Вслед за привлечением инвестиций из ОАЭ в развитие курорта на Средиземном море, Египет готов отдать под застройку и большую пляжную территорию в Шарм-эль-Шейхе. Кроме того, иностранные компании могут получить доступ к управлению аэропортами Египта.
На днях Египет заключил крупнейшую в своей истории сделку по привлечению прямых иностранных инвестиций. Консорциум инвесторов из ОАЭ выделяет 24 млрд долларов для развития курорта Рас-эль-Хекма, расположенного к западу от Александрии. Это превратит прибрежный регион Средиземного моря в курортный город с аэропортом, управляемым ОАЭ. Остальные 11 млрд долларов пойдут на проекты развития по всему Египту.
Средства будут выплачены двумя частями: первая в течение недели на сумму 15 млрд долларов, а вторая в течение двух месяцев после первого платежа. Многомиллиардные валютные поступления позволят египетским властям покрыть дефицит платежного баланса и стабилизировать курс национальной валюты.
По официальной версии, компании из ОАЭ вкладывают средства в египетский туризм исключительно как инвесторы. О прямой покупке земли на Средиземноморье или, как его называют в Египте, Северном побережье, речь не идет.
Правительство Египта создало госкомпанию, которая будет заниматься развитием проекта Рас-эль-Хекма вместе с компаниями из ОАЭ. Когда мегакурорт, сопоставимый по размерам с Шарм-эль-Шейхом заработает (по планам это произойдет через 5 лет), 35% всех доходов будет получать Египет, остальное – компании ОАЭ.
РАС-ГАМИЛА КАК СПОСОБ ПЕРЕЗАПУСТИТЬ ТУРИЗМ НА ЮЖНОМ СИНАЕ
Успех проекта Рас-эль-Хекма побудил египетское правительство предложить иностранным инвесторам под застройку и другие курортные территории. Авторитетные местные издания со ссылкой на свои источники сообщают о подготовке нескольких проектов на Красном море, включая лагуну Рас-Гамила на Южном Синае и отдельные участки земли на побережье от Хургады до Марса Алама.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:
В отличие от Северного побережья, курорты Красного моря больше интересны инвесторам из Саудовской Аравии и Катара. В первую очередь, такие проекты привлекательны для саудитов, которые уже строят у себя город будущего NEOM. По предварительным данным, Суверенный фонд Саудовской Аравии готов купить территорию в районе Рас-Гамила в Шарм-эль-Шейхе.
Соглашение с инвесторами о строительстве в северной части курорта Шарм-эль-Шейх большого отельного комплекса Ras Ghamila было подписано еще в 2015 году. Однако тогда проект забуксовал. На территории 800 тыс. кв. м предполагалось построить отели категории 3*, 4* и 5*, комплекс бассейнов, ресторанов, магазины.
Особенность этой территории и в привлекательной морской жизни: местный риф Рас Гамила называют одним из лучших в Шарм-Эль-Шейхе: здесь встречаются мурены, крылатки, скаты, морских групперы, черепахи и барракуды.
По информации египетских источников, саудовские инвесторы намерены создать в Рас-Гамила фешенебельный курорт с 5-6 крупными пятизвездочными премиальными отельными комплексами, аквапарком, тематическим парком, торговыми центрами и не только. Т.е. инфраструктуру, которая будет интересна состоятельным отдыхающим из стран Ближнего Востока, Европы и др.
Египту приход саудовских инвесторов и строительство нового курорта важно и с точки зрения концептуального перезапуска туризма на Южном Синае. Несмотря на все усилия, позиционировать Шарм-эль-Шейха как премиальный морской курорт, и, соответственно, привлекать состоятельных туристов пока что не очень получается.
ЕГИПЕТ ПРИГЛАСИТ ИНОСТРАНЦЕВ К УПРАВЛЕНИЮ АЭРОПОРТАМИ
Зарубежные компании будут привлечены и к управлению египетских аэропортов. Министерство гражданской авиации заявило о планах провести соответствующий тендер для иностранных государств. Заявка будет включать все международные аэропорты, в том числе в Каире, Шарм-эль-Шейхе и Хургаде.
В Египте понимают, что от развития авиагаваней зависит и успех въездного туризма: 90% иностранных гостей прибывают в страну по воздуху. Также есть амбиции на развитие международного аэропорта Каира как авиахаба. Денег на это, как и на строительство нового пассажирского терминала в аэропорту Каира и обновление технической части курортных и других аэропортов, у египетского государства нет.
Это касается и национального перевозчика EgyptAir, который проигрывает в развитии аналогичным авиакомпаниям стран Африки, например, Эфиопии или Марокко. Выходит казус: у египетской авиакомпании нет средств на обновление дизайна формы экипажей, которая не менялась много лет.
Египет очень заинтересован в развитии как внутренних авиамаршрутов, так и международных, а опыта и авторитета у местных управленцев не хватает. Пример тому – международный аэропорт Сфинкс в Каире, открытый еще в 2022 году. Он работает на 20% своих возможностей, обслуживая рейсы лишь четырех иностранных авиакомпаний.
По неофициальной информации, к управлению египетскими аэропортами могут быть привлечены профильные компании из ОАЭ, у которых есть опыт в создании авиахабов и привлечения зарубежных перевозчиков.
Елена Мягкова
Фото: Getty Images