Госдума на фоне острого кризиса в авиаперевозках приняла поправки в Воздушный кодекс. Согласно объяснениям Минтранса, документ призван помочь отрасли и сохранить парк воздушных судов в России, но некоторые депутаты опасаются как раз создаваемого им избыточного регулирования, а экспертное сообщество сомневается в его практической полезности.
Государственная дума РФ 11 марта в ходе пленарного заедания единогласно и без поправок приняла пакет поправок в Воздушный кодекс РФ.
Документ очень разносторонний и затрагивает широкий спектр вопросов, связанных с функционированием воздушного транспорта, не все из которых имеют непосредственное отношение к «антисанкционному» законодательству.
КАКУЮ ИМЕННО ПРОБЛЕМУ РЕШАЛИ В ГОСДУМЕ
По словам заместителя министра транспорта Российской Федерации Дмитрия Зверева, документ утверждает четкий порядок регистрации самолетов и вертолетов в российском реестре и правила их сертификации, наделяет Росавиацию более широкими возможностями, в том числе, по осуществлению контроля за выдачей сертификатов летной годности. И это делается с целью сохранения флота.
«Мы создаем четкий понятный механизм, сосредоточенный в Росавиации, начиная от установления норм летной годности и до проверок сертификационных центров», – сказал представитель Минтранса во время пленарного заседания Госдумы.
«Внесение поправок необходимо, чтобы жители России видели, что транспорт продолжает перевозить миллиарды пассажиров», – отметил председатель комитета ГД по транспорту Евгений Москвичев, пообещав, что это лишь первый пакет контрсанкционных мер и будут еще как минимум два.
ЗАКОНОПРОЕКТ ИМЕЕТ ОПОСРЕДОВАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К САНКЦИЯМ
По словам депутата и представителя Минтранса, для отрасли сейчас крайне важно сосредоточить всю полноту возможностей принятия решений и максимум контрольно-надзорных функций в руках одного ведомства, а именно Росавиации.
Другие депутаты отметили, что в этот закон включены нормы, которые не помогают преодолеть санкции, но создают избыточное регулирование в отрасли.
В частности, в нем предлагаются поправки, касающиеся сертификации аэродромных служб и выдачи пилотских удостоверений, что не имеет отношения к текущей ситуации. Такое мнение выразил представитель фракции «Новые люди» депутат Олег Леонов.
Ранее аналогичные опасения озвучивал эксперт в области воздушного права и безопасности полетов Андрей Шнырев.
«Перечисленные изменения не имеют отношения к вопросам противодействия санкциям», – отметил специалист в своей справке, представленной при подготовке законопроекта к рассмотрению.
Опрошенные «Вестником АТОР» эксперты рынка тоже выразили сомнения в практической полезности принятых поправок.
Они поясняют, что предложенные меры помогают урегулировать ситуацию только на уровне оформления документов, но по-прежнему не решают практические вопросы эксплуатации воздушных судов, обеспечения мобильности населения и транспортной связанности регионов. Кроме того, не упрощают, а, наоборот, усложняют работу отдельным сегментам авиарынка.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФЛОТА ЗАПЧАСТЯМИ ПО-ПРЕЖНЕМУ НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ
Вместе с тем следует отметить, что, судя по всему, единогласной позиции относительно методологии принятия антисанкционных решений нет и внутри профильных ведомств.
Накануне стало известно, что из Росавиации был уволен начальник управления поддержания летной годности воздушных судов Валерий Кудинова, который на отраслевой конференциизатронуты жизненно важные проблемы отрасли, в частности, обеспечение комплектующими российского авиафлота.
Согласно заявлению г-на Зверева из Минтранса, вместе с Минпромторгом этим ведомством подготовлен комплекс мероприятий по обеспечению флота запчастями, транспорта, и речь идет о поставке оригинальных деталей.
Как именно будет решен этот вопрос в отсутствие детального текста – пока непонятно, так как поставки сертифицированных запчастей напрямую запрещены производителям санкциями ряда стран против России.
АВИАРЫНОК ЖДЕТ РЕШЕНИЯ БОЛЕЕ ВАЖНЫХ ВОПРОСОВ
Решение отдельно взятого вопроса по переводу самолетов в российский реестр системную проблему обеспечения россиян возможностью пользоваться авиатранспортом не решает, подчеркивает эксперты.
Помимо упомянутой в законопроекте процедуры ускоренной регистрации воздушных судов в России и изменения норм поддержания летной годности, для функционирования отрасли необходимы более масштабные решения со стороны Минтранса и других профильных министерств.
Так, помимо вопросов техобслуживания и обеспечения комплектующими, нужно урегулировать вопросы собственности на сами воздушные суда. Но решение этого главного и системно значимого вопроса по-прежнему затягивается.
«Власти пока не приняли решение по выкупу иностранных самолетов российских авиакомпаний», сообщает РИА-Новости со ссылкой на директора департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности Минтранса РФ Алину Малышеву.
Екатерина Тропова
Фото lifeofpix.com
ВНИМАНИЕ:Обновляемая таблица с условиями въезда в 100 стран мира находится здесь, а таблица с актуальными ограничениями в 85 регионах России - вот здесь.
Еще больше материалов от АТОР – в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Читать новости можно, подписавшись на канал АТОР в Telegram, на сообщество АТОР "ВКонтакте" и в официальной группе АТОР в "Одноклассниках".
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".