Польша и Чехия закрывают воздушное пространство для России. Чем это грозит туризму?

Польша с 02.00 субботы 26 февраля закрывает воздушное пространство для российских самолетов. Примеру соседей намеревается последовать Чехия. Ранее воздушное пространство с Россией не поделила Великобритания, которой в ответ запретили транзитные рейсы над Россией. О последствиях таких решений для туризма – в нашем обзоре.

ПОЛЬША И ЧЕХИЯ ЗАКРЫВАЮТ ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ САМОЛЕТОВ ИЗ РФ

Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий сообщил в Twitter, что с 02.00 26 февраля воздушное пространство Польши будет закрыто для всех российских авиакомпаний.

Аналогичными планами поделился и премьер-министр Чехии Петр Фиала, но сроки пока не ясны, а запрет пролета над Чехией может касаться не всех российских перевозчиков, передает Reuters.

В этой связи авиакомпания S7 Airlines отменила все рейсы в Европу с 26 февраля по 13 марта, о чем сообщила пресс-служба авиакомпании. Не вылетят рейсы в Бургас, Варну, Мюнхен, Вену, Дюссельдорф, Берлин, Верону, Болонью, Милан, Аликанте, Барселону, Ларнаку, Пафос, Салоники, Ниццу, Париж. Продажа билетов на эти рейсы после 13 марта временно приостановлена. Хотя на табло аэропорта "Домодедово" эти изменения пока (по состоянию на 20:00 25 февраля) не отображены - рейсы в Ниццу, Верону и Бургас пока в расписании без изменений.

Эксперты считают, что решение авиакомпании может негативно повлиять на возможности туроператоров по формированию туров на регулярных рейсах в Грецию и на Кипр и привести к удорожанию туров на регулярной перевозке. 

«Если запрет ограничится только Польшей, то облететь можно через Прибалтику и Германию. Если к санкциям присоединяется Прибалтика, то можно пользоваться коридором через Балтийское море», – говорит руководителя коммерческого подразделения туроператора «Интурист» Филипп Обручев-Миронов.

Эксперт также не исключил, что авиакомпаниям, из-за необходимости делать такой «крюк», придется выбирать для европейских направлений воздушные суда с увеличенной дальностью полета. По его оценке, несмотря на то, что в настоящее время пассажиропоток в Европу относительно небольшой, связанные с ограничениями расходы перевозчиков в любом случае будут заложены в стоимость авиабилета для пассажира.

В данном случае, с географической точки зрения, действия Польши и Чехии не имеют стратегического влияния на международные логистические связи с Россией. 

Как и в любой подобной ситуации, несомненно, действия указанных стран окажут негативное влияние как на туристическую отрасль, так и на сферу грузоперевозок. Но решающего значения для туризма все же иметь не могут. Проблемы возникнут в том случае, если к санкциям присоединятся другие страны ЕС, например Германия.

РОССИЯ ОТВЕЧАЕТ ЗЕРКАЛЬНО

Ранее сегодня Россия уже ответила на закрытие воздушного пространства Великобританией для «Аэрофлота» «зеркальным» закрытием воздушного пространства для всех самолетов, имеющих отношение к этой стране

«Аэрофлот», со своей стороны, был вынужнен приостановить выполнение всех рейсов в Лондон и Дублин по 23 мая 2022 года, о чем компания разместила сообщение на своем сайте.

По оценкам экспертов, с точки зрения влияния на мировую экономику подобные действия обоих сторон контрпродуктивны и, в конечном итоге, наносят финансовый урон обеим сторонам.

Во-первых, всякое ограничение на полеты влечет за собой не только увеличение полетного времени, которое авиакомпании оптимизировали десятилетиями с целью экономии топлива, но и дополнительные трудозатраты, связанные с формированием новых воздушных коридоров.

Во-вторых, это очень неприятно для самих «запретителей». Зеркальные меры со стороны России могут крайне негативно повлиять на конъюнктуру всего мирового авиарынка рынка: транзитные воздушные трассы над РФ в 2021 году использовали более 190 тысяч (!) воздушных судов в год – и это 80% от докризисных показателей.

