Туризм в России будут развивать по мастер-плану. Соответствующий проект запустил Ростуризм. На первой форсайт-сессии в рамках проекта туристического мастер-планирования с докладом выступила исполнительный директор АТОР, сопредседатель экспертного совета по развитию внутреннего и въездного туризма при Ростуризме Майя Ломидзе.
ЗАЧЕМ НУЖЕН МАСТЕР-ПЛАН
Основная задача туристического мастер-плана – повышение экономической, доходной роли туризма в экономике каждого региона и страны в целом. Туристический мастер-план России разрабатывается ООО «ПроГород» (группа ВЭБ.РФ) по инициативе Федерального агентства по туризму в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и будет представлен в Правительство до конца 2022 года. Реализация проекта запланирована до 2035 года.
Первый этап разработки туристического мастер-плана включает базовый анализ и определение основных тенденций пространственного развития туризма в РФ.
«Мастер-план станет инструментом для развития территории страны как единого туристического пространства и повышения ее привлекательности для российских и иностранных туристов. На первом этапе работ мы проанализировали туристическую инфраструктуру страны и ее сильные и слабые стороны. Комплексное исследование транспорта, туристических сервисов, маршрутов, объектов показа позволило сформировать общую картину и видение того, что нужно менять в первую очередь и какие направления туризма развивать», – рассказала Ксения Титова, руководитель Проектного офиса ООО «ПроГород», который занимается разработкой мастер-плана по контракту с Ростуризмом.
«Наша следующая задача – определить, какие объемы и уровень инфраструктуры должны быть сформированы с учетом полученных данных и как привлечь инвесторов к ее созданию, чтобы спрос был полностью удовлетворен», – подчеркивает Елена Лысенкова, заместитель руководителя Ростуризма.
Она отметила, что сейчас роль туризма в экономике страны недостаточно монетизирована.
«Потенциал нашей отрасли много больше 3% вклада в ВВП. В России уже есть монотуристические города, где 40-50% населения заняты в сфере туризма и гостеприимства, но есть и города, для которых туризм может стать спасением и перевести их на другой уровень экономического и социального развития. Результатом нашей работы должна стать схема развития туризма Российской Федерации до 2035 года, которая отражает вклад туризма в развитие экономики каждого региона и страны в целом», – отметила г-жа Лысенкова.
МАСТЕР-ПЛАН КАК ЧЕРТЕЖ ЕДИНОГО МЕХАНИЗМА ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ
В рамках проекта туристического мастер-планирования в Нижнем Новгороде на прошлой неделе прошла первая форсайт-сессия, посвященная межрегиональному сотрудничеству и мастер-планированию в туризме.
В сессии приняли участие более 100 представителей профильных региональных органов власти в сфере туризма из 69 регионов. Они обсудили возможности отраслевого мастер-планирования как инструмента развития туризма, учитывающего все компоненты, необходимые для работы отрасли.
В течение трех дней участники форсайт-сессии делились опытом в сфере развития инфраструктуры, логистики, кадров, работы с природными территориями и объектами показа.
Одной из главных целей групповой работы стало обсуждение моделей межрегионального взаимодействия, выявление новых точек притяжения и разработка новых межрегиональных маршрутов.
Вводную лекцию о значимости маршрутов в формировании мастер-плана прочитала Майя Ломидзе, сопредседатель экспертного совета по развитию внутреннего и въездного туризма при Ростуризме и исполнительный директор АТОР.
Она рассказала о видах маршрутов, его составляющих. Аудитория высоко оценила большое количество аналитических данных, подготовленных экспертами АТОР.
Исполнительный директор АТОР рассказала о том, как устроена система управления туризмом в регионах, о количестве туристско-информационных центров (ТИЦ) в каждом из регионов. К слову, есть в регионы, где нет ни одного ТИЦ, а есть такие, где их больше десяти.
Были также представлены данные о количестве национальных туристических маршрутов в регионах. Более чем в половине регионов России таких маршрутов вообще еще нет.
По словам Майи Ломидзе, важно понимать, что формированием туристических маршрутов должны заниматься представители туристического бизнеса (туроператоры), а не государственные органы. Поэтому в рамках презентации АТОР была представлена информация о количестве туроператоров в каждом из регионов России.
Майя Ломидзе отметила важность туристического мастер-плана как способа объединить все значимые для туризма в регионе факторы в единый эффективный механизм.
«Исторически сложилось, что туристско-рекреационные кластеры создавались отдельно от формирования маршрутов. Это подтверждается данными аналитиков АТОР. Если рассматривать регионы, где уже есть национальные туристические маршруты, только в трех из них есть хорошее взаимодействие между маршрутом и туристско-рекреационным комплексом. Более чем в 10 регионах РФ национальные туристические маршруты и туристско-рекреационные комплексы сосуществуют абсолютно параллельно, не взаимодействуя вообще. Еще в десяти взаимодействие есть, но очень поверхностное», – отметила глава АТОР.
По ее словам, первая задача мастер-планирования – увязать все значимые объекты для туризма (транспортная инфраструктура, достопримечательности, маршруты, природные и исторические объекты, нематериальные объекты и т.д.) со всеми остальными возможностями региона и в итоге создать полный «туристический профиль» отдельного региона или макрорегиона России.
«Мастер-план – это попытка увязать все значимые для туризма вещи в единое пространственное решение, объединяющее регионы, возможно, даже с единым «кодом», – отметила Майя Ломидзе.
БОЛЕЕ СОТНИ ПРОЕКТОВ НОВЫХ МАРШРУТОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПЕРВОЙ СЕССИИ
К слову, уже первая форсайт-сессия показала эффективность такой работы. В результате работы в группах регионы отобрали и представили более тысячи точек притяжения для туристов – объекты показа, исторические, природные достопримечательности. На этой основе в ходе форсайт-сессии были сформированы более 100 проектов межрегиональных маршрутов.
Разработка федеральной туристической схемы ведется с учетом мнений жителей регионов и туристов – в рамках проекта уже проведено масштабное социологическое исследование и серия глубинных интервью с представителями туротрасли, а на каждом этапе предусмотрено проведение форсайт-сессии с участием органов власти и экспертного сообщества.
Кроме того, в рамках проекта в июне запущена краудсорсинговая платформа развиваемтуризм.рф, на которой до 9 августа можно поделиться своими идеями и предложениями по развитию туризма в России.
Анна Бирюкова
Фото: Аналитическая служба АТОР, сайт Всемирного Банка