Автобусная перевозка в экскурсионных турах может вырасти в цене еще на 15% следующим летом, спрогнозировали туроператоры. Помимо сложностей с приобретением автобусов, на нее влияют рост стоимости топлива и недостаток водителей. В результате корректируется и сама структура спроса на туры по России.
Прогнозы туроператоров о росте затрат на организацию автобусных туров оправдались: транспортная составляющая в стоимости экскурсионных туров по России в 2024 году увеличилась в деньгах на 20-25%, подтвердил «Вестнику АТОР» генеральный директор туроператора «СканТур» Роман Цветков. И, согласно прогнозам экспертов, предпосылок для остановки роста цен нет.
ПОЧЕМУ ДОРОЖАЮТ АВТОБУСНЫЕ ТУРЫ
«Пока никаких льготных программ нет, купить новый автобус – это сумасшедшие цены. Много обсуждений было у данной проблемы. Что же до решения, пока есть только разговоры», – сказал г-н Цветков.
Особенно заметна нехватка на рынке новых микроавтобусов. Стоимость таковых уже стремится к цене «большого» автобуса.
Кроме того, по его словам, на рынке наблюдается значительный дефицит водителей: одни уходят на пенсию, другие – в грузоперевозки. Недостаток кадров приводит к росту зарплат, что также влияет на расходную составляющую у туроператоров.
Наблюдается и удорожание техобслуживания автобусного парка, растет в цене и топливо.
«В этом году цены на автобусные перевозки поднялись на 15-20%», – соглашается гендиректор туроператора «Невские Сезоны» Кирилл Соколов.
Туроператоры из регионов тенденцию подтверждают: автобусов всё меньше, цены всё выше. Особенно не хватает «средних» тридцатиместных автобусов.
Директор псковского туроператора «Славянский тур» Изабелла Коваль рассказала «Вестнику АТОР», что доля транспортной составляющей в себестоимости двухдневного экскурсионного тура выросла до 45%, тогда как три года назад была на уровне 20-25%.
По оценке генерального директора туроператора «Тари Тур» Оксаны Лебедевой, в Петербурге из-за этого экскурсионные туры выросли в стоимости на 10%, а в Москве – до 25%.
Хотя на объеме спроса на автобусные экскурсионные туры подорожание пока не сказалось, меняется его структура. Поскольку в однодневных поездках транспортная составляющая особенно высока, по стоимости они приближаются к двухдневным турам.
«Разница между однодневной и двухдневной поездкой все меньше и меньше становится. Раньше они отличались более чем в два раза. Однодневный тур стоил порядка 2 тыс. рублей, а двухдневный – 5,5 тыс. рублей. Сейчас однодневный стоит 3,5-4 тыс. рублей, а двухдневный – от 6 тыс. рублей», – объяснил генеральный директор «СканТур».
Соответственно, туристы все чаще выбирают экскурсионный отдых большей продолжительности.
С такой оценкой соглашается г-жа Коваль, отмечая, что больше туристов стали заказывать даже поездки продолжительностью 5-7 дней.
СТОИМОСТЬ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПРОДОЛЖИТ РАСТИ
Туроператоры отмечают, что на данный момент предпосылок для остановки роста цен нет. Набор факторов, влияющих на стоимость автобусной перевозки для туроператоров, не изменился.
К лету будущего года транспортная составляющая экскурсионного тура по России, при сохранении текущей ценовой динамики, вырастет еще как минимум на 15%, спрогнозировал один из собеседников «Вестника АТОР».
Екатерина Тропова
Фото: АТОР