Туризм на запасном пути: пассажиры стали чаще ездить на поездах

Железнодорожные перевозки бьют собственные рекорды. По итогам 2022 года впервые за долгие годы пассажиропоток железных дорог опередил авиационный – как и прогнозировали аналитики АТОР. Правда, для туристов и турбизнеса это ничего хорошего не влечет: ездить на поезде в большинстве случаев дольше, дороже и сложнее.

Пассажиропоток РЖД в дальнем следовании в январе 2023 году вырос на 18,7% в сравнении с аналогичным периодом 2022 года, составив 8,8 млн человек. Это выше допандемийных показателей.

Такая статистика полностью соответствует тренду – РЖД активно восстанавливается от последствий пандемии коронавируса. По итогам 2022 года железнодорожные перевозки в дальнем следовании составили 108,3 млн человек, что было на 17,8% больше, чем в 2021 году, но все еще на 7% меньше, чем в докризисном 2019 году. Однако, с учетом тенденции, с высокой долей вероятности, по итогам 2023 года РЖД превзойдет прежние показатели.

ПОЕЗДА ОПЕРЕДИЛИ САМОЛЕТЫ

Характерно, что, как и прогнозировали аналитики АТОР, железнодорожный пассажиропоток в минувшем году превзошел авиационный. Самолетами российских авиакомпаний, по словам министра транспорта Виталия Савельева, воспользовались всего 95 млн пассажиров. А на внутренних рейсах (влияние международного пассажиропотока РЖД минимально) – и вовсе 79 млн человек. Это не считая рейсов компании «Гранд Сервис Экспресс» в Крым, которая перевезла 3,8 млн пассажиров в 2022 году.

Но даже если учесть влияние зарубежных авиакомпаний (с ними общий авиапоток составил 105 млн до 108 млн пассажиров по разным оценкам), в совокупности авиационный пассажиропоток 2022 года не превзойдет железнодорожный с учетом Крыма.

ПОЧЕМУ РАСТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

Опрошенные «Вестником АТОР» туроператоры подтверждают – рост спроса на железнодорожные перевозки со стороны туристов заметен «невооруженным взглядом». Особенно, конечно, в части южных направлений, с которыми сейчас отсутствует авиасообщение, но которые остаются основными точками притяжения интереса туристов внутри страны.

«Поезда стали наиболее подходящим вариантом для тех, кто не может отправиться в поездку на личном транспорте. Если авиасообщение по-прежнему будет ограничено, то дополнительные провозные емкости в 2023 году смогут обеспечить железнодорожные компании», – говорит коммерческий директор Национального туроператора АЛЕАН Оксана Булах.

Она подчеркивает, что и прежде далеко не все туристы летали самолетами: многие попросту боятся, в других случаях между регионами нет авиасообщения, а для других железнодорожная романтика – это неотъемлемая часть туристического приключения. Есть и туристы (например, некоторые беременные), кому авиаперевозка не показана по медицинским причинам.

Вместе с тем, драйвером роста железнодорожного пассажиропотока в РФ остаются скоростные поезда, напоминает гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. В частности, интерес к «Сапсанам» на линии между Москвой и Петербургам растет, а к «обычным» поездам – снижается.

Разделяет такое видение и Оксана Булах из АЛЕАН.

«Рост популярности железнодорожного транспорта происходит по мере развития высокоскоростных поездов: «Сапсана», или «Ласточки» по направлениям Сочи – Анапа или Сочи – Краснодар, которые составляют конкуренцию самолетам», – подтверждает эксперт.

ТУРБИЗНЕСУ СЛОЖНО СОТРУДНИЧАТЬ С РЖД

Для любителей железнодорожного туризма работают специализированные туроператоры, такие как «РЖД Тур» с особыми турпродуктами, как железнодорожными круизы, ретротуры и пр. Но это отдельная история, не имеющая отношение к железной дороге как утилитарному способу проезда к месту отдыха в пакетных турах.

Если же говорить именно о транспортной составляющей, то пакетных туров с железнодорожными билетами массовые туроператоры почти не предлагают. Организовывать дорогу туристу приходится самому. И это, судя по риторике последних лет, принципиальная позиция РЖД. Никаких подвижек в сотрудничестве с туроператорским бизнесом не произошло. В то же время как доля прямых продаж у РЖД постоянно увеличивается.

Интерес к сотрудничеству с РЖД и «Гранд Сервис Экспрессом» со стороны туроператоров разнится от компании к компании. Одни продолжают прикладывать усилия к взаимной интеграции, другие получили негативный опыт взаимодействия в 2022 году и новых попыток сотрудничать уже не предпринимают.

Так что купить пакетный тур с ж/д перевозкой, за редким исключением, у массового туриста, за исключением отдельных дат и направлений (например турпоезда в Великий Устюг зимой) скорее всего, не получится.

«Мы не продаем туры с включенной железнодорожной перевозкой, если это не выкупленные целиком вагоны, например, чартерный поезд в Великий Устюг из Москвы и Санкт-Петербурга на Новый год. Но большинство туристов едет в Сочи, Крым, Анапу, Кисловодск, и они берут у нас только наземное обслуживание или отель с перелетом, там где он есть», – рассказывает представитель туроператора «Интурист».

ТУРИСТЫ ТЕРЯЮТ ВРЕМЯ В ДОРОГЕ

Есть и еще одна проблема, связанная со сменой самолета на поезд – туристы стали меньше отдыхать и больше времени тратить на дорогу.

«Опираясь на статистику 2022 года, мы можем говорить о том, что туристы стали сокращать количество дней отдыха ровно на то время, которое занимает дорога в поезде. В частности, в выходные дни на курортах, где нет авиасообщения, наблюдается снижение загрузки отелей (как правило, эти дни используются на дорогу домой перед началом рабочей недели)», – объясняет Оксана Булах из АЛЕАН.

По наблюдениям Сергея Ромашкина из «Дельфина», в 2022 году туристы стали покупать путевки длительностью в среднем на день меньше – это время они закладывают на дорогу.

ПОЕЗДКА НА ПОЕЗДЕ ВО МНОГИХ СЛУЧАЯХ СТАЛА ДОРОЖЕ ПЕРЕЛЕТА

Но, что интересно, во многих случаях потраченное на поезд время не компенсируется сэкономленными деньгами. Поездка на поезде почти не позволяет сократить расходы на отдых в целом.

«Средний чек на поездки увеличивается, поскольку ж/д билеты в купе уже давно стали дороже билетов на самолет», – подтверждает коммерческий директор Национального туроператора АЛЕАН.

Кроме того, поездку на поезде сложнее планировать – технически доступная глубина продаж меньше. На некоторые поезда билеты можно приобрести за 90 дней до отправления (то есть сегодня можно купить билеты в отпуск на конец апреля), но на добрую сотню поездов – только по старинке, за 45 дней.

Для туриста это означает например, что как бы он не хотел забронировать пораньше отдых на российских курортах и поехать туда на поезде, но билеты на поезд в Сочи, Анапу или Кисловодск сегодня не получится купить ни на майские праздники, ни на лето. В то время как авиабилеты туда уже доступны даже на июль или август.

Таким образом, похоже, что турист, к сожалению, мало что приобрел с нынешним ростом популярности российских железных дорог.

Екатерина Тропова

Фото: piqsels.com

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР