По итогам 2022 года количество турагентов, обучающихся в одной из самых известных школ по туризму – Coral Business School, выросло более чем на четверть, а доля региональных слушателей достигла 70%. Интересно, что выросло и количество людей, которые хотят стать турагентами с нуля – их стало на 50% больше. Нестабильный рынок стимулирует турагентов учиться. Чему?
Три последних непростых года показывают удивительную адаптивность туристической отрасли под меняющиеся обстоятельства. Турагенты и туроператоры увеличили свою долю и влияние на рынке. Некоторые эксперты даже называют нынешний период «временем турагентов».
Взамен ушедших продолжают открываться новые турагентства и стартапы. А оставшиеся на рынке активные агентства из «старых» сейчас зарабатывают весьма неплохо. Но времена, конечно же, изменились: работать как раньше, на инерционном ровном спросе, больше нельзя.
Эксперты крупных туроператоров отмечают, что успех агентства сейчас напрямую зависит от уровня экспертизы, знаний, умения владеть целым комплексом новых бизнес-инструментов – от IT-решений до методик психологической работы с клиентом. А это, в свою очередь, порождает в среде турагентов запрос на повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование.
Как рассказали редакции представители Coral Business School, одной из старейших бизнес-школ по туризму в России, спрос среди турагентов на образовательные услуги за прошедший год существенно подрос. Если в 2021 году ее курсы тренинги прошли 2350 турагентов со всей России, то в 2022 году – уже на 27% больше – 3000.
«По сравнению с допандемийными временами значительно выросла доля обучающихся турагентов из регионов. И сейчас, и в прошлом году их не менее 70%. Это как франчайзинговые агентства Coral Travel и Sunmar, так и независимые туристические агентства», – сообщили в Coral Business School.
Немаловажную роль в этом сыграл период пандемии, когда резко возросло распространение онлайн-технологий во всех сферах жизни. Турагентам стало проще получать необходимые знания. И в 2021, и в 2022 году доля турагентов, обучающихся онлайн в Coral Business School, стабильно остается на уровне 90%.
В основном это региональные турагенты: на занятиях в онлайн-формате в связи с дефицитом обучения в регионах до 70-80% слушателей приходится на региональных участников.
ЗА КАКИМИ ЗНАНИЯМИ СТРЕМЯТСЯ ТУРАГЕНТЫ В 2023 ГОДУ
«Состав тем и наполнение курсов напрямую зависит от наших учеников: мы внимательно слушаем потребности нашей аудитории и отталкиваемся не только от своего опыта, но и от их пожеланий и зон развития», – подчеркивают в бизнес-школе.
Турагенты сейчас наиболее заинтересованы в практических инструментах для эффективных индивидуальных продаж. Поэтому одни из самых популярных курсов – именно эти.
В Coral Business School учат технике переговоров, работе с возражениями туристов, а также методике и искусству выявления истинных потребностей клиента (не секрет, что к турагенту часто приходят люди, которые не могут сами точно сформулировать, что они хотят от отдыха и им нужна профессиональная помощь в этом).
В современном туризме доля дистанционных продаж только растет, огромной популярностью у турагентов пользуются курсы и тренинги, на которых изучают методику продажи туров и туруслуг через WhatsApp, учат, как продавать в социальных сетях, писать продающие тексты для них, как правильно визуально оформлять контент для соцсетей и правильно таргетировать клиентов.
Наряду с этим сейчас высок спрос и на более «глубинные» курсы, которые позволяют вести продажи с большей эффективностью. В школе работают преподаватели высокого уровня, с педагогическим, бизнес- и психологическим образованием, с опытом работы в международных проектах.
Помимо этого в программах участвуют практики и эксперты в маркетинге, продажах, работе с персоналом, которые готовы делиться опытом и знаниями. Их компетенции позволяют создавать уникальные авторские программы. Они популярны не только у руководителей, но и у многих линейных сотрудников турагентств, отмечают в Coral Business School.
Это, например, курсы по психологии и эффективному общению: здесь изучают психологию и типология туристов, а также такие вопросы, как избежать эмоционального выгорания, управлять эмоциями и стрессом и пр.
На них также рассказывают турагентам, как произвести правильное впечатление на клиента и партнера, изучают искусство говорить и даже язык жестов, основы публичных выступлений и урегулирования конфликтов.
Особый интерес у работников розничной туристической индустрии вызывает тема работы с голосом – поэтому курс «Как голосом «купить» клиента» тоже очень популярен.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ КУРСЫ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТУРАГЕНТСТВ
Внешний кризис заставил все сегменты турбизнеса обращать больше внимания на эффективность планирования и управления. Турагентства – не исключение. Теперь для того, чтобы быть «в рынке», важны все мелочи и без знания и применения некоторых управленческих технологий можно проиграть боле продвинутым конкурентам.
Поэтому в Coral Business School видят с прошлого года повышенный спрос на свои курсы, специально разработанные для владельцев, руководителей и топ-менеджеров агентств и агентских сетей.
В них, как поясняют специалисты бизнес-школы, руководители изучают и главное, учатся применять на практике 4 составляющие управления персоналом: планирование, организация, мотивация и контроль. Изучают такое явление, как наставничество в коллективе, открывают новые стороны тайм-менеджмента, узнают, как выработать навыки развивающей обратной связи. И главное – как не просто «правильно планировать», а как достигать на практике поставленных целей.
В ТУРИЗМ – С НУЛЯ
Представители и турбизнеса, и государства неоднократно подчеркивали важность повышения престижа туристических профессий, необходимость ликвидировать дефицит кадров в туротрасли, который, увы, представляется сейчас проблему.
В Coral Business School запустили курсы подготовки турагентов «с нуля» еще 5 лет назад: прийти учиться может каждый, кто хочет профессионально заниматься путешествиями. В 2023 году школа выходит на новый уровень и реализует углубленные курсы с выдачей дипломов и удостоверений установленного образца.
«Дипломы и удостоверения – это официальные документы, вносимые в государственную базу. Это – госстандарты, и на школе лежит большая ответственность. Соответственно, качество таких углубленных программ выше. Дипломные курсы более продолжительные, чем текущие программы, от 60 до 250 часов», – рассказали в Coral Business School. Там подчеркивают, что дипломы и удостоверения установленного образца будут выдаваться не только «новичкам», но и по ряду курсов повышения квалификации.
«Видим, что интерес к курсам новичков «Менеджер по туризму» неуклонно растет, в этом году мы планируем его модернизацию и обновление. Мы детально переработаем его наполнение, чтобы он был самым лучшим среди подобных», – говорят представители туристической бизнес-школы Coral Travel.
Там уверены: спрос на качественное туристическое образование будет расти как среди «новичков», желающих прийти в туризм, так и среди уже работающих по профессии. Во всяком случае, в 2023 году школа фиксирует рост спроса на свои услуги. В немалой степени потому, что образование здесь не «узкопрофильное».
«К нам идут за экспертизой и новым опытом. В 2023 году запускаем дипломные курсы и будем расширять аудиторию. Так, в марте мы планируем запуск курса «Коммуникации 2:0: как стать успешным переговорщиком в любой профессии», далее – обновленный курс для новичков, затем курс «Эффективный руководитель турагентства», – поделились своими планами в Coral Business School.
Редакция «Вестника АТОР»
Фото: Coral Business School