Объем номерного фонда качественных отелей в России должен увеличиться в 1,5 - 2 раза в течение пяти лет, рассказала глава Ростуризма Зарина Догузова. Вместе с тем она отметила значительное изменение структуры поездок по России. Эксперты предупреждают, что развитие номерного фонда в регионах должно быть «запараллелено» со стимуляцией спроса.
СТРУКТУРА ПОЕЗДОК ПО РОССИИ ИЗМЕНИЛАСЬ В ПОЛЬЗУ LEISURE
Структура спроса на поездки по России очень изменилась за последние несколько лет, – об этом в интервью телеканалу НТВ в рамках ПМЭФ-2022 рассказала глава Ростуризма Зарина Догузова. По ее словам, фактически в два раза увеличилось число поездок с целью туризма. Соответствующим образом сократилось число деловых путешествий.
«Сократилось количество бизнес-поездок в силу понятных причин: большинство мероприятий просто отменялось», – объяснила глава Ростуризма.
Доля отправляющихся на отдых, по данным Ростуризма, выросла в общей структуре внутреннего турпотока с 40% до 70%.
Оценки участников рынка делового туризма в целом подтверждают наблюдения Ростуризма, но, указывают они, структурные изменения не катастрофичны.
«Нужно понимать, что, конечно, с рынка ушли крупные международные компании, что в связи с эпидемиологической ситуацией некоторые мероприятия в регионах просто не проводились, но все же я пока не говорил бы про критическое падение в сегментах MICE и business-travel», – оценил ситуацию один из собеседников «Вестника АТОР».
По его же словам, в эих сегментах сейчас можно отметить и снижение среднего чека на деловые поездки – требования к выбору объектов размещений, например, у ряда корпоративных клиентов упростились.
СТРАНЕ ОСТРО НЕ ХВАТАЕТ КАЧЕСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ
В стране, по оценке главы Ростуризма, сейчас в любом случае не хватает качественных объектов размещения, так как учитывая ранее более популярный формат деловых поездок, качественный номерной фонд сейчас располагается, как правило, в мегаполисах. Отдыхать же люди, напротив, едут на природу и преимущественно – на море.
Одним из самых проблемных с точки зрения номерного фонда регионов остается Крым, соглашаются и глава Ростуризма, и эксперты рынка.
«Крым частично все же застрял в 90-х годах, его курортам еще предстоит радикальное обновление и большие стройки», – подтверждает один из ТОП-менеджеров туроператорских компаний.
Согласно оценкам главы Ростуризма, в ближайшие 5 лет в России номерной фонд в качественных отелях должен увеличиться «как минимум» в 1,5 - 2 раза.
«У нас сейчас 16 тысяч классифицированных отелей примерно на 800 тыс номеров. Но нужно понимать, что не весь этот номерной фонд соответствует требованиям взыскательного туриста. Очень много старого номерного фонда, который строился еще в советское время. Современных гостиниц – не более 30% - 40% от общего количества», – сказала Зарина Догузова.
«На текущий момент спрос превышает качественное предложение – нужно привлекать инвестиции, поддерживать инвестиционный климат», – отмечает глава Ростуризма.
НОВЫЕ ГОСТИНИЦЫ БУДУТ СТРОИТЬСЯ ПО ТРЕМ ПРОГРАММАМ
Для того, чтобы поставленная цель была достигнута, в стране сейчас реализуется несколько программ, направленных на развитие гостиничного бизнеса и строительство новых объектов размещения.
Один из основных векторов развития – это создание капитальных крупных гостиниц от 120 номеров с акцентом на курортные территории.
Ключевая программа в данном случае – льготное кредитование бизнеса на 15 лет под 5%, запущенная в 2021 году. По оценкам ведомства, уже в прошлом году в программу зашли 38 проектов на общий объем инвестиций в 200 млрд. Но строительный цикл подобных объектов составляет около трех лет, поэтому на молниеносный результат здесь рассчитывать не приходится.
Помимо этой программы действует также программа выделения грантов через регионы на развитие кемпингов и автокемпингов – гранты Ростуризма в 2022 году должны получить порядка 800 проектов.
Кроме того, новое направление этого года – создание сети быстровозводимых эко-отелей по модульным технологиям. В этом году, обещают в Ростуризме, по этой программе будет создано 2,5 тысячи номеров.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ НЕ ДОЛЖНО ОПЕРЕЖАТЬ СПРОС, ИНВЕСТИЦИИ И ПРОДВИЖЕНИЕ ДОЛЖНЫ ИДТИ ПАРАЛЛЕЛЬНО
Опрошенные эксперты рынка, соглашаясь с общей идеей необходимости развития гостиничной инфраструктуры, особенно в курортных регионах, подчеркивают, что работа эта должна проводиться точечно, прицельно, и всегда с оглядкой на реальный интерес туристов к определенным территориям.
«Важна параллельная работа по продвижению и инвестициям в регионах. Если просто так строить отели в тех регионах, в которых нет сейчас значительного турпотока, и не совершать дополнительных действий для привлечения путешественников, то появление нового отеля не приведет ни к чему, кроме падения загрузки у имеющихся», – рассуждает один из собеседников «Вестника АТОР» в гостиничной отрасли.
Кроме того, говорят эксперты, при структурных изменениях в общем объеме поездок по России, выражающиеся в росте доли массового туризма и переформатировании делового сегмента, рынку нужно не только строительство новых и дорогих «пятерок», но и массовая реновация, поддержание и развитие отелей всех категорий. Ведь, судя по макроэкономическим прогнозам, скорого роста благосостояния потенциальных путешественников ожидать не приходится.
Екатерина Тропова
Фото: скриншот эфира НТВ