История с запуском парома из Сочи в Трабзон, которая затянулась почти на месяц, может решиться уже в ближайшее время. По крайней мере, в этом уверена делегация Торгово-промышленной палаты Трабзона, которая на этой неделе посетила Москву. Рассказываем о причинах задержки и перспективах нового морского сообщения для туристов.
ЗАПУСКУ ПАРОМА МЕШАЮТ ОТСУТСТВИЕ СУДНА И ПРОБЛЕМЫ СО СТРАХОВКОЙ
Первоначально запуск парома из Сочи в Трабзон был запланирован на 1 мая, затем переносился на 11 мая, но к моменту предполагаемого старта навигации в морской порт Сочи так и не поступило конкретных запросов с турецкой стороны.
Основные причины этой задержки – отсутствие судна, которое могло бы выполнять рейсы, и его страховки.
Если вспомнить недавнюю историю, то в период с 1992 по 2014 г. на этом маршруте одновременно курсировало несколько паромов, наиболее популярными из которых было 2 пассажирских («Гюниз» и «Трабзон»), и один грузопассажирский («Эрке»). Также ходила скоростная «ракета» на подводных крыльях «Гермес».
В данный момент о таком количестве судов речи даже не идет. Турецкая сторона надеется запустить хотя бы один грузопассажирский паром на 300-400 человек. Но что это будет за корабль, пока все еще неизвестно.
«Сейчас ведутся переговоры с норвежской стороной, и мы пытаемся усилиями наших предпринимателей купить подходящее судно», – рассказал глава торгово-промышленной палаты провинции Трабзон Эркут Челеби в интервью «Вестнику АТОР».
Он подчеркивает, что в конечном итоге не важно, под флагом какого государства оно будет ходить, важно, чтобы можно было комфортно перевозить и грузы, и пассажиров.
Вопрос с морской страховкой судна более сложный, учитывая геополитические условия в России и политический фон в Турции, – на время неопределенности, связанной с президентскими выборами, многие коммерческие активности здесь вообще приостановились – все ждут итогов выборов. А, по словам г-на Челеби, в решении проблемы страхования была бы очень кстати помощь российской стороны.
В любом случае заинтересованность в запуске парома проявляют обе стороны, российские предприниматели даже предлагают продлить паромное сообщение до Новороссийска.
Следующая дата, когда турецкая сторона будет готова подать заявку в морпорт Сочи, назначена на 29-30 мая. Если все вопросы будут решены, то скорее всего в конце июня уже можно будет ждать первый рейс парома Сочи-Трабзон, уверяет турецкая сторона.
Но у экспертов есть сомнения в том, что все удастся решить так быстро (при том, что еще только ведутся переговоры о покупке судна).
ПОЕДУТ ЛИ РОССИЙСКИЕ ТУРИСТЫ ИЗ СОЧИ В ТРАБЗОН?
А если все же паром летом запустят? По мнению экспертного сообщества, говорить о пароме как о новом элементе организованной туристической программы из Сочи в Трабзон все же нельзя. И дело здесь во времени, которое придется потратить на дорогу.
Если сообщение запустится, то предполагаемый паром будет идти 8 часов (в прежние времена этот путь занимал примерно 12 часов). А это значит, что, например, отправиться в Трабзон на 1 день (экскурсионный или сити-тур) не получится. И на два дня тоже – один день уйдет на дорогу.
«Туристам, которые уже приехали на отдых в Сочи, такое путешествие скорее всего будет не по силам», – считает Сергей Ромашкин, вице-президент АТОР и генеральный директор туроператора «Дельфин».
Он подчеркивает, что, помимо утомительного морского переезда, им придется дополнительно потратиться на гостиницу в Трабзоне, а также, вероятно, обеспечить себе более дорогую и комфортную ночевку на пароме.
Кстати, анонсированное ранее расписание (если оно, конечно, останется таким) тоже подойдет не всем отдыхающим – из Трабзона паром должен выходить по понедельникам и четвергам, а из Сочи – по вторникам и пятницам.
Для коротких туристических поездок больше бы подошла скоростная «ракета» на подводных крыльях, которая преодолевает расстояние между Сочи и Трабзоном максимум за 4 часа. И, хотя информация о ее возможном запуске также появлялась, очевидно, что этот вид транспорта будет рассмотрен в последнюю очередь, ведь сейчас предпринимателей больше интересует паромная переправа – для грузов.
Впрочем, судя по российским и турецким соцсетям, этот паром очень ждут, и запрос на его запуск имеется. Будущие пассажиры планируют использовать его для личных поездок в Россию или Турцию, а также для самостоятельных путешествий на собственной машине.
В ЧЕМ ТУРЕЦКИЕ ВЛАСТИ ВИДЯТ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ТРАБЗОНА ДЛЯ РОССИЯН
Впрочем, представители турецкой стороны уверены, что с возобновлением паромной переправы, российские туристы «раскусят» Трабзон, и он может стать для них весьма привлекательным направлением.
Так, г-н Челеби сообщил, что город может быть центром медицинско-оздоровительного туризма. В Трабзоне, например, есть достаточно известные медицинские клиники, куда регулярно приезжают туристы с Ближнего Востока и Кавказа. Основное направление здесь – процедуры по омоложению и различные виды хирургии, в том числе пластической (а она в Турции дешевая).
На Черноморском побережье Турции (в стране оно именуется «регион Карадениз») ждут и увеличения количества морских круизов со стартом из Сочи. Сейчас в Трабзон ходит только лайнер «Астория Гранде», но при желании на этом направлении смогут работать и такие корабли как «Князь Владимир» или столь ожидаемый лайнер «Петр Великий».
Стоит отметить, что круизы здесь могут быть практически круглогодичными – при высоком спросе суда могут ходить по этому маршруту даже в Новый год.
Кроме того, Трабзон известен своими возможностями для любителей шопинга, а с точки зрения экскурсионного туризма он богат памятниками исторического и культурного наследия.
Россиян он может поразить византийскими фресками и древними соборами, а точкой притяжения станет действующий наскальный монастырь Панагия Сумела, основанный в 4 веке, очень красивыми горами, озерами, османскими древними крепостями и мостами.
Более подробно о достопримечательностях Трабзона и всего черноморского прибрежного региона Турции (Карадениз) можно прочесть в этом обзоре.
Ольга Пегасова
Фото: PEGAS Touristi