Туроператоры называют текущий сезон уникальным. В конце июня раскуплены 80% всех предложений до конца навигации. Рассказываем, сколько стоят сейчас круизы, насколько востребованы оказались новинки, какие туристы «делают кассу» круизным туроператорам и будет ли куда расти речному рынку на следующий год.
СПРОС ВЫРОС МИНИМУМ НА ЧЕТВЕРТЬ
В этом году все круизные туроператоры отмечают высокий рост спроса на водные путешествия по России – в среднем продажи выросли на 25-30% по отношению к аналогичному периоду 2019 и 2021 гг.
Наиболее активно продажи кризов шли в период акции туристического кешбэка, который дал не менее 30% новых броней на май и июнь, изменив при этом глубину бронирования.
Так, корабли на майские праздники начали загружаться уже в марте – апреле, выходя практически на «стоп-сейл» примерно за 2 недели до старта. Эксперты отмечают, что это уникальная ситуация, которой давно в отрасли не было.
Среди других факторов роста – расширение ассортимента предложения. Дело в том, что в доковидные времена порядка 70% российских судов работало для иностранных групп, и только в этом сезоне они начали более-менее массово выходить на внутренний рынок. Яркий пример тому – компания «Донинтурфлот», которая впервые стала работать с российскими туристами в 2021 году, постепенно увеличивая свое присутствие в этом сегменте.
Наконец, сложная геополитическая обстановка и существенные ограничения по выезду на зарубежный отдых стали еще одним стимулом для наших туристов обратить внимание на речные круизы.
Отметим, что рост спроса на речные круизы в этом году наблюдается не только у круизных, но и у многопрофильных туристических компаний, которые никогда не специализировались на этом виде отдыха.
«В ЭТОМ СЕЗОНЕ ВСЕ МЕСТА В КРУИЗАХ БУДУТ ПРОДАНЫ»
Именно так оценивают сложившуюся ситуацию эксперты. На данный момент средняя загрузка по сезону доходит до 82%, очень многие теплоходы уходят заполненными на 100%.
При этом, отмечают эксперты, практически одинаково активно бронируются и длинные, и короткие круизы, и те, которые стартуют буквально завтра, и осенние предложения.
Хотя глубина продаж в целом остается неизменной, – длинные «отпускные» круизы, особенно если люди едут семьей или компанией, выкупаются за несколько месяцев, а короткие – за 15-20 дней до старта, туроператоры уверены, что практически все каюты на всех рейсах всех теплоходов в любом случае будут проданы.
Туристам, еще раздумывающим о круизе этим летом, надо спешить – и это не маркетинговые уловки. Места уходят за часы.
«Максимальная загрузка сейчас фиксируется, конечно же, на июль. Некоторые рейсы уже стоят в стопе. Ситуация по загрузке меняется ежедневно. Например, с наступлением жарких летних дней, два круиза в июле из Москвы на теплоходе «Феликс Дзержинский», продолжительностью 3 и 4 дня, были полностью закрыты буквально на глазах – за неделю село более 250 человек, и рейсы оказались в стопе», – рассказывает заместитель генерального директора по развитию компании «ВодоходЪ» Илья Суховольский. Он отметил, что на данный момент из 799 круизов компании в стопе уже находится 231.
«В этом году трудно выделить, где спрос высок, а где средний. Наши клиенты сейчас покупают все – и лоукостеры, и лайнеры люкс, и традиционные круизы до Питера, на которые приходится более трети продаж, и более редкие путешествия по Оке, и самый длительный – более 20 дней – круиз до Астрахани», – говорит Светлана Гончарова, директор по развитию круизной компании «Мостурфлот».
Она отмечает, что уже сейчас в компании загрузка на август составляет порядка 70% от общего объема. При этом есть осенние 14-дневные рейсы, где выкуплено уже более 80% кают.
«Да, активно продается все, – и лето, и осень, т. е. буквально все, что есть в продаже. Берут даже круизы на следующий год, конечно, менее активно, чем ближайшие рейсы», – сообщают представители круизной компании «Донинтурфлот», подчеркивая, что на всех теплоходах компании есть отдельные круизы, места в которых уже проданы на 100%.
«В конце мая «ВодоходЪ» открыл продажу круизов на 2023 год. На сайте представлено 13 теплоходов, до конца июля мы выведем оставшиеся суда и маршруты на 2023 г. Первые 800 броней на следующую навигацию уже есть. Обычно круизы за год бронируют постоянные клиенты. По акции раннего бронирования в сумме со скидкой постоянного клиента выгода доходит до 20%», – делится Илья Суховольский из «Водохода».
СКОЛЬКО СТОЯТ РЕЧНЫЕ КРУИЗЫ ЛЕТОМ 2022 ГОДА
Стоимость речных круизов на текущий сезон варьируется в зависимости от месяца круиза и тех скидок или акций, которые проводят круизные компании. Так, осенние традиционно продаются по ценам на 20% ниже летних.
В «Мостурфлоте» средняя цена круизных суток варьируется от 12,5 тыс. р. на человека в сегменте люкс и от 6 тыс. р. – на лоукостере с полным пакетом услуг. Сегмент премиум стоит порядка 8,5 тыс. р. за сутки на человека. В данный момент компания не проводит каких-либо дисконтных акций, кроме системы скидок для постоянных клиентов.
В «Водоходе» действует бонусная программа для постоянных клиентов, сейчас проводятся акции «Билет в подарок» и «Успей купить», скидка по которым может составить от 5 до 30%.
Цены в начале июля у «Водохода» стартуют от 6 тыс. руб. на человека в сутки в круизах класса «Водоход», от 9 тыс. р. в классе премиум, сутки в круизах класса люкс стоят порядка 15 тыс. р. с человека.
В «Инфофлоте» круизные сутки в среднем стоят 7,5-8 тыс. руб. на человека в каюте со всеми удобствами и от 10 тыс. р. – в каюте с балконом.
У «Донинтурфлота» средняя цена суток в круизе составляет порядка 9 тыс. р. на человека в сутки. Компания сейчас предлагает различные акции, по которым скидка может доходить до 20%, например 2+1, по которой дети до 14 лет могут жить в каюте люкс практически бесплатно.
КАССУ ТУРОПЕРАТОРАМ ДЕЛАЮТ НОВИЧКИ И «МОЛОДЕЖЬ»
В этом году у российских туристов наметилась еще одна интересная тенденция, – отправляться в круиз несколько раз за сезон.
«Мы заметили, что многие люди в этом году покупают круизы покороче, но несколько раз в год. Они первый раз отправляются в путешествие весной по кешбэку, затем летом с семьей или друзьями, ну и часто берут еще один круизный тур осенью, под закрытие навигации», – говорит Андрей Михайловский, генеральный директор круизного центра «Инфофлот».
По его мнению, сейчас так поступают в основном новички, – люди, которые в пандемию отправились в круиз впервые и распробовали его. Их привлекает и само путешествие, и то, что многие круизы проходят в формате «все включено» с минимальными дополнительными тратами.
Как бы то ни было, но то, что в сезоне 2022 года на теплоходы вернулись те люди, которые год или два назад отправились в российский круиз впервые, подтверждают все опрошенные «Вестником АТОР» эксперты. При этом большинство «новичков» – это люди достаточно молодого и среднего возраста, которые часто бывают более требовательными, чем постоянные клиенты компании.
«Сейчас многие туристы заменяют зарубежный отдых круизами по России, при этом, чаще всего, среди теплоходов компании «ВодоходЪ» они выбирают премиальный и люкс-сегмент, так как привыкли отдыхать с комфортом уровня отелей 4-5*», – рассказывает г-н Суховольский.
Такая смена части аудитории стимулирует круизные компании к дальнейшему развитию – в «Водоходе», например, в этом году предложили в общей сложности более 1000 круизов и 100 новых туристических объектов.
ВСЕ НОВИНКИ ГОДА БЫСТРО СТАЛИ ПОПУЛЯРНЫМИ
В нынешнем сезоне практически все компании представили новинки, которые сразу же стали популярными, раскупают места в круизах с новыми программами активно.
Так, у «Мостурфлота» очень быстро раскрутилось предложение по круизу «18+» на теплоходе «Россия», куда берут только совершеннолетних пассажиров.
«Это предложение вышло у нас в навигацию самым последним, но уже стало хорошо известно туристам, и мы видим по нему сейчас много бронирований», – отмечает Светлана Гончарова.
В компании «Донинтурфлот» в этом году появился новый маршрут на теплоходе «Принцесса Анабелла» по реке Волхов до Великого Новгорода. Все ближайшие рейсы на нем уже проданы.
Большое количество новинок в сезоне 2022 года представила компания «ВодоходЪ», – это и «круиз по вашим правилам» в новом классе «ВодоходЪ.Лайт», по которому на конец июня загрузка составляет 70%, и первый летний сезон на Байкале судна на воздушной подушке «Бирюса» в круизы, на котором уже отправилось в 2 раза больше туристов, чем зимой.
Кроме того, отмечают эксперты, в этом сезоне круизные туристы стали все больше интересоваться разными гастрономическими концепциями в путешествиях по России, продуктами местного производства и дегустациями отечественных вин.
Круизные компании поддерживают этот тренд: так, на теплоходах «Мостурфлота» появились новые сервисы, такие, как «Ярмарки на борту» и круизы с икорной дегустацией. Обе новинки пользуются повышенным спросом.
ДОКОВИДНЫХ ОБЪЕМОВ КРУИЗНЫЙ РЫНОК В ЭТОМ ГОДУ НЕ ДОСТИГНЕТ
Несмотря на активный спрос и бурный рост популярности российских круизов, достичь допандемийных объемов продаж, по мнению экспертов, рынок пока не сможет. Причина – потеря иностранных туристических групп, на который исторически, много лет, была ориентирована очень большая часть флота круизных компаний.
«К сожалению, даже растущий внутренний спрос пока не может позволить нам превзойти тот объем продаж, который был до пандемии», – уверена г-жа Гончарова. Она подчеркивает, что на российский рынок до сих пор вышли далеко не все круизные компании, которые раньше работали только с иностранцами.
К слову, в этом году крупные круизные компании тоже вывели на рынок только 50-70% своего флота. Так, в «Мостурфлоте» сейчас работает 11 лайнеров из 14, в «Водоходе» 20 из 26, в Донинтурфлоте 5 из 11.
Впрочем, если посмотреть планы компаний на следующий год, то количество теплоходов на внутренних маршрутах планируют только увеличивать.
Так, «Донинтурфлот» планирует вывести в 2023 году на линии уже 10 теплоходов, 5 из которых работают в этом году, а из новых в предстоящем сезоне - известный уже многим туристам «Сергей Дягилев» и 4 теплохода премиум-уровня: «Генерал Лавриненков», «Игорь Стравинский», «Тихий Дон» и «Александра (Т.Г. Шевченко)».
В «Мостурфлоте» должен появиться новый топовый лайнер «Петр Великий», в «Инфофлоте» заявляют о новом экспедиционном круизе по Оби и Иртышу на теплоходе «Северная сказка».
А «ВодоходЪ» введет в эксплуатацию в следующем году еще 3 теплохода. Это «Виссарион Белинский» с круизами из Перми, «Константин Федин», который будет выполнять круизы формата «ВодоходЪ. Лайт» и «Семен Буденный» (он будет работать на Нижней и Средней Волге).
Ольга Пегасова
Фото предоставлено круизной компанией «ВодоходЪ»