Оксана Булах: Доля туроператоров на массовых российских курортах выросла до 30%

Каким был 2022 год для внутреннего туризма, почему россияне все больше стремятся отдыхать поближе к дому, какую выгоду получили туроператоры от ухода «букинга» и что с происходит ранним бронированием летних туров на российские курорты – обо всем этом мы беседуем с Оксаной Булах, коммерческим директором одного из крупнейших игроков рынка – Национального туроператора АЛЕАН.

- Оксана, каковы итоги года у АЛЕАН в отношении продаж туров по России? Насколько вырос внутренний туризм в объемах, и что повлияло на это?

- По итогам 2022 года продажи туров по России у нас выросли в среднем на 16%. Разумеется, рост неравномерен. По Сочи мы видим прирост +30%, по Крыму падение в районе 35%.

Очень важным фактором роста наших продаж стало общее расширение ассортимента более чем на 50%. Благодаря этому Кавказские Минеральные Воды в объемах выросли на 47%.

Двукратный или превышающий это значение рост видим по Москве, Санкт-Петербургу, Башкирии, Горному Алтаю. В три раза увеличились продажи туров в Калининградскую область. Спрос на Байкал и Карелию вырос в полтора раза.

- А за счет каких объектов расширялся ваш ассортимент отелей в России?

-  Расширение ассортимента у АЛЕАН в 2022 году происходило в основном за счет, так скажем, ранее не совсем очевидного для нас продукта – гостевых домов, мини-отелей, а также апартаментов.

Кстати, именно последние дали такой прирост по Калининградской области. Сейчас доля апартаментов у нас не более 5%, но мы намерены ее расширять – это очень востребованный продукт в продажах агентств. 

- То есть, туроператоры тоже получили свою долю «малых объектов» после ухода «букинга» и Airbnb из России?

- Да, это так. В марте 2022 года, после ухода из России международных платформ бронирования, к нам в прямом смысле выстроилась очередь из владельцев такого рода объектов.

До лета нам удалось заключить договоры примерно с 2500 новыми партнерами, и это сразу дало нам расширение ассортимента на 30%. До конца года эта цифра выросла до почти 3 800 новых объектов.

- Год был сложными по ценам. Насколько, по вашим наблюдениям, выросли цены в этом году по сравнению с 2021 годом на отдых в России?

- По сравнению с выездными направлениями в России все в этом плане неплохо.

Средний чек по внутрироссийским турам с перелетом в 2022 году у АЛЕАН составил около 65 тыс. р. с человека. По сравнению с 2021 годом общее подорожание было в пределах инфляции, 10-15%.

Но, конечно, надо понимать, что это все же некая «средняя температура по больнице». Так, в высоком сегменте цены в 2022 году выросли больше – от 30% и выше. Но этот сегмент достаточно малочисленный – не более 10% от общего числа «коек» на курортах. В то же время в бюджетном сегменте многие отели держали цены прошлого года до июля, когда только и начался минимальный рост расценок, в пределах 10%.

Стоимость экскурсионных туров в Москву в 2022 году выросла на 10%, в Санкт-Петербург – на 15-20 %.

Отдельно хочу отметить, что, например, в Санкт-Петербурге такой рост был обусловлен прежде всего подорожанием транспортного обслуживания, питания, билетов в музеи.  А вот стоимость проживания в отелях здесь практически не изменилась по сравнению с 2021 годом: серьезную конкуренцию отелям уверенно составлял частный сектор – апартаменты, квартиры. На этом фоне отели Петербурга если и поднимали цены, то ненамного.

- Видны ли изменения в структуре предпочтений россиян в этом году по типу отдыха, классу отелей?

- Радикальных изменений в структуре продаж по видам отдыха по сравнению с 2021 годом мы не видим, но определенные тренды смещения спроса можно выделить.

Лидер продаж по 2022 году – это Краснодарский край. По итогам 2022 года доля пляжных туров у нас занимает по году около 45%, экскурсионных туров – порядка 10%. Остальное – это оздоровительный отдых, где лидируют санатории в Кавминводах, Башкирии, Алтая;   отели Москвы и Питера и отдых в загородных объектах по всей России.

Такая большая доля загородного отдыха – это важный тренд на отдых в своем или соседнем регионах, который будет, по нашим оценкам, играть все более важную роль на рынке внутреннего туризма.

Что касается предпочтений туристов по отелям, то в целом, как и ранее, порядка 70% туристов в целом по России выбирают трехзвездочное проживание. Но, например, в Сочи спрос на эту категорию отелей вырос на 11%, при этом на 40% увеличилось количество бронирований отелей 2*, и на 95% – отелей 5*. То есть рынок постепенно «расслаивается» по спросу.

В Кавминводах чаще всего туристы бронировали размещение в объектах категории 3* (48%). Отели 2 и 4* выбирали по 20% и 22%, и лишь 8% останавливались в санаториях 5*. Но при этом, больше всего спрос увеличился на санатории 4* (+45% к 2021 году). В экскурсионных турах туристы выбирали в 2022 году проживание в основном в отелях 3* и 4*, на их совокупную долю приходится свыше 80% всех бронирований.

- Вы сказали про тренд на рост доли загородного отдыха. С чем он связан?

- Очень много людей в России стали стремиться в этом году проводить отпуск, выходные в своем регионе или в ближайших к ним сопредельных, выбирая загородный отдых. Поэтому популярность загородных объектов растет везде.

Так, например, в структуре продаж АЛЕАН зафиксировано увеличение спроса на Урал и Сибирь на 66% – и практически весь поток туристов составляют жители этих же регионов.

Этот тренд подтверждается, в том числе, и ценовой динамикой: так, по нашим наблюдениям, отели в Ленобласти вросли в цене в среднем на 35% – из-за профицита спроса на фоне небольшой коечной емкости загородных средств размещения.

Вышеупомянутый тренд связан, в первую очередь, с логистическими сложностями и с ростом доли транспорта в общей стоимости путевки. Отмечаем продолжение «пандемийной» тенденции в росте количества туристов, которые выбрали путешествие на своем автомобиле.

Соответственно, при общем увеличении объемов продаж, доля пакетов с перелетом у нас в этом году не выросла, оставшись на уровне 35%. В целом, высокая доля цены перелета в составе стоимости тура (от 50 до 150% в стоимости пакета) будет и дальше стимулировать «автотуризм».

- У вас очень значительно выросли продажи Сочи, и, насколько я понимаю, Абхазии, Калининграда. Но в этих регионах, судя по их итоговой статистике, общий турпоток если и где-то вырос, то минимально. Получается, увеличивается доля туроператорских продаж?

- Да, это так. По нашей оценке, доля туроператоров в продажах отдыха летом на основных курортных направлениях уже близка к 30%. Люди начали возвращаться в турагентства. Поэтому, например, в той же Абхазии, где курортный сезон не показал выдающихся результатов, у нас продажи выросли почти на 50%, в Калининграде мы видим троекратный рост и так далее.

Отмечу также и другой интересный факт: у туристов начал расти спрос не просто на отели или пакеты, а на «впечатления» и новый опыт, то есть на нестандартные «авторские» программы. Особенно это касается регионов, где широки возможности экотуризма – Алтай, Сахалин, Башкирия и пр. И здесь предложения туркомпаний в приоритете. 

- Какая картина вырисовывается в конце декабря с ранним бронированием туров по России?

- В целом, сейчас у нас продаж туров по России на лето 2023 года по раннему бронированию на 15-20% меньше, чем в прошлом году.

Мы видим, что в этом году и отели в принципе очень сдержанно подходят к раннему бронированию, не имея возможности спрогнозировать изменение себестоимости.

Картина по рынку, разумеется, неравномерна. У отдельных объектов, например, в той же сети ALEAN Family, до 30% на лето уже продано. Но это только потому, что у этих отелей с точки зрения формата на рынке нет аналогов, и там до 70% возвратных клиентов.

- А что с ценами на 2023 год? Есть ли рост и какой он? Каковы ваши планы по расширению отельного ассортимента в следующем году?

 - В 2023 году АЛЕАН планирует и далее расширять ассортимент, подключать больше отелей к своей системе – как по основным курортным направлениям, так и по активно развивающимся, таким как Дагестан или Северная Осетия. Речь, как и в 2022 году, будет идти преимущественно о небольших объектах.   

Что касается цен. Пока окончательная ценовая конфигурация рынка на лето 2023 года еще формируется.

Сейчас случаи неоправданного завышения цен на следующее лето единичны, это не система. Но еще раз подчеркну: отелям сейчас очень важно понимать реальную картину рынка, коммуницировать с партнерами, чтобы не переоценить свои возможности и не оказаться полупустыми перед сезоном.

В целом, мы ожидаем, что картина с ценами и ранним бронированием окончательно прояснится ближе к началу февраля. Тогда, в зависимости от ситуации, продажи туров на лето 2023 года либо покажут существенный рост, либо продолжат идти в «шаговом» режиме, с глубиной около месяца.

Беседовала: редакция «Вестника АТОР»

Фото: предоставлено пресс-службой Национального туроператора АЛЕАН.

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР