Национальные туристические маршруты становятся мощными драйверами роста туристических потоков в регионы и развития турбизнеса на этих территориях. Успешные кейсы из международного и российского опыта представили на петербургском TRAVEL HUB-2022.
ПОЧЕМУ ИМЕННО СЕЙЧАС ВАЖНЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ
На петербургском TRAVEL HUB-2022 состоялась дискуссия «Кому и зачем нужны Национальные туристические маршруты?», участие в которой приняли представители Минэкономразвития, туристических администраций регионов, турбизнеса, эксперты и АНО «Национальные приоритеты».
Модератором мероприятия выступила сопредседатель Экспертного совета по внутреннему и въездному туризму, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
К национальным туристическим маршрутам предъявляется набор критериев и стандартов, касающихся качества сервиса, логистики, проживания, экскурсионной программы и доступной цены. Выбирая поездку по каждому маршруту, турист сможет воспользоваться либо услугами туроператора, либо поехать самостоятельно.
Сейчас в России официально действует 37 национальных маршрутов, но продаются они по-разному. Одна из причин низких показателей продаж – отсутствие заинтересованности в развитии маршрутов как со стороны региональных администраций, так и местного бизнеса.
Как подчеркнула в ходе дискуссии сопредседатель Экспертного совета по внутреннему и въездному туризму, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, национальный туристический маршрут обязательно должен быть «живой и продаваемой историей», которая замотивирует людей туда поехать.
«Национальные туристические маршруты – входят в ту часть нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», которая касается повышения доступности путешествий по стране для широкой аудитории. Это особенно важно сейчас, поскольку доходы людей падают и нужно поддержать внутренний спрос», – отметила г-жа Ломидзе.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ И МИРОВОЙ ОПЫТ
История национальных туристических маршрутов не уникальна для России. Накоплен большой международный опыт: такие проекты были успешны реализованы в Испании, Норвегии, Англии и Австралии.
Один из самых известных примеров – Камино-де-Сантьяго, или, по-русски, путь Святого Иакова – самый популярный маршрут для паломничества в Европе. Благодаря ему Галисия, малоизвестный ранее регион на севере Испании, вошла в ТОП самых посещаемых местностей и самой Испании, и Европы.
Для привлечения паломников и туристов власти регионов, муниципалитеты и местный бизнес создали специальную ассоциацию, которая взяла на себя управление проектом. Важно, что его инфраструктура – дороги и указатели – была создана за счет государства.
Другой пример – «Живописные маршруты Норвегии», в рамках которого «зачинщиком» вновь выступило государство, за счет средств которого было создан общий архитектурный стиль проекта и дизайн туристической навигации. Бизнес подключился к проекту уже затем, когда зашла речь о создании конкретных элементов инфраструктуры. Сейчас на этом маршруте смотровые площадки, фотозоны, точки с информационными материалами.
Еще один европейский пример – стена Адриана в Англии. Это оборонительное укрепление длиной 117 км, построенное римлянами при императоре Адриане в 122-128 годах для предотвращения набегов пиктов и бригантов с севера. Вал пересекает северную Англию от Ирландского до Северного морей у границы с Шотландией.
Стена разрушалась, и территории, по которым она проходила, также медленно приходили в упадок из-за отсутствия экономического движения и туристов. Люди уезжали из этих мест в поисках работы. Но все изменилось, когда появился общий маршрут. За счет государственных инвестиций стену частично восстановили, сделали дороги, указатели, провели грамотный маркетинг и жизнь снова закипела. Подтянулся местный бизнес, появились рабочие места.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ: ЧТО ОНИ ДАЮТ РЕГИОНУ
Успешная практика накоплена и в российских регионах. Так, глава Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области Мария Трофимова рассказала о том, как национальные туристические маршруты помогли формированию туристического продукта сибирского региона.
«Про Тюменскую область еще 5-6 лет назад никто не понимал, где находится регион и не отождествлял его с туризмом. Были стереотипы про суровых нефтяников и непроходимую тайгу. Национальный туристический маршрут был нужен как модель по выстраиванию отраслевого механизма по формированию продукта. Первым у нас появился проект «Императорский маршрут» и его региональный маршрут «Романовы в Сибири», на базе которого мы разложили всю цепочку продукта и поняли, как складывается и работает вся система», – рассказала г-жа Трофимова.
Она подчеркнула, что задача бизнеса – зарабатывать, поэтому, когда заходит речь про национальный маршрут, нужно учитывать его эффективность не только для предпринимателей, но и для всего региона, который заинтересован в привлечении туристов.
У Тюменской области все получилось как с имиджевой, так и экономической точки зрения. Туристы поехали в регион, и доходы от туризма резко выросли. Так, в 2016 году турпоток в Тюменскую область составлял 1,4 млн человек, из которых 90% были деловые туристы. Поступления налогов от туризма составляли 400 млн. р.
В 2019 году, когда на территории региона уже работало два национальных туристических маршрута (второй – «В Сибирь по доброй воле»), турпоток вырос в 2,3 раза и составил 3,258 млн человек. В 2021 году налоговые поступления от туризма в бюджет региона составили 2,36 млрд р.
Достижение этих показателей, как отметила г-жа Трофимова, – результат «раскачки» национальных туристических маршрутов.
«Именно национальные туристические маршруты помогли заложить ту базу, с которой пошли качественные изменения в туризме и появился настоящий турпродукт. 20% сформированного организованного турпотока по национальному маршруту дают 80% прироста самостоятельных и индивидуальных туристов, которые тратят еще больше средств. Мы уже фиксируем дефицит номерного фонда, а значит, возникает потребность в строительстве новых отелей и продолжении инвестиции в туризм», – отметила Мария Трофимова.
ВЫБОРГ СТАЛ САМЫМ ПОСЕЩАЕМЫМ ГОРОДОМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Один из самых успешных национальных туристических маршрутов проходит по территории Ленинградской области. Это «История и тайны средневекового Выборга», который реализует туроператор «Невские сезоны».
Исполнительный директор компании Кирилл Соколов рассказал, что в этом году по маршруту проедет 4000 организованных туристов, а количество самостоятельных путешественников в разы больше.
«Национальный туристический маршрут – визитная карточка региона. Туристы, не зная регион, могут просто открыть и проехаться по национальному маршруту, увидев в этом туре все самое важное, что есть в регионе», – подчеркнул г-н Соколов.
По данным сервиса Ostrovok.ru, озвученным на TRAVEL HUB-2022, в Ленинградской туристы наиболее часто бронируют проживание в Выборге, лишь затем идут Пушкин и Петергоф.
СИНЕРГИЯ МЕСТНЫХ ТУРОПЕРАТОРОВ
Сергей Никулин, глава компании «Помор-тур» (Архангельская область), консолидатора национального туристического маршрута «Архангельск. Здесь начинается Арктика», подчеркнул и объединительную историю проекта. Для запуска маршрута местные туроператоры объединились.
«Чтобы минимизировать риски, создали пул туроператоров. Сегодня это шесть компаний. В итоге мы получили единый маршрут, цену, даты заезда и гарантированный график экскурсий до конца года и на весь 2023 год», – рассказал он.
Кроме того, появились дополнительные маршруты, например, семидневный маршрут на базе национального маршрута, а у туроператоров, участников проекта появились и другие собственные продукты.
«Мы чувствуем полезность национального туристического маршрута. Здорово, что такой проект есть, что он живой и развивается», – подчеркнул Сергей Никулин.
Елена Мягкова
Фото: АТОР