В период кризиса экскурсионные туры в Европу пострадали сильнее всего. Соответственно и восстановление спроса на подобные направления сегодня идет куда медленнее, чем на страны, предлагающие пляжный отдых. АТОР поинтересовался у туроператоров, как в этом сезоне продавались турпакеты в Чехию.
Владимир Дорофеев, гендиректор компании «Верса»
Думаю, что можно говорить о том, что в кризис в первую очередь пострадали экскурсионные направления. И снижения спроса в прошлом году очень сильно ударило, например, по турам в Прагу. В этом сезоне происходит увеличение потока туристов и спрос постепенно выравнивается.
При этом, хотелось бы отметить, что «курортная» Чехия, в первую очередь Карловы Вары, оказалась более устойчивой к кризису и процент снижения был намного меньше. По итогам этого года, думаю, что Чехию можно будет отнесли к благополучным направлениям – на турпакеты есть хороший, устойчивый спрос, и по объемам продаж мы будем близки к выходу на докризисный уровень.
Однако цены в этом сезоне повысились. Особенно это коснулось авиаперевозчиков, хотельеры в этом отношении были более лояльны.
Елена Ермакова, руководитель департамента Восточной Европы компании «Русский экспресс»
Турпоток в Чехию в этом сезоне по сравнению с прошлым годом вырос на 20-25%. Однако повышение спроса шло не ровно из-за проблем с извержением вулкана: например, в июне загрузки практически не было. Зато сейчас мы наблюдаем и рост спроса, и увеличение глубины продаж. Традиционно, например, экскурсионные туры у нас бронируются за 2-3 недели, а сейчас, мы бронируем Прагу уже на ноябрь и даже новогодние праздники. Очень хорошо продаются туры и в Карловы Вары.
Вместе с тем, в середине сезона из-за большой перегрузки на чартерах, все лето были спецпредложения: туры просто «горели». В результате цены упали до 150-190 евро на человека за недельный тур при двухместном размещении. Но в сентябре-октябре стоимость пакетов приходит к нормальному уровню.
К сожалению, говорить о возврате к докризисному уровню пока можно только очень условно. Да, спрос вырос, но его оттянули на себя морские курорты – Турция, Египет, Доиминкана. Думаю, что сыграл роль тот факт, что в кризис многие отказали себе в отпуске и в этом сезоне у туристов отдых на море был в приоритете перед экскурсионными программами.
Геннадий Логачев, генеральный директор компании «Параисоль»
В этом году по Чехии не было ровного спроса: в течение сезона были периоды, когда наблюдалось падения, но в отдельные даты, напротив, продажи сильно расли. В среднем, думаю, что по итогам сезона увеличение составит порядка 15-17% по сравнению с прошлым годом.
Не стоит забывать, однако, о том, что мы не является классическим туроператором по Чехии – мы работаем в основном с индивидуалами и корпоративными клиентами. Так что те, кто отправился в эту страну в этом сезоне в первый раз – не наша целевая аудитория. Поэтому у нас, продажи по Чехии пока еще не подошли к докризисному уровню.
Кроме того, в этом году выросли цены на туры – в первом полугодии стоимость подняли авиаперевозчики, во втором – хотельеры.
Негативное влияние на продажи оказывает и политика посольства страны в этом сезоне. Дипмиссия сделала ставку на прямых клиентов, которым оформляют визы за 1-2 дня. Нам же задерживают выдачу документов, постоянно меняют правила оформления анкет, или просят, чтобы мы предоставили дополнительные сведения о туристах. Все это не способствует развитию туроператорского бизнеса на этом направлении.
Анжелика Пикалова, вице-президент по развитию компании «Ланта-тур Вояж»
В этом году у нас наблюдается стабильный рост турпотока в Чехию и осенью мы планируем еще улучшить свои показатели. В результате по итогам года, думаю, мы выйдем на докризисный уровень.
Среди туристов востребована как экскурсионная программа, так и лечение на Карловых Варах.
Однако, рост спроса на экскурсионку в этом сезоне я бы отметила отдельно. На осень мы даже будем продавать наш новый тур «Прага плюс сказочная Бавария». Уверена, что это будет хитовый вариант, поскольку в предлагаемой нами программе запланировано 12 экскурсий, которые оказываются очень востребованы в этом сезоне. Причем, потребителей интересуют также комбинированные туры, чтобы была возможность посмотреть несколько европейских городов сразу. Поэтому мы также предлагаем такие туры как Прага плюс Париж, Будапешт, Мюнхен или Вена.