Как бизнес-аналитик может помочь в разработке сайта для турфирмы

Сайт туристической фирмы — сложная многоступенчатая структура. В первую очередь, из-за большого количества интеграций:

  • базы данных и системы бронирования партнеров / отелей / перевозчиков / экскурсии / визы / страховые компании;
  • платежные системы для России / ближнего и дальнего зарубежья;
  • системы получения курсов валют;
  • бухгалтерские и управленческие системы;
  • иные системы для предоставления данных туристам.

Множество фильтров (дата, направление, вид транспорта и др.) должны корректно отображаться и влиять друг на друга. Кроме того, цена на каждый тур меняется с течением времени, что должно учитываться при оформлении заказа. И наконец, все вносимые правки должны улучшать пользовательский опыт (UX), но не менять его радикально, чтобы не было негатива от постоянных клиентов.

Упорядочить эту систему и учесть все нюансы еще до начала работ по сайту помогает бизнес-аналитик. Его задача — изучить бизнес-процессы вашей компании, собрать информацию для будущего проекта и зафиксировать ее в виде технического предложения для команды разработки.

На примере компании Red Collar мы рассмотрим процесс работы бизнес-аналитика и приведем список вопросов, на которые нужно ответить заказчику во время первого интервью.

Что такое фаза Discovery и какова роль бизнес-аналитика в ней

Первая фаза работы над проектом в ИТ-среде называется Discovery (предпроектное исследование) и заключается в сборе и анализе информации по проекту. Для этого аналитик проводит встречу с заказчиком с целью выявления и уточнения требований — брифинг. Перед этим он изучает:

  • материалы, предоставленные заказчиком (требования и ТЗ, исследования, схемы и т. п);
  • сайт заказчика с точки зрения пользователя;
  • сайты основных конкурентов, а также сайты операторов зарубежного рынка, чтобы понять тенденции и реализуемые лучшие практики.

Затем на основе полученных данных он составляет план будущего брифа (чек-лист с вопросами).

В ходе встречи аналитик обязательно задает все подготовленные заранее вопросы, а также может задать дополнительные. Полученный бриф согласуется с заказчиком. Если брифингов требуется несколько, например, для сложного проекта, алгоритм повторяется: встреча — бриф — согласование.

Бриф — один из главных, но не единственный артефакт Discovery-фазы, который готовит бизнес-аналитик. Сюда также входят:

  • глоссарий внутренних терминов и сокращений, принятых в бизнесе заказчика;;
  • визуализация основных бизнес-процессов, которые покрывает будущее ИТ-решение, в текущем и желаемом состоянии (в ИТ такие визуализации называются AS IS и TO BE);
  • список функциональностей клиентской части сервиса с выделенным MVP (минимальным жизнеспособным продуктом) и приоритетами очередности разработки;
  • список функциональностей панели администратора;
  • ролевая модель клиентской части и панели администратора, которая отразит различные роли в ИТ-решении и возможности, доступные каждой роли;
  • список нефункциональных требований (к производительности, удобству, надежности и т. д.).

В фазе Discovery участвуют и другие отделы компании-подрядчика. Маркетологи предоставляют результаты конкурентного анализа и изучение пути пользователя. При помощи системного аналитика формируется перечень интеграций. Архитектурная схема ИТ-решения готовится совместно с разработчиками. Дизайнеры подготавливают низкодетализированные прототипы основных экранов.

Перечисленные артефакты бизнес-аналитик собирает в презентацию для демонстрации заказчику результатов Discovery-фазы. Если обе стороны все устраивает, проект передают разработке.

О чем бизнес-аналитик спросит на брифинге

  • Базовая информация о компании: род деятельности, ЦА, основное УТП (уникальное торговое предложение), ключевые преимущества, конкуренты.
  • Цель разработки нового сайта — какие проблемы или задачи он должен решить? Например, сократить количество шагов при бронировании гостиницы.
  • Информация по текущему сайту: чем он не устраивает, а какие его черты/части наоборот хотелось бы сохранить.
  • Критерии успеха нового сайта: как можно будет определить, что цели разработки достигнуты? Например, если заказчик ставит целью привлечь новых клиентов, то здесь стоит уточнить, есть ли конкретная количественная метрика конверсии - допустим, “+10 обращений в компанию в день”.
  • Референсы: какие сайты нравятся, на какие решения можно опираться в разработке?

Собрав верхнеуровневые артефакты и получив концептуальное понимание проекта, аналитик приступает к сбору функциональных требований: состав страниц нового сайта, наполнение страниц нового сайта, как часто может меняться каждая страница, и т. д.

Между бизнесом и разработкой

Основы будущего проекта закладываются в фазе Discovery. От того, насколько полную информацию предоставил заказчик, и насколько четко ее структурировал бизнес-аналитик, зависят сроки и качество дальнейшей разработки.

О том, как правильно выстроить взаимодействие с системным и бизнес-аналитиком, смотрите в вебинаре «Лучшие практики турбизнеса в онлайне: как обновить сайт туроператора и не сломать то, что есть»

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР