25.06.2009
Перед началом летнего сезона многие эксперты сходились во мнении, что спрос на зарубежные курорты на фоне высоких цен снизится, и большая часть россиян ринется на курорты отечественные. О том, оправдываются ли прогнозы, и какие изменения затронули продажи туров на российские морские курорты, АТОР поговорил с генеральным директором компании «АЛЕАН» Ильей Уманским.
- Илья, как складывается для вас этот сезон? - Сезон получился непростой – в самом его начале рынок был настроен более оптимистично, наши агенты отмечали увеличение интереса клиентов к российским курортам. И действительно, март показал очень позитивную динамику: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, продажи выросли в два раза. Теперь же вырисовывается реальная картина: по нашим прогнозам, в целом по сезону спад составит порядка 10-15%. - В преддверии сезона с высоких трибун говорилось о том, что цены на курортах черноморского побережья будут падать. Произошло ли это на самом деле? - О масштабном снижении цен я бы не говорил. И хотя ряд крупных объектов размещения действительно смог удержать цены на уровне прошлого года и даже понизил их, все равно, в рамках Краснодарского края в целом, рост цен составил в среднем 15%. Санатории и пансионаты сложно в этом случае в чем-то осуждать. Существуют объективные реалии, например, инфляция и, как следствие, подорожание продуктов питания, рост коммунальных платежей, повышение налога на землю. Соответственно, рост цен неизбежен. - Сложно в такой ситуации заставить российского туриста отдать предпочтение отдыху в России? - Заставить никого нельзя…Страна большая, и тот, кто ездил отдыхать в Россию, будет продолжать это делать. К тому же, курорты активно развиваются, строятся качественные отели, возводится современная инфраструктура, и уровень отдыха в России приближается к уровню других стран с длительной туристической историей, и мы этому всячески способствуем. - Были какие-то особые подходы в подготовке этого сезона? - В этом году мы крайне взвешенно подошли к формированию продукта, нами была выбрана стратегия, которая оказалась весьма действенной. Оставаясь верными своему принципу предлагать качественный отдых, мы подобрали самые дешевые варианты в каждом конкретном продуктовом сегменте. Например, если это объекты эконом-класса, то выбирали самый эконом. И не прогадали. Туристы, в рамках интересующей их категории, выбирают тот вариант, на котором можно сэкономить. Ну и, конечно, очень внимательно пришлось проработать ценовую политику, в рамках этого года особенно важно обеспечить хорошую загрузку объектов размещения, с которыми мы работаем, ведь кризис больнее всего ударит именно по ним. В такие периоды очень важно показать себя как надежного партнера. - В чем, как вы считаете, заключается ваше главное достижение на арене конкурентной борьбы? - Наше главное преимущество – это технологичность. Мы понимаем, что для многих турагентств Россия – не основной продукт, следовательно, оператор по этому направлению должен быть максимально доступен и удобен, особенно в случаях, когда обращения к нему не часты. Поэтому все наши усилия направлены на то, чтобы предоставить агенту максимально комфортные условия работы с нами. Мы постоянно совершенствуем нашу систему оn-line бронирования, разрабатывая все новые сервисы, чтобы максимально упростить процесс подбора тура и его бронирования. Кроме того, в ближайшее время мы запустим систему приемов платежей через терминалы оплаты сотовой связи. Таким образом, все агентства на территории России смогут моментально оплатить тур, что особенно удобно в случае с горящими турами. - Ваша технологичность заключается только в компьютерных технологиях? - Не только… В процессе подготовки к сезону мы переформатировали наш департамент по работе с турагентствами. Сделав ставку на личные взаимоотношения между менеджерами компании и сотрудниками агентств. Теперь департамент состоит из четырех секторов, за каждым из которых закреплена своя группа партнеров. Идя на этот шаг, мы пожертвовали своими экономическим интересами, понимая, что такой формат департамента значительно затратней. Однако ведь работа строится на взаимодействии не организаций, а людей. - Вы заметили какие-то новые тенденции на рынке этом году? - В этом году в связи с общим психозом на тему кризиса турист стал чаще обращаться к прямому «букингу» на объекты размещения, это отмечают и наши агенты, и сами средства размещения. На этой волне очень своевременно прозвучало заявление мэра Сочи Анатолия Пахомова на тему скорой «смерти» операторов и перехода всех туристов к бронированию номеров в гостиницах Сочи через интернет. - А какое ваше отношение к этому заявлению, нужны операторы или нет? - Я считаю, что в его заявлении есть здравое зерно. Как на Западе, так и у нас, есть определенная часть туристов, готовая самостоятельно организовывать свой отдых. Ведь есть же люди, которые, приобретая в магазине телевизор или стиральную машину, устанавливают их дома сами, а есть те, которым нужны специалисты по установке. Так же и в туризме, всегда останется клиент, который нуждается в сервисе оператора, начиная с подбора тура и организации трансфера и экскурсий и заканчивая помощью представителя турфирмы в экстренной ситуации. - Строить прогнозы – дело неблагодарное, и, тем не менее, с какими результатами планируете завершить сезон? - В начавшемся сезоне мы не бьем рекордов по прибыльности, тем более что год этот получился инвестиционный. Теперь у нас есть свой собственный офис – большой и просторный. Думаю, что это сезон уже сюрпризов не принесет, так что можно начинать задумываться о грядущем зимнем сезоне, на его счет у нас тоже много планов.