Туроператоры просят Центробанк решить вопрос с предоплатой зарубежным партнерам за своих туристов

АТОР направила официальное письмо в Центральный банк Российской Федерации с предложением позволить туроператорам предоплачивать услуги зарубежных партнеров (отелей, авиакомпаний и пр.) в полном объеме. Отсутствие такой возможности приведет к остановке работы даже с отелями Абхазии и Белоруссии, не говоря уже о Турции и ОАЭ.

Ассоциация Туроператоров (АТОР) обратилась в Центральный Банк РФ (Банк России) с предложением по внесению изменений в решение Совета директоров Банка России от 01 апреля 2022 года об установлении размера суммы отдельных операций резидентов и нерезидентов.

ПРОБЛЕМА: СЕЙЧАС РАЗРЕШЕНА ТОЛЬКО ПРЕДОПЛАТА В 30%

Напомним, что согласно этому решению Центробанка, компании-резиденты РФ могут по каждому контракту с иностранными юридическими и физическими лицами переводить за рубеж предоплату только в пределах 30% от суммы договора.

Это относится и ко всем контрактам, по которым иностранцы оказывают услуги за пределами территории России, но при этом в перечень исключений из введенных ограничений не включены международные контракты, заключаемые российскими туристическими компаниями.  

В АТОР поясняют, что контракты, заключенные с иностранными поставщиками услуг сферы туризма, практически всегда предусматривают полную предоплату стоимости их услуг, и требование внесения полной (100%) предоплаты – это обычай делового оборота, который содержится в подавляющем большинстве международных договоров туроператоров.

«Это относится ко всем видам туристических услуг: размещению, перевозке, экскурсионным, страховым и прочим услугам. И ко всем странам, и к дружественным, и в том числе к тем, которые принимают оплату в рублях (Белоруссия, Абхазия)», – подчеркивается в письме АТОР в адрес ЦБ РФ.  

КАКОВА ОСТРОТА ПРОБЛЕМЫ

В АТОР констатируют, что отсутствие туристических компаний в списке исключений  из правил применения решения Банка России от 01.04.2022 г., не позволяет туроператорам исполнять контрактные обязательства перед зарубежными партнерами, что может привести к ущемлению прав российских граждан.

«В случае отказа зарубежных компаний предоставлять услуги, оплаченные лишь частично, под угрозой срыва окажутся тысячи поездок россиян, с которыми у российских туроператоров заключены договоры о реализации туристских услуг», – говорится в письме АТОР.

Туроператоры действительно столкнулись с «платежным тупиком» в выездном туризме, подтвердил в беседе с редакцией вице-президент АТОР по выездному туризму, генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян.

«Фактически, еще во время пандемии вся туристическая индустрия в мире перешла на принцип полной предоплаты. Сейчас у зарубежных компаний нет никаких рычагов воздействия на российских партнеров в случае, если они по тем или иным причинам не заплатят остальные 70% от суммы договора. Поэтому никто из них на условиях «30% сразу, а остальное потом» работать с туроператорами из России просто не будет. Кроме того, это противоречит заключенным контрактам, и ряд зарубежных отелей уже их разрывает», – рассказывает Артур Мурадян.  

Проблема эта остра для всех открытых направлений, в том числе дял дружественных ОАЭ, Турции, Египта. Фактически, по словам вице-президента АТОР, сейчас работать на условиях 30% предоплаты не может никто, кроме туроператоров с собственными принимающими компаниями за рубежом – и то в случае, если у этих компаний есть значительный поток туристов из других стран с предоплатой 100% и благодаря этому есть возможность закрыть российскую «платежную дыру».  

Г-н Мурадян подчеркивает, что в условиях санкций каждый платеж от российских туроператоров теперь и так идет до зарубежных партнеров от 5 до 10 дней

«Зарубежные банки-корреспонденты требуют к каждому платежу массу документов, вплоть до того, за кого именно оплачивается отель и перевозка, не попадает ли туроператор, отель или турист под одну из 8257 санкций, введенных против РФ. И все это в ручном режиме. Иногда платежи отклоняются. Уже сейчас ситуации с задержками платежей приводит к скандалам: отели сообщают туристам, что их номер «не оплачен», а возможности оплатить его самим на месте у них, как правило, нет, так как не работают карты»,  – рассказывает эксперт.

Таким образом, если даже аванс в 30% зарубежные отели во многих случаях получают поздно, то ждать, что после отъезда туриста «когда-то» придет остаток суммы – не готов никто, резюмирует эксперт.  

Сейчас, по его словам, туроператоры пытаются работать с зарубежными партнерами, увеличивая сумму аванса так, чтобы «частичная» предоплата была по факту в размере полной. Но это, предупреждает г-н Мурадян, может привести в будущем к проблемам с несоответствием таких платежей законодательству о валютных операциях.

Но даже такой «кривой» путь сейчас возможен далеко не со всеми. Некоторые зарубежные отели, в основном в люксовом сегменте, вообще начали разрывать контракты с российскими партнерами, так как видят в невозможности получить полную предоплату нарушение договорных обязательств.

РУБЛЕВЫЕ ПЛАТЕЖИ В АБХАЗИЮ И БЕЛОРУССИЮ ПОЧЕМУ-ТО ТОЖЕ ПОД ОГРАНИЧЕНИЯМИ

Парадоксально, но платежи в рублях за границу тоже попадают под ограничения и правило о валютном контроле.

Вице-президент АТОР по внутреннему туризму, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин подтверждает: полную предоплату невозможно теперь произвести отелям, санаториям и принимающим компаниям в Белоруссии и даже Абхазии – стоит то же ограничение в 30%, так как несмотря на то, что валюта платежа – российский рубль, деньги платятся нерезидентам, и, соответственно, попадают под правила регулирования валютных операций.

«Сейчас наши партнеры и в Белоруссии и в Абхазии в глубоком недоумении по поводу возможности предоплаты только 30%. Фактически мы предлагаем им принимать наших туристов в кредит, на что, очевидно, никто не пойдет», – говорит г-н Ромашкин,

Некоторым государственным объектам Белоруссии прием туристов без полной оплаты и вовсе прямо запрещен местным законодательством. Что касается Абхазии, то платежи примерно половине партнеров осуществляются в рублях в абхазские банки и туда, согласно введенным ограничениям, тоже можно платить не более 30% предоплаты.

«Прямо сейчас, в апреле, и в Белоруссии, и в Абхазии еще не высокий сезон, и пока где-то у нас есть депозиты у партнеров. Кроме того, туристов еще не так много, и действует «кредит доверия». Но очевидно, что ближе к майским праздникам, когда счет туристам в той же Абхазии пойдет на десятки тысяч, селить клиентов российских туроператоров в кредит просто так, на честном слове, никто не станет. Получается, что не выведя даже рублевые платежи из-под ограничений ЦБ, мы сами себе срываем работу и по дружественным странам», – недоумевает Сергей Ромашкин.

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ АТОР          

АТОР предлагает Совету директоров ЦБ РФ дополнить перечень контрактов пункта 2 решения Банка России от 01 апреля 022 г., «контрактами (договорами), заключенными с нерезидентами, предметом которых является оказание туристических услуг, в том числе услуг размещения и перевозки».

Предложенные изменения позволят российским компаниям производить полную оплату туристических услуг и обеспечат бесперебойное выполнение обязательств туроператоров перед российскими туристами, отмечается в письме АТОР.

Редакция «Вестника АТОР»

Фото: FundsNet (лицензия Creative Commons)

ВНИМАНИЕ:

Обновляемая таблица с условиями въезда в 100 стран мира находится здесь, а таблица с актуальными ограничениями в 85 регионах России - вот здесь.

Еще больше материалов от АТОР  в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать наши новости можно в официальном канале АТОР в Telegram (там не только они), в сообществе АТОР "ВКонтакте" и в официальной группе АТОР в "Одноклассниках".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР". 

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР