Количество международных пассажиров «Аэрофлота» вернулось к уровню 2000 года

Группа «Аэрофлот» потеряла 40% пассажиров в первом полугодии 2022 года в сравнении с аналогичном периодом 2019 года. На международных линиях ситуация на 63% хуже, чем в разгар пандемии, количество международных пассажиров компании уверенно стремится к показателям 2000 года, но может не дотянуть и до них.

Общий объем перевозок пассажиров авиакомпаний группы «Аэрофлот» за 6 месяцев 2022 года составил 17,2 млн человек, следует из сообщения пресс-службы «Аэрофлота».

Приводятся показатели авиакомпаний «Аэрофлот», «Россия» и «Победа».

ВСЕ ЗА ОДНОГО: ПОКАЗАТЕЛИ ВСЕЙ ГРУППЫ КОМПАНИЙ ТЕПЕРЬ КАК У ОДНОГО «АЭРОФЛОТА» РАНЕЕ

17,2 млн человек – это на 40% меньше, чем за аналогичный период 2019 года, когда услугами перевозчиков  группы («Аэрофлот», «Россия» и «Победа») воспользовались 28,2 млн клиентов. 17,8 млн человек тогда перевез непосредственно «Аэрофлот». В этом году услугами головной компании группы воспользовались только 7,9 млн человек.

Общие показатели деятельности группы компаний снизились даже по сравнению с первым полугодием 2021 года, когда авиационная отрасль еще не оправилась от пандемии. Тогда услугами перевозчиков воспользовались в совокупности 18,5 млн человек за полгода.

Цифры были ниже только в 2020 году, когда на фоне пандемии пассажиропоток за полугодие снизился до 12,9 млн человек.

ОТСТАВАНИЕ 0,2% ИЛИ В 5 РАЗ?

Минимальное (0,2%) отставание по группе компаний пока наблюдается на международных линиях (МВЛ) в полугодовом периоде – и в 2021, и в 2022 году ими воспользовались порядка 2,4 млн пассажиров.

Но для верной оценки этой цифры важно понимать, что в прошлом году в первом полугодии компании группы «Аэрофлот» еще не выполняли рейсов по ключевым международным направлениям. Даже рейсы в Турцию были перезапущены только 21 июня 2021 года.

Головная же компания группы (сам «Аэрофлот») в 2019 году перевезла на международных линиях 19,4 млн человек, то есть в 5 раз больше, чем ожидаемо сможет перевезти в 2022.

У экспертов есть все основания полагать, что по итогам года отставание усугубится ввиду медленного восстановления количества международных рейсов и скорого окончания высокого летнего сезона.

Также важно понимать, что в данном контексте значимость имеют не столько относительные, а абсолютные показатели – а они в принципе минимальны.

ПОКАЗАТЕЛИ «АЭРОФЛОТА» ВЕРНУЛИСЬ К НАЧАЛУ ВЕКА

Услугами самого «Аэрофлота» на МВЛ в январе – июне 2022 года воспользовались 1,68 млн человек, что на 11% меньше, чем в 2021 году (когда, напомним, международное авиасообщение было преимущественно закрыто). Даже в кризисном 2020 эти цифры были выше – 4,56 млн человек.

К сожалению, из-за разницы в методологии отчетности, из открытых данных сложно сделать вывод, когда в последний раз авиакомпания демонстрировала такие показатели. Но, согласно ранее опубликованным компанией материалам, например, за весь 2000 год международными рейсами компании воспользовались 3,7 млн человек.

Предпосылок к значительному росту производственных показателей в международном сегменте авиационные аналитики не видят. Даже вероятное открытие рейсов в Таиланд и на Сейшелы в конце 2022 года вряд ли значительно улучшит статистику.

Согласно ожиданиям специалистов авиационной отрасли, исходя из выставленных в продажу провозных мощностей, во втором полугодии 2022 года вся группа компаний предложит пассажирам максимум еще 2,25 млн кресел на международных линиях.

С учетом того, что с 2000 года юридический и операционный состав группы «Аэрофлот» неоднократно пересматривался, по прошествии 22 лет и при учете низких абсолютных чисел, эксперты рекомендуют в данном контексте пренебречь разницей между «Аэрофлотом» как отдельным юрлицом и группой компаний.

Поэтому речь может идти о том, что в международном сегменте национальный перевозчик «откатился» примерно на 22 года назад и не стоит ожидать, что по итогам года результат его деятельности превысит 3,93 млн пассажиров.

Годовой отчет Аэрофлота 2000 год, скриншот с сайта перевозчика.

СЧЕТ ПОШЕЛ НА ТЫСЯЧИ ВМЕСТО МИЛЛИОНОВ

Незначительное же отставание в процентном соотношении от прошлогодних показателей по группе компаний вызвано более динамичным восстановлением деятельности «России» и «Победы» на международных маршрутах.

В первом полугодии 2022 года услугами «Победы» на международных линиях воспользовались 245 тыс. человек, что на 10% больше, чем годом ранее, а «России» – 517 тыс. человек, что почти на 60% больше, чем годом ранее.

Но важно понимать, что на второе полугодие у «Победы» международных рейсов не запланировано в принципе, а «Россия» летает за рубеж на среднемагистральных SSJ-100 вместимостью до 100 кресел, и относительные показатели выглядят неплохо на очень низкой базе. 

В нынешнем пресс-релизе компании не приводится традиционной статистики за месяц - только за 2 квартал и за полугодие.

Так, в апреле – июне 2022 года национальный перевозчик на международных линиях обслужил всего 408 тыс. человек.Еще 241 тыс человек слетала за рубеж с «Россией». Показателями «Победы» можно пренебречь – речь о 3 тыс. человек за квартал. И это минимальные показатели из числа доступных открытых данных. Даже в кризисном для мировой авиации 2009 году цифры были в 2-3 раза выше.

ХУЖЕ ЧЕМ БЫЛО, ЛУЧШЕ, ЧЕМ МОГЛО БЫ БЫТЬ: ВНУТРЕННИЕ РЕЙСЫ ПОСТРАДАЛИ МЕНЬШЕ

Падение пассажиропотока на внутренних линиях (ВВЛ) не столь значительно, но тоже заметно: в первом полугодии 2022 года группа компаний недосчиталась 8,5% пассажиров в сравнении с аналогичным периодом 2021 года и перевезла между городами России 14,7 человек.

Непосредственно у «Аэрофлота» снижение составило 3,1% до 6,26 млн пассажиров, «Россией» воспользовались 3,15 млн человек, что на 9% меньше, чем годом ранее. «Победой» – 5,32 млн, падение составило 13,8%.

«На операционные результаты 2 квартала 2022 года оказала влияние сложившаяся внешнеполитическая обстановка и значительные ограничения на полеты. После снижения объемов в марте 2022 года во 2 квартале группа «Аэрофлот» активно восстанавливала показатели перевозок, среднемесячные темпы роста составили 19,5%: частично восстановлены международные перевозки, а также улучшилась динамика показателей внутренних линий», – говорят об этом представители группы компаний.

Эксперты ожидают, что по итогам года группа компаний предложит пассажирам еще 21,4 млн кресел на ВВЛ, то есть ее общий внутрироссийский пассажиропоток составит 36,1 млн человек. Совокупный результат деятельности перевозчиков незначительно превысит аналогичный в 2015 году, когда силами авиакомпаний группы было перевезено 39,4 млн человек.

Однако после 2015 года рост пассажиропотока измерялся двузначными числами, составляя 10-18% в год, сегодня же лучшее, чего ожидают специалисты рынка, это замедление динамики падения показателей.

Екатерина Тропова

Фото:Wikimedia Commons (Creative Commons license), фото в тексте – скриншот с сайта «Аэрофлота»

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР