Вопреки ранее сделанным прогнозам экспертов, россияне, при общем сокращении расходов, не стали экономить на поездках по стране в 2023 году: половина туров на лето уже продана. О драйверах развития отрасли внутреннего туризма в целом, а также отдельных регионов рассказал вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.
ПРОДАЖИ ТУРОВ ПО РОССИИ НА ТРЕТЬ ОПЕРЕЖАЮТ ПОКАЗАТЕЛИ 2022 ГОДА
«В этом году очень ранний старт продаж: объемы января вышли на весенне-летний уровень», – сказал Сергей Ромашкин на пресс-брифинге в рамках первой Национальной премии для медиа и PR – le'TO 2023.
Продажи туров по России у «Дельфина», одного из крупнейших игроков в сфере внутреннего туризма, в январе 2023 года на 35% превысили показатели прошлого года, несмотря на отсутствие кешбэка. Такая ситуация сохранялась до марта. В апреле и мае показатели продаж достигли в среднем прошлогоднего уровня (когда они были высокими на фоне поддержки государства).
«Объяснение чисто психологическое: вероятно, люди решили: «последний раз живем, давайте отдыхать! Люди, которые купили путевки в январе, инвестировали с нулевой доходностью деньги в будущий отдых, и это удивительно», – считает эксперт, отмечая, что экономически туризм в 2023 году в этом плане серьезно отличается от других рынков: в остальном люди взяли курс на сбережение.
Что характерно, объемы продаж летних туров по России превзошли ожидания экспертов АТОР, которые в конце прошлого года ожидали более значительного снижения интереса к поездкам..
ДРАЙВЕРЫ РОСТА – ЮГ, МОРСКИЕ КУРОРТЫ, ДВЕ СТОЛИЦЫ И КАВКАЗ
При этом эксперт отмечает, что новых «звезд» на туристическом небосклоне не появилось: лидеры продаж среди регионов все те же, что были и раньше.
Рост продаж летних туров на курорты Краснодарского Края составил +27% к прошлому году, на 25% более интенсивно продаются Кавминводы, на 11% – Санкт-Петербург и на 19% – Москва. Проседает Крым : -31% к прошлому году.
Здесь нужно отметить, что в абсолютных значениях падение спроса на Крым на треть – это минус 2 млн поездок, а рост спроса на треть на Краснодарский Край – это более 5 млн поездок. Так что говорить просто о перераспределении турпотока между регионами все равно не приходится, есть и абсолютный рост.
Лидеры роста среди курортов Краснодарского Края – это регионы, которые лишены авиасообщения: Анапа, которая демонстрирует рост +35% и Геленджик – более 40%.
Эксперты объясняют это несколькими факторами: во-первых эти курорты менее зависимы от воздушного сообщения, поскольку пользуются популярностью у самих жителей Краснодарского края и Ростовской области. Во-вторых, стабильное закрытие аэропортов также имеет психологический эффект – туристы с уверенностью просто выбрали другой транспорт, не закладываясь на возможность «подождать и купить билеты на самолет».
Самая яркая динамика спроса – у Дагестана. Продажи туров по этому направлению с января по май 2023 года на 66% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Что, опять же, не значит, что в абсолютных значениях это направление опередит черноморские курорты.
Существенно выросли продажи речных круизов. Вместе с тем, эксперт отметил спад интереса к активному туризму: почти не растет спрос на туры на Байкал, Алтай и в Адыгею.
ПОЛОВИНА ЛЕТНИХ ТУРОВ УЖЕ ПРОДАНА
На данный момент у такого крупного туроператора, как «Дельфин», продано почти 50% путевок на лето, и эти данные можно смело экстраполировать на весь рынок.
Но говорить о том, что «туры по России на лето в дефиците», тоже не приходится. В зависимости от направления и дат количество свободных номеров в отелях регионов варьируется – где-то они заканчиваются быстрее где-то медленнее.
См. таблицу доступности отелей в регионах ниже. Цифры в ней обозначают долю отелей, в которые сейчас доступны продажи туров (есть номера): чем больше цифра, тем выше индекс доступности.
Так что шанс спланировать летний отдых еще есть. Особенно у тех, кто намеревается отправиться в поездку на машине: согласно наблюдениям экспертов АТОР, на данный момент возможность провести отпуск на российском Юге лимитирована скорее наличием железнодорожных билетов.
А вот в Дагестане, например, самый высокий уровень загрузки отелей, там действительно лето почти продано, и в этом регионе спрос лимитирован именно отсутствием свободных объектов размещения.
РОСТ СПРОСА НА ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ НЕ ЗАВИСИМ ОТ ВЫЕЗДНОГО РЫНКА
Динамику спроса на туры по России руководитель «Дельфина» объясняет несколькими факторами, главный из которых – устойчивая долгосрочная тенденция, лимитированная, в том числе, условно невысоким средним чеком на отдых в России, удобной транспортной логистикой, отсутствием визовых и языковых барьеров, т.е. естественными причинами.
А нынешняя недоступность многих зарубежных направлений хотя, в целом, действительно влияет на внутренний туризм, но не сильно, и точно не в определяющей степени, считает эксперт.
«Количество внутренних и выездных поездок в принципе не сопоставимо. Если по России ездят около 65 млн человек, то за рубеж – около 12 млн. Внутренний туризм растет без всяких закрытий стран все последние 10 лет и не было года, когда бы он начал снижаться», – подчеркивает Сергей Ромашкин.
СКОЛЬКО СТОИТ ОТДЫХ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ В 2023 ГОДУ: СРЕДНИЕ ЧЕКИ ТУРА
Отметим, что в данной таблице представлена средняя стоимость туров, приобретенных в агентской сети «Магазин Горящих Путевок». В другие сезоны на тех же направлениях может быть другой чек.
Также речь идет именно о среднем чеке, что не значит, что по России не продается и намного более дорогих и более дешевых туров.
Средний рост стоимость туристических путевок по России по прогнозам туроператоров составляет около 15% по сравнению с прошлым годом, что также ниже ожиданий экспертов.
ПО РОССИИ В ОСНОВНОМ ЕЗДЯТ ОДНИ И ТЕ ЖЕ ТУРИСТЫ
Однако, говоря о тенденциях развития рынка внутреннего туризма, для лучшего понимания структуры спроса и «подводных камней» нужно также учесть, что любая статистика туроператоров, турагентов и госструктур опирается, на самом деле, на данные о числе поездок, а не количестве путешественников. То есть один человек, трижды съездивший в отпуск, во всех случаях будет посчитан как три туриста.
И здесь важно обратить внимание на статистику, опубликованную 29 мая на сайте ВЦИОМ. Согласно данным Центра, количество людей, которые путешествуют более одного раза в год, растет динамичнее, чем количество «новых» туристов. Например, в 2022 году 33% участников опроса ответили, что путешествуют по России два раза в год, что на 4 процентных пункта выше, чем в 2021 году и на 10 – чем в 2016 году.
Один раз в год отдыхают в России 15% опрошенных, что на 2 процентных пункта выше, чем в 2021 году и на 3 – чем в 2016 году.
При этом важно понимать, что более 50% респондентов отвечают, что не ездят по России.
То есть говорить можно и нужно не только о росте спроса на внутренний туризм, но о более высокой интенсивности поездок среди «заядлых» внутренних туристов.
Екатерина Тропова
Фото: АТОР