Исследование: 79% россиян хотели бы побывать на Дальнем Востоке. А едут на деле всего 3%

Большинство Россиян хотели бы посетить Дальний Восток, но реальную поездку планируют единицы. Сейчас ДВФО потерял большое количество туристов из-за отсутствия иностранцев. Можно ли закрыть эти потери внутренним туризмом, что является основными препятствиями для поездки на Дальний Восток и как с ними быть?

ПОЕЗДКА НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК ОСТАЕТСЯ «ЖЕЛАНИЕМ» БОЛЬШОЙ ЧАСТИ РОССИЯН, ДО МАССОВОГО СПРОСА ДАЛЕКО

Согласно данным исследования аналитического центра НАФИ, большинство жителей России (79%) полагают, что Дальний Восток привлекателен для туризма. Почти половина из них хотели бы отправиться на Камчатку.

Правда, речь именно об интересе, который может не конвертироваться в  приобретение тура, объяснили специалисты НАФИ. Ранее мы писали, что треть россиян в принципе никогда не выезжали за пределы своего региона.

Поэтому на вопрос о реальных перспективах на ближайший год только 28% опрошенных ответили, что хотели бы посетить Дальний Восток. А возможности поездки конкретно на Камчатку в ближайший год задумываются всего 6% респондентов.

В тройку «теоретически интересных» с точки зрения туризма входят также Забайкальский край (29%), Сахалин и Приморье (по 27% опрошенных). При этом возможность отправиться туда в ближайший год рассматривают только 8% и по 5% опрошенных, соответственно.

В Бурятию теоретически хотели бы отправиться 10% респондентов, но реальную поездку в перспективе ближайших 12 месяцев рассматривают только 3% россиян.

РОССИЯН В ПОЕЗДКАХ НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК ПУГАЮТ ПЕРЕЛЕТЫ И ЦЕНЫ, НО НЕ ПУГАЮТ КОМАРЫ И КЛЕЩИ

Предсказуемо, на Дальнем Востоке россиян интересуют природа, активный отдых, охота и рыбалка. Мешают же поездкам в ДВФО следующие факторы (сумма результатов больше 100% – респонденты могли выбрать сразу несколько вариантов):

  • высокая стоимость билетов и дороговизна отдыха (в совокупности 75% респондентов.
  • долгий перелет и сложная дорога – 71% респондентов в совокупности
  • опасения, связанные с непростыми условиями отдыха – 28%
  • недостаток знаний о регионе –  25%

Менее всего россиян на Дальнем Востоке отпугивает сервис (16% назвали эту причину), сложность организации отдыха с детьми (18%) и боязнь комаров и клещей (16%). Не убоялись россияне также плохих дорог и плохой сотовой связи.

Здесь следует отметить, что транспортную проблему в части стоимости перелета российские туроператоры стараются решать, например, за счет чартеров и блочной перевозки. Но физически ближе к Москве Дальний Восток, конечно, не сделает никто.

СКОЛЬКО ТУРИСТОВ НА САМОМ ДЕЛЕ ЕЗДЯТ НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Данные относительно реального положения дел разнятся. Так, например, выступая на форуме во Владивостоке в сентябре 2022 года  руководитель ныне расформированного Ростуризма Зарина Догузова сообщала, что с января по сентябрь 2022 года на Дальний Восток прилетело 3,5 млн туристов, тогда как в 2019 за весь год приехало 3,7 млн путешественников.

Вероятно, г-жа Догузова говорила только о туристах, бронировавших отели или другие объекты размещения. Так как из открытых данных в СМИ следует, что туристов было не менее 5 млн.

Например, «Интерфакс» писал, что в 2019 году Владивосток занял пятое место в рейтинге самых посещаемых городов страны, там побывали более 3 млн туристов. Иркутский портал Ircity свидетельствует, что за 9 месяцев 2019 года Прибайкалье посетили 1,28 миллиона человек, как минимум 380 тыс. человек попали на Байкал через Бурятию, и еще 280 тыс. человек отдохнуло на Камчатке. 

ДАЛЬНЕМУ ВОСТОКУ НУЖНЫ ТУРИСТЫ ИЗ СОСЕДНИХ РЕГИОНОВ? ИЛИ СОСЕДНИХ СТРАН?

С началом пандемии в 2022 году Дальний Восток лишился очень большого количества иностранных гостей. Это, например, хорошо прослеживается на статистике пассажиропотока аэропорта Владивосток. Туда в 2022 году прилетели 2,118 млн пассажиров, что на 17% больше, чем в 2021 году, но на 45% меньше, чем в 2019 году, (3,8 млн пассажиров, среди них почти 1,5 млн иностранцев). Можно ли закрыть эти потери внутренним туризмом? 

В теории россиянам очень интересны дальневосточные регионы, как следует из исследования НАФИ. Но по факту выходит, что наши соотечественники отдыхают на Черноморских курортах или в Минеральных водах, ездят на экскурсии в Москву, Петербург и Казань, массово заинтересовались в 2022 году Северным Кавказом. До реальной покупки тура на Дальний Восток дело доходит у небольшого количества россиян.

Например, если перевести данные исследования НАФИ в цифры, получится, что хотят съездить на Дальний Восток 113 млн россиян (79%), а едут в реальности – 3,5-5 млн (т.е. от 2,4 до 3,4%). .  

Все это, разумеется, не значит, что туризм на Дальнем Востоке, как и в Арктике, о которой мы писали ранее, не стоит развивать. Напротив, эти регионы – жемчужины для искушенных путешественников. Их природные богатства и рекреативные возможности неисчерпаемы. Но это пока очень дорого и далеко – это два главных ограничителя.

Вопрос адекватного соотношения цена/качество может решиться инвестициями в туротрасль. Сейчас туристам на Дальнем Востоке существует нехватка качественного номерного фонда: из 40,7 тыс. номеров гостиничного фонда лишь 10% отвечают современным стандартам качества. В гостиницах останавливается лишь треть путешественников, другие размещаются у знакомых, путешествуют «дикарями» в палатках или пользуются услугами несертифицированных объектов размещения. 

Но все равно и после решения этой проблемы остается проблема массовости внутреннего туризма в ДВФО  – длинные перелеты из европейской части РФ никуда не денешь.

Кроме того, следует учесть традиционные предпочтения россиян по видам отдыха: например, вряд ли стоит сколько-нибудь серьезно рассуждать о том, что , что массовые туристы смогут переключиться с пляжных Турции или Сочи на остров Врангеля. Это не так: переубеждать массу людей, которые копят на отпуск с детьми на теплом море раз в год, в том, что им нужен совсем иной отдых – бесперспективно.

Поэтому и инфраструктура, и маркетинг Дальнему Востоку (и Арктике) нужны соответствующие иным категориям и иным запросам туристов. И в первую очередь, считают эксперты, следует ориентироваться на спрос со стороны привыкших к комфорту, искушенных и  платежеспособных туристов, которые интересуются экологическим, природным, приключенческим, экспедиционным туризмом, круизами. Они дадут регионам Дальнего Востока больше денег чем массовый и бюджетный туризм.

Кроме того, как неоднократно подчеркивал директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин, отдаленным от двух столиц регионам стоит сделать ставку на привлечение путешественников прежде всего из соседних краев, областей и республик.

Это частично снимает одновременно и влияния фактора «дальнего перелета», и отчасти решает проблему стоимости туров. Однако у Дальнего Востока есть специфическая проблема и с этим рецептом: соседние с ним регионы тоже мало и редко населены, вряд ли богаты и не смогут на практике дать большого потока.

Поэтому в ближне- и среднесрочной перспективе для Дальнего Востока лучше всего под определение «соседнего региона» подходят Китай и Корея. По чисто географическим причинам, доехать во Владивосток из КНР или Кореи проще и ближе, чем из Москвы и Петербурга. А за массовостью в случае китайцев дело не станет.

Из проекта мастер-плана туристического макрорегиона «Дальний Восток» следует, что в Приморском и Камчатском краях, а также в  Сахалинской области к 2035 году снова планируют принимать до 6,68 млн туристов ежегодно. И наверняка значительная доля туристов здесь будут именно иностранцами.

Екатерина Тропова

Фото: piqsels.com

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР