Россияне в 2022 году планируют меньше путешествовать и видят счастье в простых вещах

Каждому второму туристу путешествие уже может быть не по карману в этом году. Все меньше людей в России включают путешествия и в понятие счастья – тут есть сдвиг к базовым потребностям. Те же, кто планирует туризм, по-прежнему предпочитают в основном пляжный отдых, круизы и поездку к родственникам.

На аналитической сессии MITT 2022, как и в прошлом году, прозвучал доклад «Планы путешествия россиян 2022 vs 2021». Подготовила его директор по маркетингу Ipsos в России Людмила Новиченкова на основе онлайн-опросов панели Ipsos-i-Say.

Следует отметить, что это исследование проводилось и в начале марта, так что в нем учтены те настроения, которые возникли сразу после резкого изменения геополитической ситуации.

ПУТЕШЕСТВОВАТЬ НЕ ПЛАНИРУЕТ ВДВОЕ БОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ

В 2022 году, согласно данным Ipsos, люди относятся к путешествиям с опаской. Так, если в ковидном 2021 г. не планировали отправиться в путешествие только 16% опрошенных, то в 2022 г. уже 32%, т.е. в 2 раза больше людей. Основная причина отказа – нехватка денег.

«Путешествовать для меня слишком дорого»,  –  сказали в 2022 г. 47% респондентов. В 2021 г. этот показатель не превышал 37%. 

Еще 30% опрошенных также заявили об «общей политической напряженности в мире» – такого показателя раньше просто не было. Еще 13% волнует закрытие аэропортов и отмена рейсов.

Очевидно, что обозначенная динамика будет только нарастать, особенно в условиях продолжающегося конфликта и экономической нестабильности, вызванной санкциями.

ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ ТОЖЕ ПОСТРАДАЕТ. СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ ОБВАЛИЛСЯ

Несмотря на то что планирование путешествий за границу, в т.ч. в страны СНГ, в нынешних условиях резко снизилось (21% опрошенных в этом году заявили что планируют зарубежные путешествия – против 36% в прошлом), исследователи не заметили и роста интереса к поездкам по России.

Здесь скорее стоит ожидать снижения спроса. Так, если в 2021 г. по России хотели отправиться 69% респондентов, то в этом – уже 58%.

При этом, если брать динамику по видам путешествий, в т.ч. и заграничным, то интересно заметить, что снизился запрос на пляжный отдых (58% респондентов выбирают такой вид отдыха в этом году – против 70% в прошлом). Впрочем, пляжный туризм по-прежнему остается самым востребованным у наших туристов, просто выбор морей в условиях закрытых границ резко уменьшился. Но отправиться в экскурсионные туры тоже готова достаточно большая доля опрошенных: 46%. (в прошлом году такого вопроса не было).

И все это очень неплохо по сравнению с событийным туризмом – здесь падение катастрофическое – в 3 раза. Поездки на фестивали и спортивные соревнования для многих людей стали казаться откровенно ненужными тратами.

Также наблюдается существенное падение интереса к горнолыжному и медицинскому туризму, экстремальным видам отдыха, совмещению отдыха с удаленной работой и поездкам с целью обучения.

При почти повсеместном падении, планы россиян на речной или морской круиз практически не изменились по сравнению с прошлым годом – среди планирующих отпуск этот вид отдыха кажется оптимальным для 17% в 2022 г (18% в 2021 г.).  Также далеко не все отказались от идеи навестить своих родственников и знакомых за пределами РФ – 39% в этом году против 47% в прошлом.

КОВИД ВСЕ ЕЩЕ ПУГАЕТ ЛЮДЕЙ, ХОТЯ И МЕНЬШЕ, ЧЕМ ГОД НАЗАД

Несмотря на то что внешнеполитическая повестка практически полностью заменила собой ковид, далеко не все туристы чувствуют себя в безопасности.

Например, 28% опрошенных по-прежнему готовы отказаться от поездки из-за страха заболеть в путешествии (в прошлом году их было 42%), а 11% не готовы проходить карантин или получать соответствующие документы (в прошлом году таких было 29%).

В целом же количество тех, кто считает, что все ограничения для путешествий нужно снять, выросло, – теперь их 33% против 26% в прошлом году.

ТУРИСТЫ ИЩУТ СЧАСТЬЯ В ДЕТЯХ И БАЗОВЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНИ

В 2022 г., согласно данным Ipsos, произошла еще одна любопытная метаморфоза – все меньшее количество людей ассоциирует свое счастье с возможностью путешествовать. Так считает только 34% респондентов в этом году, хотя в прошлом подобных людей было 39%.

Зато теперь с понятием счастья все больше опрошенных россиян ассоциируют самые базовые условия жизни – вода, еда, жилище (их включили в ответ 45% в 2022 г. против 40% в прошлом году), личная защита и безопасность (23% и 21% соответственно).  

Опрошенные в 2022 году меньше ценят отношения – только 18% против 20% в прошлом году назвали друзей источником счастья, а с партнерами еще сложнее. Счастье в семье теперь находят только 45% людей по сравнению с 56% в прошлом году. Как считает г-жа Новиченкова, на такую динамику показателей сильно повлияло длительное сидение дома и вынужденная закрытость во время ковида.

Зато, как и прежде, для всех опрошенных безусловным источником счастья по-прежнему являются дети – так ответили 58% респондентов (59% было в прошлом году). Также люди сильнее, чем раньше, считают счастьем «наполненность своей жизнь смыслом» (49% против 42% в прошлом году).

Если же рисовать портрет туриста в 2022 году, то судя по результатам опроса Ipsos, женщинам намного важнее путешествовать, чем мужчинам – 39% и 28% соответственно.

Для молодежи 18-25 лет туризм гораздо нужнее, чем всем остальным – о важности путешествий в молодежной возрастной группе заявили 45% против, например, 35% таких ответов у респондентов в возрасте 36-45 лет.

Ольга Пегасова

Фото: АТОР

ВНИМАНИЕ:

Обновляемая таблица с условиями въезда в 100 стран мира находится здесь, а таблица с актуальными ограничениями в 85 регионах России - вот здесь.

Еще больше материалов от АТОР  в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать новости можно, подписавшись на канал АТОР в Telegram, на сообщество АТОР "ВКонтакте" и в официальной группе АТОР в "Одноклассниках".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР". 

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР