Он узнает тебя из тысячи: в аэропортах протестируют систему доступа по биометрии

В России начинают тестирование биометрических технологий в аэропорту. Разбирались с экспертами Nemo.Travel, какие еще новые технологии для авиапассажиров сейчас разрабатываются, какие России нужны, от каких пришлось отказаться и что происходит с «авиатехнопрогрессом» в остальном мире.

СИСТЕМА РАСПОЗНАВАНИЯ БИОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ В АЭРОПОРТАХ

Технологическое решение: система распознавания биометрических данных для доступа в зону транспортной безопасности аэропорта, на входе на досмотр и в самолет.

Эта технология позволит автоматизировать все предполетные процедуры от момента регистрации до посадки в самолет. Вместо того, чтобы за каждую поездку три раза показывать в аэропорту паспорт, можно будет один раз сдать данные в российскую Единую биометрическую систему (ЕБС), дать согласие на их использование, и в прямом смысле «светить лицом» в аэропорту, не доставая почти бумажные документы.

Система распознования биометрических данных позволяет минимизоровать общение с персоналом аэропорта, фото Flickr (creative common licence)

Сама идея не нова и соответствует международным тенденциям. Минтранс, Минцифры и другие ведомства начали ее внимательно прорабатывать еще в 2019 году. Сейчас объявили о сроках начала «пилотного» проекта.

Эксперимент по использованию системы пройдет с 1 октября 2022 года по 1 сентября 2023 года в аэропорту Шереметьево. Тестировать будут на добровольцах старше 18 лет, которые согласятся предоставить согласие на обработку биометрических персональных данных.

Зачем это нужно? Для того, чтобы упростить все предполетные формальности для пассажира, уменьшить количество задействованного в процессе персонала, а также повысить уровень безопасности.

Судьба решения. 

«Тренд на цифровую идентификацию последние годы только усиливается. Для аэропортов это плюс с двух сторон – безопасность на транспорте, и  удобство для туристов. Мы ранее точно так же настороженно относились к биометрии для оплаты картами, а теперь мы это делаем ежедневно и это привычный процесс. Думаю, потребуется время, чтобы все системы были отлажены, а пассажиры научились доверять и пользоваться такой опцией», – говорит директор по продажам и маркетингу Nemo.Travel Владислав Шевцов.

Кроме того, есть еще масса вопросов, которые как раз и будут решаться в ходе пилотной части проекта: а если у туриста поменялся паспорт, то что делать? А если вообще не взять или потерять паспорт? И так далее.

Наконец, по словам эксперта, чтобы технологии обслуживания пассажиров в аэропорту стали действительно «безбумажными», надо будет решить и другие вопросы. И самый, пожалуй, болезненный: по-прежнему далекая от широкого применения технология, как электронные посадочные талоны.

БЕСКОНЕЧНАЯ ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСАДОЧНОГО В РОССИИ

Технологическое решение: электронный посадочный талон.

Теоретически, использовать эту удобную технологию в российских аэропортах можно с 24 февраля 2019 года, когда Минтранс окончательно разрешил посадку по электронному посадочному талону. До этого считалось, что ничего не работает, потому что «такие правила». Но когда, наконец, изменились правила, то выяснилось, что дело все-таки в технике.

В отличие от биометрической системы, чтобы пользоваться электронным посадочным талоном, ничего никуда заранее сдавать не нужно. Просто можно не распечатывать ни дома, ни на стойке авиакомпании те посадочные, которые пришли на почту от турагента или авиакомпании, а предъявлять их прямо в телефоне или на планшете.

В России электронные посадочные талоны, по крайней мере до кризиса, принимались в Домодедово, Шереметьево, аэропортах Казани и Уфы.

Зачем это нужно?

Электронный посадочный сложно потерять, он избавляет от очередей и позволяет экономить время, бумагу и нервы пассажира. Особенно привлекателен для необщительных мизантропов.

В некоторых аэропортах мира система электронных посадочных работает уже давно и эффективно. В самых прогрессивных из них можно еще сдать багаж с помощью терминалов самообслуживания, то есть обойтись в принципе без помощи персонала аэропорта, которого сейчас очень не хватает.

Судьба решения.

«Аэропорты России пока к электронным посадочным не готовы, им требуются специальное оборудование и софт. Причем не только в аэропортах Москвы или Санкт-Петербурга, а это большие затраты. Хоть стоимость оценить и сложно, но это десятки миллиардов для внедрения по всей РФ. А после – ежегодная эксплуатация и поддержка софта, оборудования, серверов», – говорит Владислав Шевцов из Nemo.Travel. 

По словам эксперта, несмотря на то, что авиакомпании лучше подготовлены к процессу (они-то со своей стороны посадочные талоны давно научились отправлять в электронном виде), не исключено, что для полноценной работоспособности всей системы потребуется дополнительная интеграция с зарубежными перевозчиками, чьи системы надо будет адаптировать «под российские аэропорты».

Российские аэропорты пока не готовы к использованию электронных посадочных талонов, фото MaxPixel

Но есть и еще одна, вообще не авиационных свойств проблема, которая мешает распространению практики использования электронных посадочных. Это великая и могучая бухгалтерия, которая не принимает от командировочных электронные посадочные. Делай что хочешь, но нужна «бумажка». «С печатью». С «синей».

«У многих все еще требуется подтверждение пролета для бухгалтерии. Если, к примеру, пассажир свой посадочный потерял, сейчас он обращается в авиакомпанию за справкой о полете, которая обычно еще и платная», – поясняют в Nemo.Travel.

Эксперт считает, что начало применения технологии идентификации пассажиров по биометрическим данным может приблизить и полномасштабную реализацию идеи электронного посадочного.

Но не все так просто. Многие светлые технические новинки так и нашли свое «место под солнцем» в российских аэропортах, напоминает Владислав Шевцов. Например, незавидной была участь инициативы по внедрению RFID-меток для багажа.

RFID-МЕТКИ ДЛЯ ОТСЛЕЖИВАНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ БАГАЖА

Технологическое решение. RFID-метки, позволяющие маркировать багаж в аэропортах и следить за его передвижением.

Отвечая вызовам времени, российские специалисты еще в 2019 году разработали специальную систему, которая позволяет отслеживать перемещение багажа пассажиров в аэропортах и во время перелета.

Одноразовая радиочастотная метка (со специальным микрочипом) прикрепляется сотрудником на стойке регистрации к чемодану и остается на багаже на протяжении всего полета. Пассажиру предоставляется номер треккера и он может отслеживать местоположение своих вещей через мобильное приложение аэропорта или авиакомпании.

Зачем это нужно? Согласно замыслу производителей (да и авиационных регуляторов), маркировка багажа RFID-метками позволяет сократить потери багажа на 70% процентов. Если чемодан улетит отдельно от пассажира, то его можно будет оперативно найти по чипу.

Судьба решения

В России, к сожалению, RFID-метки на багаже пока не прижились. Хотя мировая практика этого года показывает, что, вообще-то, это вещь нужная.

«Идея классная, но это сильно повышает стоимость перелета. Поэтому если к RFID-меткам и вернутся, то обязательными они точно не будут. Возможно, кстати, использовать решение как дополнительную опцию. Потребуется интеграция со всеми аэропортами и их системами. Но сфера применения все равно не бесконечная. Например, как пользователю мне нет необходимости отслеживать, «где именно сейчас мой багаж». Мне главное – чтобы он прибыл», – говорит Владислав Шевцов.

Использование RFID-меток позволит уменьшить количество потерянного багажа, фото MaxPixel

При этом специалист отмечает, что одноразовая метка – не самый оптимальный вариант для отслеживания багажа. Сейчас производители телефонов уже выпустили свои многоразовые метки. «А RFID обычно используют в магазинах – и на выходе стоят специальные датчики. То есть по-простому, это та же антикражная метка», – поясняет специалист Nemo.Travel.

Итак, давайте теперь фантазировать, что электронный посадочный есть и контроль вы проходите с использованием биометрических данных, но RFID-метку на багаж хотите и очереди избежать не удается. Но… для этого тоже придумали специальное решение. Правда, в России его пока нет и вряд ли в скором времени будет. Но все же.

ВИРТУАЛЬНЫЕ ОЧЕРЕДИ ПОЗВОЛЯЮТ БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ ПРОВЕСТИ В МАГАЗИНАХ

Технологическое решение. Виртуальная очередь. Та же очередь на стойку регистрации, но без необходимости в ней стоять «физически». Так называемая SEA Spot Saver – бесплатная цифровая система бронирования, которую используют для сокращения времени ожидания и уменьшения скопления людей в аэропорту.

Систему уже опробовали в Сиэтле и Лос-Анжелесе на пассажирах Alaska Airlines, United Airlines и Delta Airlines.

Виртуальная очередь в аэропорту позволит сократить время на ожидание при регистрации, фото Alaska Airlines

Зачем это нужно? Технология помогает устранить длинные очереди, тем самым улучшая качество обслуживания клиентов. Система значительно превзошла ожидания разработчиков, а общее время ожидания для пассажира сократилось до 10 минут.

Судьба решения.

На форуме FTE Global в 2021 году директор по инновациям в аэропорта Сиэтла Дэйв Уилсон поделился опытом использования Spot Saver. Их важного – благодаря экономии времени на стояние в очереди пассажиры проводят больше времени в ресторанах и магазинах, что крайне положительно сказывается на доходах аэропорта.

Решение пока признано жизнеспособным и перспективным. А для тех пассажиров, кому лень не только стоять в очереди, но и ходить по магазинам, придумали аэропортовых роботов-доставщиков.

РОБОТЫ-ДОСТАВЩИКИ ПРИВЕЗУТ ЕДУ ПАССАЖИРАМ В КЕНТУККИ

Технологическое решение. Автономные роботы-доставщики продуктов питания и покупок в аэропортах. Таких «поселили», например, в аэропорту Северный Кентукки. Их зовут Ottobots.

Роботы производства компании Ottonomy позволяют пассажирам заказывать бесконтактную доставку прямо к месту их нахождения в зале аэропорта.

Робот-доставщик работает в аэропорту Кентукки, фото Ottonomy

Зачем это нужно? Благодаря роботам путешественники могут выбирать через сайт или на мобильных устройствах продукты на вынос, напитки и товары для путешествий, которые продаются в розничных магазинах в зале ожидания. А роботы им их доставят.

Судьба решения

Даже маленькие аэропортовые роботы – тоже шаг в «беспилотное будущее», считает старший менеджер аэропорта по стратегическим инновациям Наашом Маркс.

«Следующее поколение не просто ждет автоматизации процессов в аэропорту. Они рассчитывают, что это будет нормой. Даже этот небольшой робот-следопыт может в конечном итоге привести к внедрению беспилотных автомобилей и многому другому», – цитирует специалиста издание Future Travel Experience.

В КАЧЕСТВЕ ВЫВОДА

При подготовке этого материала мы проанализировали довольно большой объем информации о новых технологиях для аэропортов. Несмотря на то, что тематических публикаций, профильных конференций и форумов, докладов, исследований и мечтаний очень много, далеко не все из них кажутся одинаково полезными.

Вектор развития современных аэропортов - автоматизация всех процессов, фото MaxPixel

Мир изобрел AR/VR для duty-free, массу бесконтактных технологий и даже NFT-авиабилеты, смысл существования которых пока вызывает гораздо больше вопросов, чем логичных ответов. 

Однако вектор понятен – создавая интеллектуальные системы обслуживания в аэропортах, бизнес пытается прийти к полной автоматизации. Например, Royal Schiphol Group запустила программу по созданию полностью автономного аэропорта к 2050 году. В частности, планируется замена на беспилотный всего транспорта в контролируемой зоне аэропорта.

Что дальше? Увидим.

Екатерина Тропова

Фото: Max Pixels, Flickr, Alaska Airlines, Ottonomy

 

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР