Согласно концепции развития круизного туризма к 2035 году количество круизных путешественников в России должно составить порядка 700 тыс. человек. Такого показателя, считают в компании «ВодоходЪ», вполне реально достичь при сохранении имеющихся мер господдержки, внедрении новых и активном развитии инфраструктуры.
Для увеличения пассажиропотока есть объективные причины, заинтересованность участников и точки роста. 700 тыс. круизных пассажиров на реках России – вполне достижимый результат к 2035 году, считают эксперты туроператора «ВодоходЪ». Об этом представители компании заявили на совещании «Актуальные вопросы развития речных круизных маршрутов в России», которое прошло 8 февраля на Южном Речном вокзале Москвы.
По предварительным оценкам «Вестника АТОР», основанным на опросе пяти ведущих круизных компаний, в 2023 году количество речных путешественников приблизилось к 400 тыс. человек, хотя официальные данные ещё не опубликованы. Активность бронирования круизов на сезон 2024 года уже на 35% выше, чем годом ранее. В подавляющем большинстве это российские туристы.
Способствуют такому росту несколько факторов, среди которых высокий уровень обслуживания в круизах на реках России, вполне сопоставимый со стандартами зарубежного отдыха. А также появление новых портов и направлений.
РОСТУ ПАССАЖИРОПОТОКА БУДУТ СПОСОБСТВОВАТЬ НОВЫЕ ПОРТЫ И ОБЪЕКТЫ ПОКАЗА
Для привлечения туристов необходимо строительство и благоустройство причальной и береговой инфраструктуры, увеличение доступных объектов показа, и, разумеется, стабильное транспортное обеспечение.
Среди наиболее перспективных направлений – драйверов развития речного туризма – эксперты компании «ВодоходЪ» называют на севере и северо-западе Сортавалу, Пеллотсари, Бесов Нос, Кандалакшу и Кондопогу, на юге – Ахтубу, Махачкалу и Дербент, а в центральной России – Завидово, Юрино, Мариинский Посад и Сызрань.
Большая часть из перечисленного – новые порты, в которые пока не заходят круизные теплоходы, или где нет постоянно действующих причалов, поэтому их комплексное развитие должно быть в приоритете у всех заинтересованных сторон.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
НЕОБХОДИМЫ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ РЕНОВАЦИИ ТЕПЛОХОДОВ 3*
Безусловно, интерес круизных туристов «подогревает» и выход на реки новых теплоходов. «Мустай Карим», например, год от года показывает хорошие результаты загрузки. Найти на нем свободную каюту в сезон бывает трудно. Но все же основная часть пассажиров выбирает более доступные варианты отдыха.
И существующие меры государственной поддержки, вне всякого сомнения, способствуют строительству новых судов. Но эти теплоходы сразу относятся к классу «люкс», а основной объем круизных туристов пока все же выбирает теплоходы с уровнем сервиса, эквивалентным 3*. У самого «ВодоходЪ», например, такие теплоходы составляют большую часть флота.
«69% туристов выбирают и путешествуют на теплоходах с уровнем сервиса, соответствующим отелю категории 3*, так как именно этот класс теплоходов наиболее доступен по цене», – подчеркивает заместитель генерального директора по развитию компании «ВодоходЪ» Илья Суховольский.
Эксперт отмечает, что необходимо создание механизма господдержки реновации и продления ресурса такого флота, который составляет основное предложение на рынке и обеспечивает доступность круизного отдыха для более широких слоев населения. Например, льготное финансирование из средств ФНБ под 2,5% сроком на 15 лет.
«Эффективное решение позволило бы реновировать эксплуатируемый флот, сделать его более комфортным, современным и привлекательным для новой более молодой аудитории, продлить его ресурс, сохраняя доступную стоимость на речные круизы для граждан России», – пояснил г-н Суховольский.
Напомним, что в 2025-2026 годах в компании «ВодоходЪ» ждут 3 новых судна проекта 00840 «Карелия», которые смогут осуществлять круизы в Каспийском, Черном, Азовском, Балтийском и Белом морях. Первые круизы в 2025 году на судне «Николай Жарков» запланированы по Белому морю.
Ольга Пегасова
Фото: АТОР