Россия: 1239 км горнолыжных трасс, 330 курортов и только 3% катающихся

Почти треть площади России занимают горы, однако только 3% населения освоили лыжи или сноуборд. В Швейцарии, например, таких 35%, а в Финляндии – 23%. Компания Strategy Partners провела исследование тенденций развития горнолыжного туризма в России. Выделили самое интересное.

География России располагает к активному развитию горнолыжного туризма: около 30% площади страны занимают горные системы, высота 70 горных вершин превышает 4 000 метров, а жемчужиной этих бескрайних территорий является самая высокая точка Европы – гора Эльбрус – 5 642 метра.

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОРНОЛЫЖНЫХ КУРОРТОВ

Эксперты Strategy Partners выделили 6 наиболее значимых факторов конкурентоспособности горнолыжных курортов (ГЛК):

  • Транспортная доступность
  • Качество трасс (с учетом наличия современных систем оснежения, которые обеспечивают не только комфорт, но и безопасность) и подъемников
  • Различные форматы и категории средств размещения (качественные гостиницы разных уровней, апартаменты, коттеджи)
  • Круглогодичная инфраструктура и услуги
  • Использование цифровых технологий для улучшения клиентского опыта и повышения эффективности управления курортом
  • Внимание к инклюзивности и сохранению биоразнообразия территорий

СПРОС НА ГОРНОЛЫЖНЫЙ ТУРИЗМ РАСТЕТ, НО ИНФРАСТРУКТУРЫ НЕДОСТАТОЧНО

Согласно данным исследования Strategy Partners, с 2014 года соотечественники стали кататься на лыжах и сноуборде на российских горнолыжных курортах в несколько раз чаще. В 2014 году на горных курортах России, по оценкам швейцарской консалтинговой компании Laurent Vanat, россияне провели 6,3 млн человеко-дней

А в 2022 году только 15 крупнейших горных курортов РФ приняли 9,3 млн чел. При средней продолжительности пребывания на курорте 2–3 дня это может составлять более 23 млн человеко-дней, а с учетом прочих небольших ГЛК – более 25 млн человеко-дней.

Важными причинами прироста спроса на горнолыжный туризм в РФ называются пандемия и ухудшение геополитической ситуации. Также на спрос повлияли развитие инфраструктуры горнолыжных курортов, увеличение популярности гор для летнего отдыха, а также снижение курса национальной валюты, что сделало зарубежные поездки менее доступными.

Интересно, что Россия входит в ТОП-10 стран по среднегодовой посещаемости горнолыжных курортов.

Среднегодовая посещаемость горнолыжных курортов по странам. Данные Strategy Partners

Однако доля регулярно катающихся в нашей стране, по оценкам зарубежных исследователей, всего 3%. В рейтинге лидируют Швейцария с 35% населения, Финляндия с 23% и Норвегия с 22%. Удивительно, что в США, например, лыжников и сноубордистов всего 8%.

Процент регулярно катающихся по странам. Данные Strategy Partners

Сегодня в России насчитывается более 330 горнолыжных комплексов, но только 57 из них являются крупными и имеют пять и более подъемников. 

Российские горнолыжные курорты и подъемники. Данные Strategy Partners

Для сравнения: схожая по климатическим условиям Канада в 6 раз лучше обеспечена инфраструктурой (подъемниками) на душу населения, чем Россия, а ряд европейских стран опережает РФ по данному показателю в 10 и более раз. Очевидно, что корреляция между обеспеченностью подъемниками и количеством катающихся на горных лыжах или сноуборде довольно высока, делают в вывод в Strategy Partners.

По количеству подъемников на душу населения в мире лидирует Австрия – 32,5 подъемника на 100 тысяч жителей. Это в 81 раз больше, чем у россиян.

Горнолыжные курорты в разных странах и подъемники. Данные Strategy Partners

ЛИДЕР ПО РАЗВИТИЮ ГОРНОЛЫЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ – СОЧИ

Общая протяженность горнолыжных трасс в России более 1200 км. Сочи является крупнейшим горнолыжным центром в стране. Там расположены 3 современных ГЛК: «Роза Хутор» – 105 км, ГТЦ «Газпром» – 39 км и «Красная поляна» – 30 км.

Протяженность трасс россйских горнолыжных курортов. Данные Strategy Partners

Кстати, вторым по протяженности трасс в России и первым в Сибири является Шерегеш с 56 км.

Протяженность трасс по регионам России. Данные Strategy Partners

Новые горнолыжные трассы, которые предполагается ввести в эксплуатацию в ближайшие годы:

  • «Долина Васта», Краснодарский край – 80 км
  • СТК «Шерегеш», Кемеровская область – >80 км
  • «Аджигардак», Челябинская область – 30-50 км
  • «Гора Белая», Свердловская область – 30-50 км
  • «Архыз», Карачаево-Черкесская Республика – 30 км
  • «Манжерок» (Республика Алтай) – 30 км
  • «Мамисон» (Северная Осетия, 1 этап) – 20 км
  • «Эльбрус» (Кабардино-Балкария) – 18 км
  • «Ведучи» (Чечня, 2 этап) – 15 км
Структура трасс в России по сложности. Данные Strategy Partners

ПОРТРЕТ ПОСЕТИТЕЛЯ ГОРНОЛЫЖНЫХ КУРОРТОВ РОССИИ

В ходе социологического опроса, проведенного исследователями Strategy Partners, 85% респондентов хотели бы посетить горнолыжный курорт, при этом хоть как-то кататься умеет лишь 21% из опрошенных (это не означает, что они регулярно катаются, таких, как мы помним, 3%).

80% из лыжников и сноубордистов хотели бы посещать горнолыжный комплекс не реже 1 раза в год. Большинство опрошенных из этой категории (60%), назвали свой уровень катания средним.

Какие трассы в России предпочитают сами катающиеся. Данные Strategy Partners

Согласно опросу, средний срок пребывания на горном курорте – 5 дней. Более 65% респондентов хотят отправиться в горы с семьей, что требует наличия соответствующей инфраструктуры не только для взрослых, но и для детей.

Опрос показал, что уровень развития и известности делает Сочи наиболее предпочтительным местом для горнолыжного туризма сегодня.

Однако на выбор также влияет география проживания опрошенных. Так, 52% респондентов из Сибирского ФО выбирают сибирские курорты – Шерегеш, Манжерок и другие. А 41% опрошенных из Уральского ФО остаются верны уральским Абзаково, Губахе, Завьялихе и другим местным курортам.

Какие курорты в России предпочитают сами катающиеся (региональный разрез). Данные Strategy Partners.jpg

Интересно, что восстановление авиасообщения с Европой мало скажется на дальнейшем выборе туристов. В этом случае более 50% из них однозначно продолжат посещать отечественные комплексы, доля выбирающих зарубежные курорты увеличится с 2% до 8%, а для 40% выбор между российскими и зарубежными курортами будет не принципиален.

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ВЫБОРА КУРОРТА ДЛЯ РОССИЙСКОГО ЛЫЖНИКА / СНОУБОРДИСТА:

  1. Удобная транспортная доступность
  2. Качество снежного покрова на трассах
  3. Комфортная температура воздуха
  4. Нормальный уровень загруженности курорта
  5. Качество горнолыжной инфраструктуры и сервиса

Самым предпочтительным вариантом размещения туристы назвали отель 3*, апартаменты или коттедж, который расположен не далее 10-15 минут езды на авто или в пешей доступности от склона.

Самая популярная услуга на горнолыжном курорте – аренда оборудования. Более 70% опрошенных путешествует без своего снаряжения.

Помимо катания, более половины аудитории интересуют поездки на снегоходах, водные процедуры, развлечения, занятия с инструктором и пешие маршруты по окрестностям.

Туристы со средним доходом готовы тратить 8 тыс. руб. на человека в день, туристы с более высоким доходом (свыше 100 тыс. рублей в мес.) ― около 16 тыс. руб. на человека в день.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ В ИНДУСТРИИ ГОРНОЛЫЖНОГО ТУРИЗМА, НА КОТОРЫЕ СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ И В РОССИИ

Эксперты Strategy Partners отмечают несколько основных векторов в развитии мировых горнолыжных курортов:

  • Развитие инфраструктуры для круглогодичного отдыха
  • Создание горнолыжной и развлекательной инфраструктуры для всей семьи, включая детей разного возраста
  • Цифровизация курортов, создание собственных мобильных приложений, в том числе для сбора данных о предпочтениях и катании клиентов
  • Рост инвестиций в искусственное оснежение склонов

Последний фактор очень важен. В Италии, например, доля трасс с использованием искусственного оснежения уже составляет 90%, в Австрии – 70%, а во Франции – 39%.

Покупка специализированного оборудования для искусственного оснежения может занимать 15–20% в инвестициях курортов, при этом увеличение закупок систем оснежения в среднем на 10% может привести к росту количества посещений на 8%.

Анна Попова

Фото на обложке: пресс-служба курорта Красная Поляна, в тексте: Strategy Partners

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР