Однодневные туры по России дорожают до 70% из-за роста цен на аренду автобусов

Перед началом нового туристического сезона турбизнес столкнулся с резким подорожанием аренды и перспективой нехватки туристических автобусов. Таможенные пошлины, высокий утилизационный сбор и высокие ставки по кредитам привели к удорожанию транспортной составляющей в экскурсионных турах до двух раз. Представители транспортной отрасли предлагают операторам смириться.

Стоимость аренды туристических автобусов в этом сезоне выросла от 30% до 2 раз, рассказали «Вестнику АТОР» в четырех крупных туроператорских компаниях, специализирующихся на экскурсионных турах. Факты роста цен подтвердили в профильной транспортной ассоциации.

Причин несколько: во-первых, с проблемой поставок зарубежных комплектующих сталкивается не только авиаотрасль – других транспортников подорожание запчастей и необходимость формирования новых схем поставки также коснулись.

«Рост цен связан с подорожанием топлива, нагрузкой в связи с параллельным импортом запчастей, постоянным подорожанием топлива и повышением заработной платы в связи с инфляцией», – объясняют в Объединении Автопассажирских Перевозок.

Во-вторых, сыграла роль и индексация утилизационного сбора для юрлиц в августе 2023 года. В итоге приобретение китайского автобуса в России сейчас обходится в два раза дороже, чем в стране изготовления.

В-третьих, отрасль столкнулась с нехваткой водителей на фоне «ковидного» и последующего геополитического кризиса: квалифицированные кадры предпочли более спокойную и предсказуемую работу.

Однако ряд участников туристического рынка выражает уверенность, что это не исчерпывающие причины для кратного роста стоимости аренды и транспортникам все же есть куда «подвинуться».

НЕХВАТКА АВТОБУСОВ ПРИВОДИТ К ПОДОРОЖАНИЮ ТУРОВ

Особенно ощутимо подорожание в Москве – оно доходит до 2 раз по сравнению с прошлым годом, говорят опрошенные туроператоры. В других регионах ситуация пока не настолько критичная, но рост цен также очень заметен.

«В связи с нехваткой автобусов, падением курса рубля, наличием таможенных и утилизационных платежей, нехваткой водителей стоимость транспортных услуг этой зимой выросла на 40% по сравнению с 2023 годом», – подтвердил руководитель петербургского туроператора «Невские Сезоны» Кирилл Соколов.

«Рост реальный и долговременный. Примерно на 30% поднялись цены и опускаться не будут», – говорят в ОАП, отмечая, что двукратный рост тарифов в Москве отмечается, в том числе, в связи с сезонным повышенном спросом и проведением выставки «Россия» на ВДНХ.

Доля транспорта в себестоимости организованного тура – от 10% до 30%. Соответственно, увеличение транспортной составляющей на 40% ведет к удорожанию тура на 4-12%, двукратный рост, как в столице, может сделать тур дороже на четверть. Однодневные туры, в отдельных случаях, подорожали на 70%.

ПОДОРОЖАНИЕ ЭКСКУРСИОННЫХ ТУРОВ МЕНЯЕТ СТРУКТУРУ СПРОСА

В этой с ценовой ситуацией меняется и сама структура спроса в экскурсионном туризме, говорит директор туроператора «Мастерская Путешествий» Владимир Лутов.

Эксперт заметил, что начиная с ноября 2023 года подорожание автобусов приводит к «вымыванию» с рынка однодневных туров и туров небольшой продолжительности в пользу более длинных программ, где транспортная составляющая «размывается» в общей цене и становится не настолько заметной.

Например, еще в начале осени стоимость однодневного тура из Москвы в Ростов Великий или Муром была в пределах 2200-2800 рублей на человека. А этой зимой поднялась до 4700, что на семью из 4 человек составляет уже почти 20 тыс. и становится для многих «непозволительной роскошью» в текущих экономических реалиях.

«Конечно, больше всего повышение цен на аренду транспорта сказывается на однодневных программах. Но нельзя сказать, что туры на несколько дней сильно отстают в подорожании. Скорее, туроператорам сейчас становится менее выгодно продвигать и рекламировать однодневные туры, так как в связи с падением спроса из-за возросшей цены растет стоимость привлечения каждого клиента. И прибыль с клиента однодневного тура уже не окупает затрат», – объясняет генеральный директор туроператора «Скан Тур» Роман Цветков.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

В «Тари Тур» говорят, что средняя продолжительность экскурсионного тура у туроператора сейчас составляет 5 дней.

Заметим, что и туристические власти страны, и крупнейшие туроператоры ранее отмечали, что драйверами роста внутрироссийского турпотока могут и должны быть туры выходного дня, причем межрегиональные.

ТУРИСТЫ РИСКУЮТ ОСТАТЬСЯ БЕЗ АВТОБУСОВ В ВЫСОКИЙ ЛЕТНИЙ СЕЗОН

Повышение цен, говорят участники рынка, не спасет от дефицита туристических автобусов. Острая нехватка транспорта приведет к тому, что компании будут на пределе возможностей использовать имеющуюся технику. А значит, не будет замен и резервов.

«Честно говоря, я не знаю, почему активно эту тему не обсуждают на федеральном уровне и на ТВ. Видимо про нее вспомнят тогда, когда в июле туристы на трассах будут стоять рядом со сломанными автобусами. Автобус сломался – пошли пешком», – посетовал один из собеседников нашего издания.

Руководитель туроператора «Скан Тур», со своей стороны, отмечает, что дефицит автобусов в сезон станет еще острее, если в Россию действительно приедет больше иностранных туристов.

«Если китайский турпоток вырастет, то с нынешним дефицитом транспорта ездить, например, в ту же Карелию нашим российским туристам станет еще дороже», – прогнозирует эксперт.

Исполнительный директор «Тари Тур» Оксана Лебедева настолько критичной проблему не находит, но соглашается, что в пиковые даты вопрос транспортного обеспечения обязательно возникнет.

ТУРОПЕРАТОРЫ ПРОСЯТ ОБНУЛИТЬ ПОШЛИНЫ И СБОРЫ ДЛЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ АВТОБУСОВ

В качестве решения проблемы опрошенные туроператоры предлагаю такие варианты:

  • отменить таможенные пошлины на ввоз туристических автобусов
  • отменить утилизационный сбор для туристических автобусов
  • ввести 100% субсидирование кредитных ставок на покупку туристических автобусов
  • разрешить автобусам, осуществляющим туристскую перевозку, двигаться по полосам общественного транспорта
  • отменить необходимость уведомления ГИБДД о детской внутригородской перевозке для снижения общей нагрузки на транспортные и туроператорские компании.

Эксперты транспортной отрасли, в свою очередь, не уверены, что эти меры помогут или что они осуществимы. И предлагают туроператорам смириться.

«По заказным перевозкам предлагаю смириться, мы выходим из состояния стресса от пандемии и начала СВО, когда предприятия работали в ноль без учета амортизации и вынуждены были пересматривать свою тарифную политику. Более того, цена аренды автобуса в России до сих пор ниже точки безубыточности. Рост цен в сезон должен произойти для того, чтобы автобусные перевозки не умерли», – говорит представитель ОАП.

В ассоциации отмечают также, что снижение пошлин и сборов скажется скорее не на тарифах, а на качестве обслуживания и темпах обновления автопарков.

«Чтобы прийти к нормальному, современному парку, в ближайшие 10 лет нужно обновлять парки на 20% ежегодно. Сейчас процент обновления в среднем по стране, не принимая во внимание внутригородские субсидированные закупки, приблизительно 3%, что говорит о катастрофическом устаревании техники», – отмечают в ОАП.

Екатерина Тропова

Фото: "Мостурфлот"

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР