​​​​​​​Речные круизные компании рассчитывают перевезти около 370 тыс. пассажиров в 2023 году

Предстоящий круизный сезон должен показать рост пассажиропотока на 15% по и приблизиться к допандемийным показателям по спросу. Круизные туроператоры выводят гораздо больше кораблей на реки России, при этом цены по сравнению с прошлым годом выросли в среднем всего на 6%. Есть к круизам по России и интерес со стороны иностранцев.

КРУИЗНЫХ ТЕПЛОХОДОВ У ВЕДУЩИХ КОМПАНИЙ БУДЕТ БОЛЬШЕ НА 30%

В сезоне 2023 г. количество судов, которые вывели в продажу 22 основные круизные компании, осуществляющие туроператорскую деятельность на реках России, увеличится на 9%. Речь идет именно о классических теплоходах с каютами и возможностью ночевки туристов на борту.

Так, если в 2022 г. перевозку туристов осуществляло 94 теплохода этих компаний, то сейчас круизы можно купить на 102 судах, которые курсируют по Волге, Енисею, Байкалу, Лене и т.д.

Если брать четверку ведущих круизных компаний, то здесь увеличение флота будет еще более существенным и составит уже +30% к 2022 году. Так, компания «ВодоходЪ», например, предлагает в этом году круизы на  24 судах из 26 (в прошлом году было 19), компания «Мостурфлот»  выводит все свои 14 теплоходов (11 в прошлом году).

«Донинтурфлот» вместо прошлогодних 5 кораблей выставил в продажу все 10 судов, а компания «Созвездие» также выводит 8 собственных судов плюс 1 партнерское судно на Байкале.

Среди прочих, в этом году на воду будет спущено и 3 новых теплохода – это реновированный «Борис Полевой» пермской компании Волга Wolga, «Огни большого города» московской компании «Созвездие» (ранее – «Петр Чайковский» «Донинтурфлота») с интересной кинематографической тематикой, и построенный в 2022 г. теплоход «Золотое кольцо» нижегородской компании «Гама», стилизованный под старинные колесные суда.

Опрошенные эксперты отмечают, что практически все технические сложности, связанные с санкциями, решены благодаря импортозамещению и ресурсам и материалам внутри страны, и все теплоходы полностью готовы к новому сезону.

Из крупных компаний по-прежнему не работает на реках России только иностранная Viking River Cruises, за которой числится 5 судов. Все они, скорее всего, не выйдут на маршруты.

РЕЧНОЙ ТУРИЗМ ГОТОВ ВЕРНУТЬСЯ В 2023 ГОДУ К ДОПАНДЕМИЙНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ

По оценкам экспертов опрошенных компаний, динамика продаж круизов на навигацию 2023 года в среднем выше на 15-20% и иногда даже 30% по сравнению с 2022 г.

Более того, текущий спрос уже превышает и допандемийные данные – в компании «ВодоходЪ», например, в конце января отметили рост продаж почти на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.

Илья Суховольский, заместитель генерального директора по развитию компании «ВодоходЪ», уверен, что «в этом году у отрасли есть все шансы приблизиться к допандемийным показателям, благодаря общему росту туристического потока внутри страны».

Соответственно, загрузка теплоходов на начало этого года также выше, чем это было в прошлом году. В круизной компании «Созвездие», например, отмечают, что общая загрузка теплоходов на конец февраля составляет порядка 40-60%, что примерно на 15% выше, чем в 2022 г.

О достаточно высокой загрузке кризов навигации 2023 года (в 30-50% в целом по рынку) говорит и Андрей Михайловский, директор круизного центра «Инфофлот».

Он подчеркивает, что в этом году теплоходы вообще начали загружаться раньше обычного, поскольку многие туристы старались купить круизы еще прошлой осенью, пользуясь хорошими скидками по раннему бронированию или стараясь закрепить за собой каюту на некоторых уникальных рейсах.

КРУИЗНЫЕ ТУРИСТЫ НЕ СТАЛИ ЖДАТЬ ВОЗМОЖНОГО КЕШБЭКА

Столь высокий интерес к круизам при полном отсутствии кешбэка во многом стал приятной неожиданностью для экспертов рынка.

Они считают, что те усилия по привлечению туристов, которые были сделаны в прошлом году, сейчас принесли закономерный результат. Люди «распробовали» речные путешествия и решили бронировать круизы, не дожидаясь новой акции, которая, к тому же, была долгое время под вопросом.

Так, в феврале в компании «ВодоходЪ» отмечали высокую загрузку на майских рейсах в Уфу, куда запланировано 4 круиза на теплоходах разного класса. Загрузка круизов с посещением Перми, которые также начнутся в мае, уже составляет 30%.

Если говорить о круизах на Соловецкие острова на теплоходе премиум-класса «Александр Пушкин», то средняя загрузка там составляет уже 75%, а 2 рейса (с 19 по 30 июня 2023 г. и с 25 июля по 05 августа) вообще полностью распроданы. Мест нет.

Экспедиционные круизные туры на зимний Байкал распроданы почти наполовину – из 11 зимних предложений в стопе находятся 5, а оставшиеся загружены в среднем на 85%. «Енисейская экспедиция» на летние месяцы имеет среднюю загрузку в 46%.

Топовый теплоход «Мустай Карим» на весну и лето к концу февраля в среднем загружен на 61%. Наиболее интересны туристам короткие круизы из Москвы в Тверь и Углич, а также более длительные круизные путешествия в Казань и Астрахань. В ТОПе спроса и новинка сезона – круизы в Выборг.

У «Мостурфлота» практически на стопе находится круиз «Московская кругосветка», а также активно идет продажа круизов с заходом в Великий Новгород, – там загрузка теплохода «Сергей Есенин» составляет уже более 60%.

ПОДДЕРЖКА СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА НЕОБХОДИМА

Впрочем необходимость поддержки со стороны государства речной отрасли все же нужна, отмечают эксперты. Возможно – в виде специального «речного кешбэка».

Расходы круизных компаний в связи с ростом инфляции, повышением закупочной стоимости продуктов питания и других ресурсов для эксплуатации судов в этом году значительно увеличились. Позволить себе иметь пустые каюты на борту в таких условиях невозможно, и в первую очередь это касается круизов на майские праздники.

Интерес к майским праздничным круизам сейчас в среднем на 7% выше, чем в 2022 году, но, с учетом большего количества выведенного в продажу флота, грузятся они как раз медленнее.

Для примера – благодаря кешбэку круизы на майские праздники в прошлом году были распроданы практически на100% уже в апреле. Сейчас же они загружены в среднем на 50%, что тоже неплохо, но без дополнительных стимулов серьезного всплеска продаж в ближайшие месяцы не будет.

«Кешбэк был бы речникам сейчас очень в помощь», – говорит Светлана Гончарова, директор по развитию круизной компании «Мостурфлот».

Она отмечает, что, несмотря на высокую возвратность туристов, стимулирование спроса именно по краям навигации, в ее начале и в конце, по-прежнему необходимо, и отсутствие кешбэка или иной подобной программы скорее всего отрицательно скажется на общих итогах года.

ДОЛЯ ЛЮКСА В КРУИЗАХ НЕМНОГО СНИЗИЛАСЬ

Любопытный фактор этого сезона – небольшое снижение спроса на «люкс» (ранее он устойчиво рос). Например, в компании «ВодоходЪ», где доля люксового сегмента составляет 28% от общего объема продаж, заметили снижение спроса на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.

«Видимо, в большей степени это связано с появлением на рынке большего количества предложений — круизные операторы вывели сейчас в продажу новые теплоходы класса премиум», – считает г-н Суховольский.

Также наблюдается отток внимания и спроса на круизы-конструкторы класса «Водоход.Лайт», когда туристы могут отдыхать на теплоходах премиум-класса в своем ритме.

«Люкс в России не популяризируется, и основной пласт населения к люксу не предрасположен», – отмечает г-н Михайловский. По его словам, сейчас скорее наблюдается тенденция ухода от эконома в средний сегмент, особенно в столицах, где люди хотят видеть теплоходы уровня отелей «не ниже 4*».

Любопытно, что некоторые компании, как, например, «Созвездие» и вовсе не предлагают выделения отдельного уровня «люкс», делая акцент на единство всех стандартов.

«Наша основная задача – предлагать достойные туры формата «все включено» для максимально широкой аудитории, а не работать с одним узким сегментом», – отмечает Зинаида Биатова, директор по маркетингу круизной компании «Созвездие».

Наверное, сейчас можно говорить об окончательном формировании аудитории люксового продукта в сфере круизов, которая вряд ли будет значительно расти в ближайшем будущем. Тем более, что,по словам г-жи Гончаровой, теплоходов такого уровня больше не становится, и постоянные туристы их уже хорошо знают.

Впрочем, некоторые люксовые предложения по-прежнему вызывают большой интерес и быстро раскупаются. Пример тому – теплоход «Россия», на котором проходят круизы в формате «18+». Уже второй год он поступает в продажу в компании «Мостурфлот» одним из последних, но заполняется быстрее многих других направлений.

ИНТЕРЕС СО СТОРОНЫ ИНОСТРАНЦЕВ К РЕКАМ РОССИИ ОЖИВИЛСЯ

Еще одним приятным моментом сезона является оживление интереса со стороны иностранных туристов, – об этом «Вестнику АТОР» рассказали все опрошенные эксперты.

Напомним, что иностранных туристов на реках России не было уже несколько лет, но до начала пандемии их доля в общем турпотоке составляла не менее 30%.

Правда, география стран, из которых едут в Россию речные путешественники, сейчас в силу очевидных причин изменилась. И, если раньше лидировали европейские туристы, в первую очередь немцы и французы, то теперь переговоры круизными туроператорами ведутся с агентствами из Китая, Турции и ряда других преимущественно азиатских стран.

Впрочем, говорят эксперты, ждать иностранцев в массовых заездах в этом году не стоит, а вот соглашения на следующий сезон уже могут быть достигнуты.

СТОИМОСТЬ КРУИЗОВ ВЫРОСЛА ВСЕГО ЛИШЬ НА 6%

В 2023 году значительного повышения цен на круизы не произошло. Средняя стоимость туродня в различных классах круизного продукта выросла в среднем на 6%, что можно считать одним из самых низких показателей на рынке. Для сравнения, цены на летний отдых на российских курортах выросли от 5 до 20% в годовом выражении.

  • Стоимость круизов в компании «ВодоходЪ» в классе «Водоход» начинается от 5,5 тыс. руб. на чел. в сутки, в классе «Водоход.Премиум» от 7,5 тыс. руб. на чел. в сутки, в классе «Люкс» средний чек за туродень начинается от 10 тыс. руб.
  • В «Мостурфлоте» стоимость круизного речного путешествия начинается от 4 тыс. руб. на чел. в сутки на лоукостере с полным пакетом услуг. Без экскурсий и только с завтраками на лоукостере можно отправиться в путешествие от 3200 руб. на чел. в сутки. В классе премиум стоимость будет составлять от 6,6 тыс. руб. на чел. в сутки, и от 8,5 тыс. руб. на чел.в сутки в классе люкс.
  • В компании «Созвездие» цены в среднем начинаются от 7 тыс. руб. в день на человека при формате «все включено».
  • В «Инфофлоте» – в среднем от 5 тыс. руб. на чел. в формате стандарт, и от 7 тыс. руб. на человека в день в люксе.

Скидки, которые предоставляли компании в начале навигации, были существенными – от суммарных 30% в «Созвездии» до стартовых 15-20% в «Инфофлоте», 10-12% в «Водоходе», и 5% в «Мостурфлоте».

Сейчас на скидки раннего бронирования рассчитывать уже практически не стоит, поскольку до начала круизного сезона, который стартует в России с конца апреля, остается совсем мало времени.

ПРОГНОЗ НА СЕЗОН 2023 ГОДА – 370 ТЫС. ПАССАЖИРОВ

В целом, прогнозы на круизный сезон-2023 у экспертов вполне оптимистичные, и туроператоры рассчитывают на прирост минимум в 15% по отношению к прошлому году за счет увеличения объема предложений и повышенного внутреннего спроса.

Так, в 2023 году компания «ВодоходЪ» планирует обслужить более 130 тыс. туристов, что составляет 12% прироста к 2022 году (когда компания перевезла 120 197 человек). Кстати, доля «Водохода» в общем пассажиропотоке внутри страны в прошлом году составила порядка 37,5%.

Если учесть, что всего по отрасли в 2022 году по круизным маршрутам РФ было перевезено более 320 тыс. человек, то, по предварительным прогнозам, в этом году туристов на реках России будет почти 370 тыс. Пока что активность бронирования вполне подтверждают этот прогноз.

Ольга Пегасова

Фото: "ВодоходЪ"

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР