек пакетного отдыха в Турции на Новый Год и каникулы у туроператоров оказался в районе 91-99 тыс. р. на двоих. По данным Coral Travel, это на 32% выше, чем до пандемии.

В то же время, по данным сети турагентств «1001 тур», в среднем и массовом сегменте (бюджетные отели 5* и 4*) Турция на эти новогодние праздники по сравнению с аналогичным докризисным периодом практически не подорожала, а в некоторых случаях оказывалась и дешевле.

Средний чек на новогодний отдых ОАЭ в «массовом» сегменте был в районе 115 – 160 тыс. р. за турпакет. Но туроператоры, специализирующиеся в большей степени на премиальном отдыхе – «Русский Экспресс» и Space Travel – дают существенно большие средние цифры: 250 - 500 тыс. за тур. В целом, по сравнению с допандемийными новогодними праздниками (2019/20 гг.) новогодний отдых в ОАЭ подорожал, в зависимости от сегмента, от 25 до 60%.

Средняя стоимость новогоднего тура в Доминикану на «все включено», по данным туроператоров, на прошедшие праздники составила 275-300 тыс. р. за турпакет. Это практически столько же, сколько и до пандемии, а у «Интуриста» средний чек новогодней Доминиканы даже снизился.

Новогодний тур на Кубу можно было купить в агентствах и за 130 тыс. р. на двоих, но средний чек у туроператоров все же существенно выше – в районе 210-220 тыс. за тур. Это на 15% ниже, чем в прошлом году, и примерно столько же, сколько до пандемии.

Средняя цена отдыха на Мальдивах на новогодних каникулах, по данным сразу трех ведущих игроков на этом направлении – PAC Group, «Русского Экспресса» и Space Travel, составила 640 тыс. р. на двоих. Это рост в пределах 30% по сравнению с доковидным периодом, в основном из-за повышения цена на авиабилеты.  Разумеется, на Мальдивы россияне приобретали и куда более дорогие туры – о них можно прочесть в этом обзоре

Редакция "Вестника АТОР"

Фото предоставлено Depositphotos.com

ВНИМАНИЕ:

Обновляемая таблица с условиями въезда в 100 стран мира находится здесь, а таблица с актуальными ограничениями в 85 регионах России - вот здесь.

Еще больше материалов от АТОР  в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram, или на обновления нашей странички в Facebook и сообщества АТОР "Вконтакте".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube и вступайте в официальную группу АТОР в "Одноклассниках".

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР