Более 84% туров, забронированных организованными туристами на декабрь 2023 года, приходится на 5 стран, включая Россию, но места некоторых лидеров в ТОП-5 опять поменялись. Наибольший средний чек тура в декабре – у Таиланда, а траты туристов на Египет, ОАЭ и Турцию в декабре снижаются по сравнению с ноябрем.
Аналитическая служба АТОР проанализировала данные запросов пользователей системы поиска и подбора туров «Слетать.ру» и сравнила их с данными компании о фактических продажах туров.
Из-за сложившейся на рынке в последнее время невысокой глубины продаж, большая часть проанализированных реальных покупок приходится на первую половину декабря (это влияет на суммы средних чеков, так как в этот период на нескольких массовых направлениях есть скидки).
Можно в целом говорить, что указанные ниже суммы среднего чека туров не могут характеризовать цены новогодних туров (то есть они верны для предновогоднего периода в декабре).
ПЯТЕРКА ЛИДЕРОВ ТУРИСТИЧЕСКОГО СПРОСА В ДЕКАБРЕ
По данным «Слетать.ру», в поисковых запросах пользователей при подборе туров на декабрь 2023 года доли направлений распределились так: Египет – 26%, ОАЭ – 19%, Таиланд – 18%, Турция – 8% и Россия – 6%. Далее в списке интересов пользователей агрегатора идут Шри-Ланка и Куба (по 5%), Мальдивы с 3%, Индия и Вьетнам с 2%.
В реальных продажах картина иная. Так, доля Египта среди забронированных на декабрь туров составляет 32%. Второе место – у Таиланда с 17%, третье – у ОАЭ с 16%. В ТОП-5 вошли также Россия с 12% проданных туров и Турция с 7%.
За ТОП_5 в десятке лидеров продаж туров с заездом в декабре следуют Куба и Шри-Ланка с 5% у обеих стран, Вьетнам (2%), Мальдивы (1,2%) и Абхазия (0,7%).
По сравнению с ноябрем для декабря видно резкое увеличение доли продаж туров в ОАЭ. Растет доля Египта, доля продаж России и Таиланда стабильна, у Турции она сокращается в соответствии с сезонностью.
Как видно из сравнения поисковых предпочтений и реальных продаж, туристы делают выбор в пользу более дешевых направлений: Египта, где средний чек тура упал на 43%, кратковременно дешевеющих в первой половине декабря ОАЭ, и России (где туры короче и невысокий средний чек), часто переориентируясь на них с более дорогих.
ЕГИПЕТ: ТУРЫ СТАЛИ ДЕШЕВЛЕ НА 43%
На декабрь в Египте россияне искали туры больше в Шарм-эль-Шейх, (63,5%), чем в Хургаду (36%), однако в реальных продажах разница сокращается (51% и 38%, соответственно).
Как и ранее, в основном туристы бронируют в этой стране отели 5* (55%) и 4* (39%), что почти совпадает с поисковыми предпочтениями. Почти 90% туристов покупают туры с системой «все включено».
В декабре туристы едут в Египет в основном вдвоем или втроем, часто с детьми (их доля среди туристов – 22%).
Средний чек на туры в Египет в декабре – 130 000 руб. за турпакет (падение на 43% по сравнению с ноябрем, обусловлено акциями и спецпредложениями на первую половину декабря).
Средняя продолжительность отдыха – 8 ночей (в ноябре была 8,7 ночи).
ТАИЛАНД: РОВНЫЕ ЦЕНЫ, СТАБИЛЬНЫЙ СПРОС
Как и ранее, больше всего россиян при подборе тура в Таиланд на декабрь искали варианты отдыха на Пхукете (80%), на Паттайю пришлось только 13% поисков. Еще 4% искали отдых на Самуи.
Картина реальных продаж свидетельствует о смещении спроса в сторону более демократичных вариантов: на Пхукет в реальности приходится 58% продаж, на Паттайю – 28%, а вместо Самуи туристы в итоге покупают туры в провинцию Пханг-Нга (3%).
В декабре наблюдается известная по прошлым срезам картина, когда желания туристов по отелям и питанию в Таиланде не совпадает с реальными продажами.
Так, отели 5* ищут 37% пользователей, а покупают только 12,5%. Большинство реальных продаж туров в Таиланд на декабрь, как и до этого, предполагает проживание в отелях 4* (45%) и 3* (43%).
Систему «все включено» в Таиланде ищут при подборе тура 25%, но в реальных продажах ее доля около 1% (86% туристов выбирают завтраки, хотя ищут их изначально только 43%).
Около 60% туристов, выбирающих Таиланд в декабре – пары, но едут и компаниями друзей и с детьми. Детей в общем количестве туристов в заявках на декабрь – 16%. Одиночных туристов много – также 16%, это выделяет это массовое направление из ряда остальных.
Средний чек тура в Таиланд в декабре – 227 000 руб. за турпакет (рост в +6% к ноябрю, обусловлен в основном незначительным увеличением средней продолжительности туров).
Средняя продолжительность отдыха в декабре – 11 ночей (в ноябре была 10,6 ночи).
ОАЭ В ДЕКАБРЕ ДЕШЕВЕЕТ, ТУРЫ СТАНОВЯТСЯ КОРОЧЕ
На декабрь туристы, подбиравшие себе туры в ОАЭ, искали в основном отдых в самом раскрученном эмирате – Дубае (87% поисковых запросов, еще 5,5% – в Шарджу и 2% – в Абу-Даби). В реальности туры в Дубай купили на декабрь 34% клиентов, на Шарджу пришелся 21% продаж, на Рас-эль-Хайму – 15% и на Фуджейру – 11,2%.
Как и ранее, это обусловлено боле лояльными ценами в соседних с Дубаем эмиратах и большей распространенностью там системы «все включено». Ее вариации ищут, подбирая тур в ОАЭ, 43% пользователей системы «Слетать.ру», в реальных продажах доля туров с All Inclusive – 20%.
В основном туристы в декабре покупают в Эмираты туры в отели 4* (39%) и 5* (37%). В поисках доля пятерок выше – 46%. Преобладающие системы питания в реализованных турах в ОАЭ – полупансион (31%) и «завтраки» (30%), еще 20% приходится на «все включено».
60% туристов в декабре едут в ОАЭ вдвоем, вторая по величине группа (20%) – 2+1. Доля детей среди туристов, купивших туры на декабрь в ОАЭ – 24%.
Средний чек тура в ОАЭ в декабре – 192 000 руб. за турпакет (падение среднего чека на 23,2% к ноябрю, обусловлено в основном значительным количеством туров на первую половину декабря).
Средняя продолжительность отдыха – 7 ночей (в ноябре была 7,5 ночи).
РОССИЯ: ТУРЫ КОРОЧЕ, НО ЕСТЬ РОСТ СРЕДНЕГО ЧЕКА
На декабрь в подборе туров по России пользователи «Слетать.ру» искали в основном отдых в Краснодарском крае (47%), Московской области (11%), Санкт-Петербурге (8.5%), Кавминводах (7%), Калининградской области (6%) и в Крыму (5%).
Картина реальных продаж туров также подчеркивает лидерство Краснодарского края – 54% туров на декабрь забронировано именно туда. Но в остальном есть отличия: на втором месте в продажах на декабрь – туры в Санкт-Петербург (14%), на третьем месте Кавминводы с 6%, им в спину дышит Москва (5%) и Татарстан (4,6%). На Калининградскую область пришлось 2%, а, например, на Дагестан – 3% декабрьских продаж.
Как и все время ранее, для декабря сильно разнятся картины поисков и реальных продаж по предпочитаемым отелям и питанию. Очевидно стремление туристов сэкономить после анализа цен на туры по первоначально выбранным параметрам.
Так, в турах по России в декабре при подборе ищут в основном отели 4* (35%) и 5* (34%), а в реально купленных турах на декабрь преобладают отели 3* (46%), за ними следуют 4* (36%).
При подборах туров по России завтраки ищут только 21,4% пользователей, а туры с отелями с этой системой питания покупают в итоге больше половины (53%). Вариации системы «все включено» в турах по России на декабрь искали почти треть (29%) пользователей, в реальных продажах их доля менее 10%. Систему полный пансион (FB) ищут 14,5% туристов, покупают туры с ней – 11%. Почти никто не ищет в РФ отели без питания, но покупает из в турах по России 16% туристов.
В декабре в туры по России 64% туристов едут вдвоем, еще 15% - втроем. Доля детей среди туристов в декабрьских турах довольно высока – 28%.
Средний чек тура по России в декабре – 55 000 руб. (рост среднего чека на 9% к ноябрю, обусловлен большей долей горнолыжных туров и некоторым количеством бронирований на Новый год). Напомним, в основном все туры по России – без перелета (только отель).
Средняя продолжительность отдыха в России в декабре – 4 ночи (в ноябре была 5 ночей).
ТУРЦИЯ: ИЩУТ АНТАЛЬЮ, ПОКУПАЮТ СТАМБУЛ
Картина поисков туров в Турцию на декабрь в отношении географии отдыха мало коррелирует с картиной реальных продаж.
Почти все начинают выбирать курорты провинции Анталья (Белек – 26% запросов, Аланья – 22%, Анталья – 17%, Сиде и Кемер – по 14%). А в реальных продажах декабрьских туров в Турцию в лидерах Стамбул – сразу 29,5% продаж. На втором месте – Анталья с 20%. Далее идут отели Белека (13%) и Аланьи (11) – их доли в продажах вдвое меньше их же долей в поисках.
Туристы в декабре традиционно ищут и бронируют в Турции туры в отели 5* (их доля 63% в поисках и 67% в продажах). Туры в отели 3* ищут при подборе мало, но в итоге (помним про переориентацию с Антальи на Стамбул) у них второе место – 20%. Отели 4* в декабрьской Турции ищут 21% пользователей, но покупают только 12% (также большая часть, вероятно, в Стамбуле).
Из-за большой доли реальных продаж Стамбула в декабре падает доля туров с вариациями «все включено»: их только 62% (это Анталья), а в 29% туров – завтраки. Ищут же при первоначальном подборе почти исключительно All Inclusive.
В декабре в Турцию половина туристов едет вдвоем, втроем – 22%. Доля детей среди туристов в декабре – 19%.
Средний чек тура в Турцию в декабре – 113 000 руб. за турпакет (падение среднего чека на 10,3% к ноябрю, обусловлено в основном декабрьскими скидками и большой долей коротких туров в Стамбул).
Из-за переориентации на Стамбул снизилась и средняя продолжительность отдыха в Турции – 6 ночей в декабре (в ноябре была 7 ночей).
ДРУГИЕ ПОПУЛЯРНЫЕ У РОССИЯН СТРАНЫ В ТОП-10 В ДЕКАБРЕ
В турах на Кубу (доля направления 5%) на курорт Варадеро с вылетом в ноябре приходится 76% продаж, на Кайо-Коко – 17,3% и в Камагуэй – 2%. Туры в отели 4* покупают 58% туристов, в отели 5* – 41%. 96% всех туров – в отели «все включено». Детей немного – 9%. Зато 17% одиночных туристов.
Средняя продолжительность отдыха на Кубе в декабре – 10 ночей (в ноябре было также 10 ночей), средний чек тура – 211 тыс. руб. (на ноябрьские туры было 243 тыс. руб.).
В реальных продажах туров на Шри-Ланку на декабрь более половины туристов выбирает два основных курорта Хиккадува (27%) и Унаватуна (24%), на другие приходится 6-7%.
Туристы практически равнозначно выбирают в турах отели 4* (29%), 3* (25%), 5* (22,5%) и 2* (21,5%). 49% туров – с завтраками, на полупансион приходится 17% продаж, а на «все включено» – 11,5%. В основном едут парами, много одиночек – 20%, детей мало – 6%.
Средняя продолжительность отдыха на Шри-Ланке в декабре – 10 ночей (в ноябре было 9 ночей), средний чек тура – 204 500 руб. (для ноябрьских туров он был 230 000 руб.)
Подавляющее большинство туристов, купивших туры в декабре во Вьетнам, выбирают курорт Нячанг (92%), за ним следует Фантьет (4%). Самые предпочитаемые типы отелей (из-за дороговизны перелета) – 5* (70%) и 4* (29%), «трешки» не берет почти никто.
Больше половины (56%) туров во Вьетнам в декабре – с питанием «все включено», остальное – «завтраки». Едут в основном вдвоем, но доля детей тоже уверенная – 18%.
Средняя продолжительность отдыха во Вьетнаме в декабре – 10 ночей (в ноябре направление не входило в ТОП-10), средний чек тура высокий – 318 400 руб. за турпакет.
На Мальдивах (доля направления 1,2%) в декабре в основном выбирают туры в отели подешевле – 4* (53% продаж) и 5* (33%). Самый распространенный тип питания – «все включено» (46%), далее следуют «полупансион» (17%) и «полный пансион» (12%).
В основном туристы едут парами (54%), но есть и большие семьи. Доля детей на направлении в декабре та же, что и в ноябре – 14%.
Средняя продолжительность отдыха на Мальдивах в декабре – 8 ночей (в ноябре было также 8 ночей), средний чек тура – 612 500 руб. (для ноябрьских туров он был 596 500 руб.). Налицо продолжающийся рост цен высокого сезона.
В декабрьской Абхазии туристы выбирают в турах в основном три курорта – Гагру (38% продаж), Пицунду (31%) и Сухум (23%). Более половины туров на декабрь продано в отели 3* (54%), затем в отели 4* (31%). Больше всего берут в турах систему питания «полный пансион» (31%), затем «завтраки» и «полупансион» (по 23%).
В декабре в структуре продаж появляются и туры в Абхазию на «все включено» (правда, их всего 5%). В декабре в Абхазию едут в основном вдвоем и втроем, доля детей среди туристов – 22%.
Средняя продолжительность отдыха в Абхазии в декабре – 7,6 ночи (в ноябре было 5,2 ночи), средний чек тура – 49 000 руб. (в ноябре было 58 000 руб.). В основном туры в Абхазию не включают перелет (только бронирование отелей. а они дают в это время скидки).
Редакция «Вестника АТОР»
Фото: peakpx.com