В стране – огромный спрос на внутренний туризм. Рынок пытается его удовлетворить, в том числе, формируя новые цифровые решения для тревел-индустрии. Одним из таких стали, например, «иммерсивные променады» (прогулки). Для туристов это новые ощущения и впечатления от поездки, а для бизнеса – новый подход к организации путешествий и выгода. Изучили что это такое и для кого.
Путешествующая аудитория в России в целом помолодела. Новое поколение туристов, отмечают туроператоры, уже гораздо более требовательно к организации своего отдыха в части впечатлений и ощущений от поездки. Те, кто выбирает для себя познавательные туры, уже не готовы довольствоваться типичной «обзорной экскурсией» с перечислением важных дат и фамилий.
По данным Ростуризма, 49% туристов ищут в России места, в которых они получат новые впечатления и эмоции, новый опыт. Туризм становится «экономикой впечатлений», а не просто осмотром известных достопримечательностей
Такой запрос туристов «на впечатления» стимулирует бизнес к поиску новых решений. Одним из таких трендов, отвечающих времени, можно назвать появление формата цифровых иммерсивных променадов – экскурсий «с погружением», но без гида.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ИММЕРСИВНЫЙ ПРОМЕНАД ОТ АУДИОГИДА
Аудиоспектакль или иммерсивный променад – это новая форма аудиоэкскурсий, сочетание исторической справки с театральной постановкой и элементами квеста. Человек, который выбирает для себя знакомство с городом или местом с помощью аудиоспектакля, становится не просто слушателем, но участником событий.
«Туристы запоминают экскурсии, которые не зацикливаются на датах, фактах и именах, а позволяют отыскать за фасадами домов, музеев, крепостей, замков неожиданные истории. Основа иммерсивного променада – истории людей прошлого, легенды, интересные и малоизвестные факты. В аудиоспектакле всегда есть загадка, интрига, которая цепляет слушателя с первых секунд, вызывает желание узнать: что же будет дальше?», – рассказывают эксперты компании Proemocii, которая разрабатывает и создает иммерсивные променады.
В иммерсивной прогулке турист отправляется по маршруту, следуя за голосом в наушниках, но это не «аудиогид».
Для большей вовлеченности используются звуковые спецэффекты и элементы театральных постановок.
«В одной из локаций экскурсии – статуя, которая при взаимодействии с ветром издает приглушенные звуки флейты. Если не знать об этой особенности статуи, то музыку вряд ли услышишь. Участник аудиоспектакля по подсказке проводника снимает наушники, прислушивается и наслаждается мелодией флейты», – приводят пример разработчики аудиоспектакля.
Для туриста такой формат экскурсии становится новым эмоциональным опытом, заставляет его «включать воображение». Например, проходя мимо кривых зеркал, путешественник слышит в наушниках голос, который предлагает ему всмотреться в отражение и найти там свой настоящий образ.
ЦИФРОВОЙ ГИД ПО МЕСТАМ БЕЗ ГИДА
Иммерсивные променады – это еще новый, цифровой, способ для туриста познакомиться с новым городом, историческим местом, природным объектом.
По отзывам тех, кто уже испытал технологию на себе, благодаря задействованной в процессе технике, а именно качественным наушникам с шумоподавлением, в процессе экскурсии удается отвлечься от посторонних шумов и погрузиться в повествование о маршруте.
Еще один плюс его для путешественников – это автономность. Выбирая для себя аудиоспектакль, турист может быть не привязан к расписанию группы, времени работы гида и не зависеть от возможностей принимающей стороны организовать мероприятие в какое-то строго определенное время.
Иммерсивные променады предлагаются и в тех локациях, где гиды традиционно просто отсутствуют. Например, так появился иммерсивный променад – прогулки к Агурским водопадам.
«Дорога туда занимает более 2 часов, но на самой этой территории нет гидов, которые могли бы рассказать о местности, обратив внимание туристов на важные детали. А это удивительное место, наполненное уникальными растениями, природным рельефом и духом легенд. Важно было не потерять эту атмосферу», – говорят в компании.
ЗАЧЕМ ИММЕРСИВНЫЕ ПРОМЕНАДЫ ТУРИСТИЧЕСКОМУ БИЗНЕСУ
Для российского туристического бизнеса иммерсивные прогулки – это цифровой инструмент, который позволяет решить сразу несколько задач.
Туроператорам использование такой технологии на обслуживаемых ими маршрутах позволят привлечь большее количество туристов, сократить затраты на гидов, получать в дальнейшем пассивный доход.
Например, так проблему нехватку гидов на маршруте решил один из туроператоров Калининградской области. Использование аудиоспектакля дало туроператору возможность сделать экскурсию по Светлогорску, которая до этого проводилась всего дважды в неделю, ежедневной. Новый формат знакомства с городом увеличил приток туристов.
Иммерсивные променады применимы в музеях, так как позволяют сделать экскурсию более интересной для посетителя, привносит новое в стандартные повествования об экспозициях и глубже погружают клиента в историческую среду. Что, в свою очередь, прямо влияет и на посещаемость.
Кроме того, аудиоспектакли в целом могут способствовать уменьшению себестоимости проведения экскурсий, что делает розничные цены на них более доступными для туристов.
Аудиоспектакли могут быть использованы в качестве инструмента для брендинга территорий. В частности этот эффект достигается благодаря тому, что иммерсивные прогулки предполагают активное взаимодействие с городской средой. Это признали, в том числе, профессионалы турбизнеса: иммерсивная прогулка по Светлогорску от компании Proemocii выиграла спецприз жюри премии «Серебряный Лучник Северо-Запад» в номинации «Развитие и продвижение территорий».
СКОЛЬКО СТОИТ РАЗРАБОТКА ИММЕРСИВНОГО ПРОМЕНАДА
Экономика процесса складывается таким образом:
- Стоимость создания променада в среднем составит 300-400 тыс. рублей
- Стоимость экскурсии для одного туриста, например, в Светлогорске, 500 рублей.
- Заказчики и создатели рассчитывают, что на данном этапе услугой в Светлогорске будут пользоваться 120 туристов в месяц.
- Соответственно, при таких схожих показателях срок окупаемости проекта составит 5-6 месяцев. Но разработчики утверждают, что некоторые проекты окупаются за 2-3 месяца.
Кстати, сейчас в Proemocii готовы бесплатно разработать концептуальные идеи для новых имерсивных променадов, погрузившись в специфику каждого заказчика и предложив сюжеты. А еще можно связаться с компанией оставив заявку и заполнив бриф.
КАК СОЗДАТЬ СВОЙ ИММЕРСИВНЫЙ ПРОМЕНАД?
Средний срок создания иммерсивной прогулки у компании Proemocii составляет порядка трех месяцев. Например, над маршрутом «Душа города» по Сочи работали 4 месяца. В экстренном случае команда обещает управиться и за полтора месяца, но в идеале времени надо больше, рассказывают разработчики.
Создание каждого променада – это, по сути, ручная работа, как с хорошим музыкальным инструментом.
На первом этапе в Proemocii прорабатывают и согласовывают с заказчиком сам маршрут: в том числе замеряется время его прохождения.
Разработчики рассказывают, что, например, в случае с Сочи необходимо было создать комбинированный вариант, который подошел бы как для групповых, так и для индивидуальных экскурсий. А в случае со Светлогорском сам привычный туристам маршрут реальной экскурсии пришлось скорректировать, поскольку он был сложен для самостоятельного изучения без гидов.
На втором этапе под утвержденный маршрут прорабатывается сценарий аудиоспектакля.
В первую очередь, подбираются исторические сведения, чтобы информация была достоверной, «но без скучных дат и избитых фактов», как говорят в Proemocii. Материал подбирается отовсюду: из книг, архивов, из рассказов краеведов и опытных гидов и даже с форумов местных жителей.
С учетом составленного маршрута и собранного материала создается легенда и формируется сюжет спектакля.
К этому тоже подход обстоятельный: в компании Proemocii отмечают, что одной из важнейших составляющих в разработке иммерсивной прогулки остается работа профессиональных режиссеров. Именно их участие позволяет внести в экскурсию элементы спектакля и сделать туриста участником событий, а не просто слушателем. Над каждым променадом работает целая команда – в том числе, лауреатов конкурса «Золотая тропа России».
Наконец, оформляется звукорежиссура аудиоспектакля и создается сама запись в студии.
В итоге всего процесса заказчик получает готовый, «индивидуально настроенный», продукт, а конечный потребитель – новые эмоции.
Екатерина Тропова
Фото и видео: предоставлены компанией Proemocii