По итогам 2022 года курорт Эльбрус продемонстрировал самый существенный рост турпотока среди всех горных курортов Северного Кавказа. Туроператоры называют Эльбрус лучшим курортом в России по ряду параметров. Однако, у Приэльбрусья есть и некоторые существенные недостатки, устранив которые, он сможет принимать гораздо больше туристов.
Лидером по турпотоку среди горных курортов Северного Кавказа по итогам 2022 года стал Домбай. Его посетили 863 тыс. человек. Вторым идет еще один курорт Карачаево-Черкессии – Архыз. Там отдохнули в 2022 году более 740 тыс. гостей. Бронза у Эльбруса (курорт часто фигурирует как Приэльбрусье). Этот курорт в Кабардино-Балкарии в прошлом году посетили 560 тыс. туристов.
ТУРПОТОК НА ЭЛЬБРУС ПОДРОС В 2022 ГОДУ НА 31%
Занимая третье место по количеству туристов, Эльбрус при этом лидирует по объему прироста турпотока. В 2022 году на курорте отдохнуло на 31% больше туристов. Для сравнения: Архыз в 2022 году прибавил только 8%.
Туроператоры, работающие на направлении, тоже фиксирует возросший спрос на курорт Эльбрус.
«Горнолыжный курорт Эльбрус входит в число самых популярных российских курортов для лыжников и сноубордистов как в прошлом горнолыжном сезоне, так и в этом. Курорт популярен тем, что здесь всегда много снега и сезон длится почти полгода - с ноября до начала мая. Высота у местных трасс большая, а их широта и разнообразие (от зеленой до черной) подходит всем - и любителям, и настоящим профи. Именно это и привлекает туристов на курорт Эльбрус», - говорит Алена Громова, директор по внутреннему рынку туроператора Coral Travel.
В компании «Дельфин» продажи туров на Эльбрус выросли на 15-20% по году. В компании «АЛЕАН» в 2023 спрос на Приэльбрусье с начала года увеличился на 42% по отношению к аналогичному периоду 2022 года.
О неплохой динамике спроса говорят и в ANEX Tour, уточняя при этом, что на Эльбрусе очень много самостоятельных туристов, которые добираются из соседних регионов на личном или общественном транспорте.
ТУРИСТЫ ЛЮБЯТ ЭЛЬБРУС ЗА КРАСОТУ, ВЫСОТУ И САМЫЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ГОРНОЛЫЖНЫЙ СЕЗОН
Представители туристической розницы подтверждают: запросов на Эльбрус этой зимой приходит гораздо больше, чем прошлой. Туристы говорят, что им хочется покататься на лыжах по склонам самой высокой горы Европы (5 642 м). По возвращению же туристы характеризуют Приэльбрусье, как самый красивый в России высокогорный курорт, при этом нередко от них можно услышать жалобы на скудный апре-ски.
Сергей Ромашкин, вице-президент АТОР и генеральный директор туроператора «Дельфин», ездит на отдых в Приэльбрусье каждый год и тоже отмечет величие и красоту курорта.
Рассказывает, что горнолыжники, выбирающие отдых на Эльбрусе, ценят этот курорт за самый продолжительный горнолыжный сезон в стране (в среднем с конца ноября и до мая) и самую высокогорную зону катания в России. Сам курорт находится на высоте 2300 м. Далее туристы поднимаются выше. Тогда как, например, на «Красной Поляне» 2300 м – высота максимальная.
«Туристов привлекает разнообразие зон катания и более длительный горнолыжный сезон, нежели на других курортах. Если на соседний Чегет едут любители фрирайда и профессионалы, то Эльбрус подходит как для начинающих спортсменов, так и для опытных лыжников и сноубордистов. И даже когда на нижних уровнях Эльбруса уже сходит снег, выше – еще продолжается горнолыжный сезон», – делятся схожими наблюдениями в Национальном туроператоре АЛЕАН.
Туристов компании «Русский Экспресс» в Приэльбрусье тоже привлекают атмосферные пейзажи и продолжительность горнолыжного сезона.
ТУРИСТАМ, ОТДЫХАЮЩИМ НА ЭЛЬБРУСЕ, НЕ ХВАТАЕТ НАСЫЩЕННОГО АКТИВНОГО ДОСУГА
Что касается апре-ски, на скромность которого, по словам турагентов, иногда сетуют туристы на Эльбрусе, то, такая трудность действительно есть, говорит Сергей Ромашкин.
«Приэльбрусье захватывает красотой, но не досугом. После катания заняться на курорте, по большому счету, нечем. Нет, конечно есть кафе с национальной кухней, бары, можно сходить в баню, прокатиться на лошадях. Но этого, конечно, недостаточно. Не хватает активностей», – рассуждает Сергей Ромашкин.
В рамках плана развития курорта, к 2025 году, планируется создание всесезонной туристкой инфраструктуры Приэльбрусья, строительство объектов досуга, торговли, сервиса, развитие транспортной логистики.
Сергей Ромашкин уверен, что разнообразный досуг на курорте простимулирует турпоток на Эльбрус.
«Возможно, это могли бы быть какие-то интересные мероприятия, концерты, возможно, даже мини-кинотеатр», – предлагает варианты эксперт.
ПРИЭЛЬБРУСЬЮ НУЖЕН ЗНАКОВЫЙ ОТЕЛЬ И СЕМЕЙНЫЕ ТУРИСТЫ
На слабую туристическую инфраструктуру курорта обращают внимание в компаниях FUN&SUN, «Русский Экспресс», ANEX Tour, АЛЕАН.
«При всех преимуществах курорта, мешает большему развитию Эльбруса слабая туристическая инфраструктура: мало отелей, кафе, слабый уровень горнолыжного оснащения трасс и подъемников, отсутствие стандартов сервиса», – говорят в FUN&SUN.
В «Русском Экспрессе» выражают схожее мнение: «на курорте минимальная инфраструктура, слабый сервис как в отелях, так и сопутствующих услугах (трансфер, питание, прокат, сувениры). Надо строить новые отели, соблюдая международные стандарты качества. На курорте, помимо прочего, нет турцентра», - говорят в «Русском Экспрессе».
Известно, что в рамках программы развития курорта «Эльбрус», в результате совместной работы с инвесторами предполагается дополнительно создать более 5 тыс. мест размещения, также разработаны новые требования к архитектурному облику курорта.
Сергей Ромашкин не сомневается: качественное улучшение номерного фонда принесет свои плоды – туристов на курорте станет больше.
Эксперт рассказывает, что объем номерного фонда на курорте сейчас вполне соответствует количеству туристов. К тому же на курорте появляются и новые гостиницы, многие отели проходят реновацию.
Между тем Эльбрусу, считает Сергей Ромашкин, не хватает именно «знакового отеля»: хорошего отеля 4-5* с высоким уровнем сервиса и развлечениями, в том числе для детей.
Такой отель смог бы привлечь на курорт семейных туристов, убежден гендиректор «Дельфина». Сейчас же семейных туристов больше привлекает курорт Архыз. В том числе и потому, что там есть подходящие для семейного отдыха отели, развлечения. Там не заскучают и туристы, которые не катаются на лыжах, чего нельзя сказать о курорте Эльбрус.
Эксперты также обращают внимание на необходимость решения транспортных вопросов. Сейчас туристы добираются до Приэльбрусья либо из Нальчика, либо из Минвод на такси, либо на автобусах/маршрутках.
В «Русском Экспрессе» считают, что необходимы регулярные ежедневные автобусные рейсы из аэропорта Минвод на курорт с возможностью бронирования билетов онлайн.
ПРИЭЛЬБРУСЬЮ НУЖНЫ НОВЫЕ ТРАССЫ И ПОДЪЕМНИКИ
Не будет возможным нарастить турпоток в Приэльбрусье, по словам Сергея Ромашкина, и без новых трасс. Уже сейчас, по наблюдениям эксперта, количество горнолыжных трасс (их на курорте восемь) и подъемников (три канатные дороги) в пиковые периоды не соответствует потоку туристов.
Этот вопрос, как сообщал ранее глава Кабардино-Балкарии Казбек Коков, будет решен, в рамках развития курорта, в самое ближайшее время. На Эльбрусе планируют запустить восемь новых горнолыжных трасс. Согласно концепции развития курорта до 2025 года планируется увеличить протяженность горнолыжных трасс курорта в два раза – до 35 км, а также построить дополнительно шесть новых канатных дорог.
Проектом предусмотрено возведение двух «красных» трасс, а также самой длинной – «синей» – протяженностью 1548 метров. Одна из трасс, длиной 1366 м, будет относиться к высокой, «черной», категории сложности. Еще две трассы длиной 348 и 1120 м сделают «красными».
Длина простой «синей» трассы составит 452 м, а длина «зеленой», пологой и широкой трассы для начинающих составит 158 метр. На лавиноопасных участках установят снегоудерживающие барьеры.
Такие нововведения, по мнению Сергея Ромашкина, смогут не только привлечь на курорт новых туристов, но и вернуть тех, кто уже катался на Эльбрусе.
«Есть туристы, которые каждый год приезжают на Эльбрус и рано или поздно им становится неинтересно кататься по одним и тем же трассам, и они выбирают другой курорт для катания. Появление новых трасс вновь привлечет внимание таких туристов к Приэльбрусью», – полагает директор «Дельфина».
Отдельная «боль», по словам экспертов, это канатная дорога на соседнем курорте Чегет.
«Канатная дорога на Чегете требует скорейшей замены. Ее производственный ресурс исчерпан. Если это будет сделано, удобство курорта Чегет обязательно оценят туристы. Потенциал у него большой», – говорит Сергей Ромашкин.
Согласно концепции развития курорта Эльбрус, до 2025 года планируется увеличить турпоток в два раза – до миллиона туристов в год. Туроператоры говорят, что такие планы более чем достижимы, но при условии реализации программы развития курорта, учитывающей улучшение всех важных сегментов жизни курорта.
СКОЛЬКО СТОИТ ОТДЫХ В ПРИЭЛЬБРУСЬЕ
Купить недельный тур в Приэльбрусье на февраль-март у туроператора АЛЕАН можно минимум за 54, 7 тыс. р. на двоих с перелетом (размещение – в апартаментах).
С ANEX Tour можно неделю отдохнуть в Приэльбрусье в феврале или марте за 54 тыс. р. на двоих в отеле с завтраком.
FUN&SUN предлагает недельный отдых в Приэльбрусье в феврале за 28 тыс. р. на двоих. К этой стоимости нужно добавить еще перелет из Москвы в Минеральные воды – от 20,4 тыс. р. на двоих в обе стороны.
В марте можно отдохнуть чуть дешевле: за наземное обслуживание FUN&SUN просит от 24 тыс. р. на двоих. Тариф на перелет –19 тыс. р. на двоих туда-обратно.
Приэльбрусье с Coral Travel доступно за 26,5 тыс. р. на двоих на неделю. Отель 2*, завтраки.
«Русский Экспресс» предлагает наземное обслуживание в Приэльбрусье за 28 тыс.р.на двоих в феврале. А в марте - 31,4 тыс.р.на двоих на неделю.
Александра Полянская
Фото: Wikimedia Commons