Основными пользователями таких трасс над Россией сейчас являются авиакомпании Lufthansa и Air France. Трансроссийские трассы преимущественно использовались для грузоперевозок, их значение для перемещения грузов особенно выросли после начала пандемией. Хотя и пассажирское сообщение между Европой и густонаселенными странами Юго-Восточной Азии также ранее было организовано именно по этим маршрутам.

По ранее произведенным оценкам ущерб от необходимости облетать воздушное пространство России может достигать 80 тыс. долл. США и 4-5 часов полетного времени на каждый парный рейс, выполняемый перевозчиком. Все это точно отразится на стоимости билетов – разумеется, в сторону повышения. Для европейских путешественников, чей путь станет дольше в связи с необходимостью облетать Россию, их вояжи станут дороже.

«АЭРОФЛОТ» НЕДОПОЛУЧИТ РОЯЛТИ: БУДУТ КОМПЕНСИРОВАТЬ СТОИМОСТЬЮ БИЛЕТОВ

С другой стороны, за каждый пролет над территорией России «Аэрофлот» (так повелось с советских времен) получает от зарубежных перевозчиков платежи в виде роялти, которые в докризисную пору могли составлять совокупно до 800 млн долларов в год, но в среднем варьировались в пределах 400 – 500 млн долларов в год. После 2020 года можно говорить о 75% - 80% от указанных сумм.

У российского нацперевозчика сейчас нет иного компенсаторного механизма, кроме как переложить недополученную прибыль (выпадающие доходы, заложенные в свое время в годовой бюджет) на плечи своих пассажиров – то есть повысить цену билетов.  

АВИАБИЛЕТЫ ПОДОРОЖАЮТ, ЕСЛИ НЕБО НА ЮГЕ РОССИИ НЕ ОТКРОЮТ

Дополнительные расходы авиакомпаний могут возникнуть также в связи с ситуацией на Юге страны. После закрытия аэродромов региона авиакомпании вынуждены пользоваться альтернативными маршрутами, которые могут занимать на 0,5 – 1,5 часа больше времени, что влечет за собой увеличение себестоимости рейсов.

Например, авиакомпания S7 Airlines объявила, что до 2 марта изменились маршруты части рейсов в обход закрытого пространства. Полеты из Москвы, Иркутска, Иваново и Новосибирска в Сочи, Минеральные Воды, Махачкалу, Владикавказ, Грозный, Ставрополь и Волгоград, а также в обратном направлении будут выполняться по изменённым маршрутам.

Время вылета из Москвы, Новосибирска, Иркутска и Иваново останется прежним, однако время в пути, а также обратного вылета сдвигается в среднем на 1,5-2 часа.

Авиакомпания «Россия» также сообщила о том, что полетное время по южным и восточным направлениям увеличится в среднем от 30 минут до 2 часов

По мнению экспертов, все эти дополнительные расходы и на российские, и на зарубежные рейсы авиаперевозчики (и российские, и иностранные,особенно – нацперевозчики арабских монархий Персидского залива, которым облетать закрытое небо максимально невыгодно) также скоро начнут включать в стоимость билета для пассажиров. В том случае, конечно, если ограничения не будут сняты в обещанный срок.

Любое удлинение маршрутов – это рост издержек для авиакомпаний», – говорит глава аналитического агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Но тяжелый удар рынку наносит сам факт наличия постоянных неожиданных изменений.

Если подытожить мнения экспертов, то авиакомпании могут приспособиться ко многим ситуациям, самое важное – это стабильность. Если ситуация будет переигрываться по семь раз на дню, то проблемы с задержками, сбоями в расписании и штрафами неизбежны.

Екатерина Тропова

Фото предоставлено сервисом depositphotos.com

ВНИМАНИЕ:

Обновляемая таблица с условиями въезда в 100 стран мира находится здесь, а таблица с актуальными ограничениями в 85 регионах России - вот здесь.

Еще больше материалов от АТОР  в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram, или на обновления нашей странички в Facebook и сообщества АТОР "Вконтакте".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube и вступайте в официальную группу АТОР в "Одноклассниках".

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР