Мужчины и работа по воскресеньям: какое будущее ждет российские санатории?

Цена на санатории растет, наблюдается дефицит мест, но количество дней пребывания на санаторном отдыхе россиян сокращается – таков тренд сегодняшнего рынка. При этом у российского санаторного отдыха «женское пожилое лицо», а стоимость такого отдыха не может конкурировать с пляжным и экскурсионным отдыхом в тех же регионах. Что делать? 

СПРОС НА САНАТОРИИ НЕ СНИЖАЕТСЯ ТОЛЬКО ЗА СЧЕТ ВОЗРАСТНОЙ ЖЕНСКОЙ АУДИТОРИИ

Спрос на российские санатории сейчас выглядит стабильным и достаточно высоким. Более того, этот сегмент туристического рынка является лидером роста в постпандемийный период.

«Сейчас наблюдается как общая тенденция к росту поездок в санатории, так и ощутимый рост спроса на них среди возрастной аудитории, которая еще недавно была под «ковидным» давлением и не могла даже выходить из дома», – говорит Сергей Ромашкин, вице-президент АТОР и генеральный директор туроператора «Дельфин».

Сейчас средний возраст туристов, отправляющихся на лечение в санатории, составляет 55 лет, а более широкий срез аудитории начинается от 40-50 лет и заканчивается возрастом 65+.

Но те, кто младше, отправляются в санатории гораздо реже – доля туристов от 18 до 30 лет составляет не более 12% от общего объема, так что, несмотря на рапорты отдельных здравниц, какого-то серьезного «омоложения» потребителей санаторных услуг в целом на рынке пока не происходит.

Если говорить о гендерной составляющей, то в санаториях (как и раньше) преобладают женщины – во всех возрастных категориях их в 2-4 раза больше, чем мужчин. И чем старше возрастная группа туристов, тем больше среди них женщин.

«Пока в России преимущественно женский санаторный отдых. А мужчины если и едут, то в те редкие заведения, которые специализируются именно на мужских проблемах со здоровьем, а не просто «полечить сердечно-сосудистую систему», – отмечает г-н Ромашкин. 

Очевидно, что санаториям стоит искать новую мужскую аудиторию в более молодых возрастных группах, говорят эксперты. Но это тоже сложно.

СОВРЕМЕННЫЕ КЛИЕНТЫ СКЛОННЫ СОКРАЩАТЬ ОТДЫХ В САНАТОРИЯХ

Желая расширить аудиторию и соответствовать потребностям более молодых клиентов, санатории все чаще предлагают новые программы, такие как post-covid, detox, а также передовые методы оздоровления. Появились и совершенно иные в плане философии здоровья заведения, такие как MAYRVEDA в Кисловодске или «Первая линия» в Ленинградской области.

Но и такие российские санатории часто сталкиваются с такими проблемами, как сокращение срока пребывания туристов. Возрастная аудитория более стабильна, так как располагает временем.

«Наши возрастные туристы в среднем проводят в санаториях от 12 дней, понимая, что меньший срок ведет к потере эффективности. Они скорее выберут отель меньшей звездности и дешевле, нежели сократят количество дней», – отмечает Наталия Лазарева, руководитель отдела маркетинга, рекламы и PR «ВЕДИ ГРУПП».

Но работающие люди склонны проводить в санаториях уже не так много времени – в среднем, 9-10 дней, а иногда и вовсе приезжая только на выходные.

По словам Сергея Ромашкина в интервью «Интерфаксу», среди туристов «Дельфина» средний срок санаторного отдыха с 2017 года сократился с 12 до 9 ночей.

«Причинами могли стать ускорение внутреннего темпа жизни туристов, такой же тренд как на отельном рынке. Отпуска стали короче, и санаторно-курортный отдых тоже», — пояснил тогда эксперт.

Но есть и еще один фактор: размытое маркетинговое позиционирование санаторного отдыха в целом и отсутствие работы с клиентом в агентствах.

«Иногда до 90% туристов в санатории – это новички, которые не всегда понимают, какую пользу может принести современный санаторий. Поэтому они часто используют его как SPA-отель или просто ходят на пляж вместо процедур», – отмечает г-н Ромашкин.

«С нынешним туристом необходимо работать дополнительно. Люди очень часто не могут сформулировать свой запрос заранее и приезжают с базовой недорогой программой, но уже после беседы с терапевтом докупают необходимые услуги на месте», – говорит г-н Ромашкин.

ПОРА НАЧАТЬ РАБОТАТЬ ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ И ДУМАТЬ О ЦЕНАХ

По мнению экспертов туррынка, в ближайшее время российские санатории все же не будут как-то кардинально трансформироваться в плане медицинских и оздоровительных услуг. Но, учитывая постепенное сокращение времени пребывания и запросы новых групп туристов, им стоит разработать более интенсивные и новые программы, которые будут давать выраженный лечебный эффект.

«Например, стоит рассмотреть оказание санаторных услуг по воскресеньям, чего сейчас не делается, а также разрабатывать специальные программы для мужчин, чтобы привлечь их в большем, чем сейчас количестве», – говорит Сергей Ромашкин.

И наконец, стоит подумать и о ценах. Следует признать, что отечественные санатории предлагают в целом дорогой отдых – средняя стоимость пребывания в них составляет 4-5 тыс. руб. в сутки (иногда и 8 тыс. руб. в сутки и больше), что порой бывает выше, чем стоимость семейного отдыха на море – почти на 40%.

С этим нужно что-то делать в государственном масштабе, и, возможно продумать для санаториев свою оригинальную схему «кешбэка» или иного непрямого субсидирования со стороны государства, отмечают многие опрошенные эксперты.

ПОЕДУТ ЛИ В РОССИЙСКИЕ САНАТОРИИ ИНОСТРАНЦЫ

Санаторно-курортные услуги в России по-прежнему привлекательны для туристов из других стран, в первую очередь из стран постсоветского пространства. Тут срабатывает и близость языка и культуры и то, что многие из них хорошо осведомлены о пользе отдыха в тех же Каминводах еще с советских времен.

«Пока мы можем рассчитывать преимущественно на дружественные нам страны, а также на тех, кому не хватает собственных санаториев. Например, в Белоруссии их много, они высокого уровня и стоят дешевле, а вот в том же Азербайджане санаториев меньше, и они имеют другой профиль», – уверен Сергей Ромашкин из «Дельфина».

При этом сам по себе потенциал у российских здравниц очень высокий – как отмечает г-жа Лазарева из «ВЕДИ ГРУПП», отечественным курортам есть что предложить иностранным туристам с точки зрения уникальных природных методов лечения. Тем более что за последнее время появились объекты высокого уровня, ничем не уступающие с точки зрения сервиса и размещения европейским отелям.

Ольга Пегасова

Фото: лицензия Creative Commons

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР