Представители туристической отрасли констатируют, что, несмотря на определенное увеличение количества рейсов за рубеж, рынку их по-прежнему не хватает. Именно дефицит международной авиаперевозки значительно увеличивает сейчас стоимость туров за границу.
СКОЛЬКО РОССИЯН СЛЕТАЕТ ЗА РУБЕЖ В 2022 ГОДУ
Спрос на отдых за рубежом и международные перелеты у россиян превзошел первоначальные ожидания авиационной отрасли. Международными рейсами только российских авиаперевозчиков могут воспользоваться по итогам года более 16 млн человек, хотя еще весной Минтранс озвучивал планы перевезти только 10 млн, пишет газета «Известия».
Что касается зарубежных авиакомпаний, которые продолжают летать в Россию, статистика есть за январь-сентябрь 2022 года. И она свидетельствует, что их услугами за означенный период воспользовались еще порядка 9 млн пассажиров.
С учетом того, что высокий туристический сезон уже закончился, а каких-то значительных изменений в географии авиаперевозок до конца года пока не запланировано, можно предполагать, что системно эти значения не поменяются.
То есть можно ожидать, что за рубеж по итогам года совокупно (на бортах и российских, и иностранных авиакомпаний) слетают 27-29 млн пассажиров.
РОСТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПАССАЖИРОПОТОКА НЕТ
Отметим, что рассуждения в ряде СМИ о «росте пассажиропотока за рубеж» мало оправданны. Нужно понимать, что сравнивать нынешние объемы с показателями 2021 года, когда в большинстве стран мира действовали жесткие ковидные ограничения, некорректно.
Для корректного сравнения нужно взять «нормальный» 2019 год. А в нем только российскими авиакомпаниями за рубеж слетало 55 млн человек. С учетом же объемов иностранных авиакомпаний, на международных направлениях в 2019 году было перевезено 74 млн пассажиров.
То есть на самом деле мы видим не рост, а падение в три раза.
УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА РЕЙСОВ ЗА РУБЕЖ ПРИВЕЛО БЫ К СНИЖЕНИЮ СТОИМОСТИ
В последнее время эксперты отмечают, что «острый кризис» авиаотрасли миновал и намечается «легкая тенденция к насыщению» рынка.
Увы, это не значит, что туристам и турбизнесу имеющейся авиаперевозки достаточно. Речь, скорее, может идти о том, что к определенному балансу пришли объем кресел на зарубежных направлениях и количество туристов, готовых покупать туры по существенно возросшей стоимости.
«Сейчас стоимость билетов за рубеж зафиксировалась, но рост цен в сравнении с предшествующими годами привел к снижению количества путешественников. Меньше стало спонтанных поездок. Те, кто часто летал, стали делать это реже», – отмечает один из собеседников «Вестника АТОР».
На нынешнем ценообразовании в туризме прямым образом сказывается и тот факт, что скромная нынче международная маршрутная сеть обслуживает, кроме туристов, большое количество транзитных пассажиров, которые потеряли возможность летать прямыми рейсами. Именно они раскупают то небольшое количество билетов, доступных по относительно низким тарифам.
По мнению экспертов, увеличение количества международных рейсов и усиление конкуренции привело бы к снижению стоимости авиабилетов для туристов, которая в этом году особенно существенно влияет на финальную стоимость турпоездки.
«Чем больше рейсов, тем больше для потребителя возможностей сэкономить», – говорит вице-президент АТОР и глава туроператора Space Travel Артур Мурадян.
По словам эксперта, особенно сильно нехватка рейсов за рубеж сейчас ощущается в российских регионах.
ПАССАЖИРАМ ДОСТУПНО В ДВА РАЗА МЕНЬШЕ ЗАРУБЕЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ, ЧЕМ В ПАНДЕМИЮ
Нужно иметь в виду, что хотя СМИ и пишут о «растущем» количестве международных перевозчиков, работающих в России, «растет» оно только по сравнению с мартом 2022 года, когда из страны ушли почти все авиакомпании.
Например, даже в кризисном 2021 году к услугам российских потребителей было порядка 70 перевозчиков, которые обслуживали рейсы в 50 государств мира. В 2019 же году только из одного московского аэропорта Шереметьево 31 авиакомпания летала по 158 направлениям в разных странах. А сегодня, по данным газеты «Известия», пассажирские рейсы из России выполняют 39 зарубежных авиаперевозчиков из 26 стран.
География полетов тоже важна. Сейчас к нам летают компании из Азербайджана, Алжира, Армении, Афганистана, Бахрейна, Белоруссии, Венесуэлы, Египта, Израиля, Иордании, Ирака, Ирана, Казахстана, Катара, Китая, Киргизии, Монголии, ОАЭ, Сербии, Сирии, Таджикистана, Туниса, Туркменистана, Турции, Узбекистана и Эфиопии.
Но из этого списка минимум треть направлений вообще не относится к туристическим, а Китай в принципе закрыт для туризма «по ковиду».
ТУРИСТИЧЕСКОМУ РЫНКУ ОСТРО НУЖНЫ ЛЮБЫЕ РЕЙСЫ В АЗИЮ И НА КАРИБЫ
Российскому туррынку, по словам экспертов, по-прежнему остро не хватает рейсов в Юго-Восточную Азию. Не лишним было бы авиасообщение с Латинской Америкой, со странами Карибского бассейна.
И если первый вопрос более-менее успешно начал решаться российскими авиакомпаниями, то на Карибы им летать сейчас особенно сложно в силу закрытого воздушного пространства над Европой.
Причем как бы ни было остро желание поддерживать именно отечественных перевозчиков и их деятельность в международном сегменте, туротрасли сейчас нужны любые рейсы. В том числе и зарубежных авиакомпаний. И в этом смысле сейчас стоит отходить от «принципа паритета» везде, где только это возможно.
По словам экспертов, иностранные авиакомпании более гибко подходят к сотрудничеству именно с туристическим рынком. Они с готовностью работают именно с туроператорами, гораздо охотнее предлагают им блоки мест и спецтарифы. Нашим перевозчиком в этом смысле еще есть, к чему стремиться.
Можно констатировать, что несмотря на периодически возникающие в российских СМИ бодрые рапорты о «росте количественных показателей деятельности пассажирской авиации», их все же следует переосмыслять критически. Так называемый «рост» в 2022 году достигается только и исключительно за счет эффекта низкой базы. В абсолютных значениях никакого «роста международных авиаперевозок», конечно же, нет.
И туристическому рынку с его спецификой даже с учетом снижения платежеспособного спроса все равно сейчас необходимо больше рейсов за границу.
Екатерина Тропова
Фото: АТОР