Информация о давлении на авиавласти Турции со стороны Минторга США появилась в российских СМИ со ссылкой на The Wall Street Journal. Опрошенные «Вестником АТОР» эксперты призывают не делать скоропалительных умозаключений: эти ограничения со стороны США введены уже давно, а кто и когда захочет их исполнять – вопрос геополитики, а не авиационной отрасли.
Официальные лица США оказывают давление на Турцию, чтобы она запретила российским авиакомпаниям использовать на маршрутах между странами самолеты американского производства, – пишет The Wall Street Journal, называя этот призыв «стремлением Вашингтона убедить страны обеспечить соблюдение санкций, введенных против Москвы».
Кроме того, представители Минторга напомнили (это ограничение – не новое, оно было введено весной прошлого года) турецким коллегам, что, согласно их представлениям о взаимодействии с российскими самолетами, в Турции их нельзя ни заправлять, ни обслуживать.
Однако весь 2022 год, невзирая на действующие санкции Минторга США, все это (заправка и обслуживание) с российскими самолетами в Турции прекрасно происходило. А количество авиамаршрутов между двумя странами постоянно росло. Из чего можно сделать очевидный и довольно банальный вывод, что наличие санкций еще не значит, что их будут соблюдать третьи страны.
Хотя определенные ограничения (наложенные, правда, не США, а ICAO) при этом действуют: например, над Турцией не летали самолеты с так называемой «двойной регистрацией», что перед Новым Годом, в том числе, помешало выполнению полетной программы в Египет авиакомпании iFly.
По словам знакомого с ситуацией источника «Вестника АТОР», новые претензии Минторга США прозвучали после проверки на турецких складах запчастей Boeing: обнаружился их значительный перерасход. Это и стало поводом напомнить о существовании ограничений на обслуживание (включая заправку топливом) российских самолетов.
АВИАСАНКЦИИ США МОГУТ ПОВЛЕЧЬ ДЛЯ ТУРЦИИ ПОТЕРИ В ТУРПОТОКЕ
WSJ называет эту коммуникацию «тестом на то, смогут ли США и их союзники изолировать Россию в долгосрочной перспективе или Москва продолжит экономическую деятельность с помощью третьих стран». Это происходит в преддверии рассмотрения нового пакета «санкций о санкциях за обход санкций», то есть «прощупывается» очередной шаг в области геополитики.
Реальная же судьба авиаперевозок и туризма из РФ на турецкие курорты будет зависеть только и исключительно от двусторонних отношений России и Турции, но не от желаний Минторга США.
Турция уже не раз демонстрировала принципиальность в вопросе большой значимости для страны российского турпотока, пользуясь своим особым статусом «нейтрального и равноудаленного посредника».
Турецкие власти надеются увеличить турпоток из России в 2023 году на 15% - до 6 млн визитов, и вряд ли они легко согласятся на потерю около 2 млн туристов из нашей страны в 2023 году (оценочно, с учетом доли российских авиакомпаний).
С учетом средней стоимости турпакета без авиаперелета на человека в районе 1000 долларов сумма только прямых финансовых потерь турецких отелей и DMC для Турции набегает, по самым минимальным оценкам, около 2 млрд $.
И это – без учетов расходов туристов на отдыхе, недополученной прибыли от экскурсий и так далее. С ними сумма может вырасти в несколько раз. Напомним, что только в первом квартале 2019 года и только по картам Mastercard (у Visa доля больше) россияне, которых было менее миллиона, потратили в Турции 1,48 млрд долларов (8% от 18,5 млрд). Нетрудно умножить на 4 квартала и прибавить пропорционально долю другой платежной системы. О значительном уменьшении трат россиян в Турции с переходом на наличные пока ничто не свидетельствует.
Отметим, что ситуация с картами «Мир», которые перестали принимать в Турции под давлением США, была принципиально иной: тогда турецкие власти все тщательно просчитали, и выяснили, что экономическая значимость транзакция по российским картам для банков Турции была, мягко говоря, небольшой, а тормозом для турпотока их прекращение стать не должно. И не ошиблись: после прекращения обслуживания карт «Мир» турпоток в Турцию не вовсе не рухнул, а в сентябре и октябре 2022 года россияне вышли впервые за год на первую строчку в рейтинге въездных рынков.
СИТУАЦИЯ ДЛЯ РОССИЙКОЙ АВИАЦИИ ОСТАЕТСЯ КРАЙНЕ СЛОЖНОЙ
Тем не менее, факт есть факт: российская авиационная отрасль сегодня оказалась в беспрецедентной ситуации. С одной стороны, она уже «обложена» такими санкциями, что любой российский или условно российский самолет и любой контрагент в мире, который с ним соприкасается, могут от них пострадать. Был бы повод, а соответствующую санкцию могут найти.
С другой стороны, звучавшие в марте 2022 года прогнозы относительно скорой ее кончины не сбылись: даже международные перевозки в кризисной ситуации в полтора раза превзошли прогнозные.
Опять же, подчеркивают опрошенные эксперты, с долгосрочным влиянием такого расклада на авиационную и, вслед за ней, туристическую, отрасли только предстоит столкнуться: это совсем новое, не виданное ранее положение вещей на международной арене. России «закрутили гайки» уже сильнее, чем в свое время Ирану.
Санкционное давление продолжает «нагнетаться», но самолеты продолжают летать. Но чем все это закончится или хотя бы продолжится, пока не берутся судить даже самые смелые знатоки авиарынка.
Екатерина Тропова
Фото: piqsels.com