Что будет с туризмом на Ближнем Востоке и в Северной Африке на фоне войны

Ближний Восток стал единственным макрорегионом мира, где по результатам первого полугодия 2023 года турпоток превзошел «допандемийный» уровень. Но резкое обострение войны между Израилем и ХАМАС могут в значительной степени повлиять на эту картину. Международные эксперты рассмотрели вероятность снижения доходов от туризма до 70% в разных странах.

Сектор туризма, пишет S&P Global Ratings, является крупным работодателем и важным источником иностранной валюты во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки (MENA). По данным UNWTO, за первые семь месяцев 2023 года этот макрорегион принял на 20% больше туристов, чем за тот же период 2019 года, что делает его единственным, где туризм опередил «допандемийные» показатели.

ИЗРАИЛЬ

С одной стороны, эксперты ожидают прекращения иностранного туризма в Израиле, но с другой, последствия именно отсутствия путешественников для его глобальной экономики будут относительно незначительными.

Туризм составляет не более 3% в ВВП страны. Даже если доходы от туризма упадут на 70%, то потери будут эквивалентны примерно 2% валютных резервов Израиля.

ИОРДАНИЯ И ЛИВАН

Вызывают у путешественников опасения по поводу безопасности непосредственные соседи Израиля и сектора Газа.

Наибольшую зависимость от туристического сектора среди других стран региона имеет Ливан, где на его долю приходится 26% валютных поступлений. В январе-августе количество международных прибытий в Ливан выросло более чем на треть в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Данные S&P Global Ratings показывают, что если поступления от туризма упадут на 10-30%, то прямые потери экономики Ливана могут составить до 10% ВВП.

«В условиях нехватки иностранной валюты, обесценивания локальной валюты более чем на 95% с 2020 года, гиперинфляции и политического вакуума Ливан не может позволить себе отказаться от притока валютных поступлений от туризма», – говорят эксперты.

Однако полеты в Ливан уже приостановили Lufthansa, Eurowings и Swiss Air. Аналогичные проблемы могут ждать и Иорданию.

В Иордании в первой половине 2023 года поступления от туризма выросли более чем на 50% и находились на рекордно высоком за прошедшие 12 месяцев уровне, туризм обеспечивает до 21% валютных поступлений в стране.

Кроме того, туризм генерирует до 20% рабочих мест в этих странах.

Табл. 1. Оценка потерь от падения доходов от туризма для Израиля, Египта, Иордании и Ливана по трем сценариям

ЕГИПЕТ

Египет по ряду причин находится в более уязвимой ситуации, чем Иордания и Ливан. В туризме напрямую заняты до 10% населения страны, отрасль обеспечивает до 12% валютных поступлений, доходы от туризма уверенно – на 30% – росли в первые 7 месяцев 2023 года.

Но главный фактор – это кардинально иная структура международных прибытий в эту североафриканскую страну.

В Ливане почти 80% международных прибытий за первые семь месяцев 2023 года обеспечили ливанцы-нерезиденты и путешественники из других арабских стран, в Иордании эта категория составила 73%. Но рынок Египта другой – он зависит от туристов из Западной Европы, включая Великобританию, и туристов из России.

Кроме того, дефицит доходов от туризма будет сильнее влиять на экономику Египта на фоне предстоящих крупных выплат по внешнему долгу. Потеря доходов от туризма на 10-30% может стоить стране 4-11% валютных резервов.

ТУРЦИЯ И ОАЭ

Эксперты также отмечают, что ближневосточный конфликт, в теории, мог бы влиять и на туриндустрию Турции и ОАЭ, но на практике это вряд ли будет ощутимо.

С одной стороны, они географически находятся гораздо дальше от конфликта. С другой стороны, как раз на них и могут переключить свое внимание те, кто откажется от поездок в Ливан, Иорданию или Египет. То есть не исключено даже некоторое положительное влияние на турпоток.

Что же касается других стран Персидского залива, то подавляющее большинство туристов приезжает туда из соседних стран. В Саудовской Аравии большую часть туризма и вовсе составляют паломнические поездки и эта страна будет менее наименее подвержена влиянию ближневосточного кризиса, полагают эксперты.

Табл. 2. Оценка потерь от падения доходов от туризма по трем сценариям для других стран Ближнего Востока

ВОЙНА БУДЕТ ИМЕТЬ ПРОЛОНГИРОВАННОЕ НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ТУРОТРАСЛЬ

Однако последствия войны, отмечают в S&P Global Ratings, не ограничиваются прямым падением туристического потока. Дальнейшее негативное влияние на международный туризм будут иметь физические разрушения, отток портфельных и нерезидентских депозитов, а также сокращение прямых иностранных инвестиций.

Может отпугнуть туристов и дальнейший рост протестных настроений в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Углубление гуманитарного кризиса в Газе или серьезная эскалация на Западном Берегу могут привести к новой волне потоков беженцев, которые лягут бременем на экономику региона, что также не играет на руку туриндустрии.

Эти опасения экспертов основаны на историческом опыте. Во время исследований во внимание были приняты последствия ливано-израильского конфликта 2006 года, когда поток туристов в Ливан упал почти на 40% на фоне военных действий, а также «арабской весны» 2011 года, когда Египет недосчитался 33% туристов, а Иордания – 20% путешественников.

Екатерина Тропова

Фото: Wikimedia commons

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР