Российские туристы прочно переориентировались на страны Азии и Африки

За последние 4 года авиаперелеты в страны Азии и Африки подорожали минимум в два раза. Но запрет полетов в Европу и визовые ограничения привели при этом к яркому росту спроса на Азию и Африку. О том, какие интересные направления в этом году выбирают туристы, как туда лететь и сколько стоят туры, поговорили с Ириной Юриной, руководителем отдела по разработке продукта туроператора ITM group.

– Как вы оцениваете для себя старт летнего сезона в этом году? Какие были ваши планы на сезон, были ли какие-то новые программы, новые направления?

– Этот летний сезон начался для нас неплохо. Мы запустили несколько новых продуктов, в том числе туры во Вьетнам и Малайзию на базе рейсов «Туркменских авиалиний». Уже сейчас мы видим хороший спрос на оба направления.

Наш традиционный летний продукт – туры на Бали. До пандемии по этому направлению мы работали с авиакомпанией Singapore Airlines, после пандемии заключили контракт с Qatar Airways. По Бали мы также предлагаем комбинацию с Малайзией и Бангкоком. Оба варианта пользуются популярностью у туристов.

На лето у нас также были планы по развитию нашего нового проекта – ITM Club. Это наша альтернатива авторским турам, за которыми прямой клиент обычно уходит куда-нибудь в социальные сети к частным лицам. Летом идет период развития этого проекта, и у нас уже есть несколько интересных продуктов, которые агентства могут предлагать.

Уже сейчас летом мы активно готовимся к зимнему сезону, т. к. по нашим направлениям зима – более активный период.

– Какие факторы отразились на ходе начала летнего сезона?

– Курсовые скачки, общая геополитическая ситуация, конечно, влияют на спрос. Но обычно это кратковременное явление – снижение происходит только после негативного инфоповода, и за короткое время спрос стабилизируется. Поэтому мы придерживаемся наших планов на сезон и пока не видим необходимости их менять.

Еще один негативный фактор – ситуация на Ближнем Востоке, которая в том числе отразилась на спросе туристов на туры в Иран. Ситуация со спросом восстановилась примерно за три недели.

– Вы упомянули подготовку к зимнему сезону. Планируете вводить новые направления?

- Да, наша главная новинка – Латинская Америка, которую мы, наконец, добавили в свой ассортимент. Уже начиная с этого месяца мы будем постепенно открывать нашим агентам страны Латинской Америки.

– Какие страны Латинской Америки планирует вводить в свой ассортимент ITM group?

– Это будут Куба, Мексика, в том числе комбинированные туры в эти страны. Учитывая то, что на Кубу выполняются прямые рейсы «Аэрофлота», мы ожидаем хороший спрос на эти направления.

Помимо этого, у нас будут туры в Венесуэлу, Эквадор, Перу, Аргентину и Бразилию.

– На каких рейсах будет выполняться перевозка в Латинскую Америку?

– В первую очередь, это рейсы «Аэрофлота» на Кубу, откуда удобно добираться не только в Мексику, но и в Венесуэлу.

Также достаточно хорошая полетная программа в Бразилию, Аргентину есть у наших давних партнеров – «Эфиопских авиалиний». Рассматриваем перелеты на Qatar Airways, Turkish Airlines, но последние – за исключением рейсов в Мексику.

– Сколько, по вашим оценкам, будет стоить тур в страну Латинской Америки?

– Если мы рассматриваем, например, комбинированный тур в Бразилию с Аргентиной, то стоимость авиабилета – около 100 тыс. рублей на человека туда и обратно. Наземная часть на 9–10 дней – от 250 тыс. рублей на человека и выше в зависимости от дат, полетного маршрута и так далее.

Мы рекомендуем планировать такие путешествия заранее – чем раньше приобретается тур, тем он дешевле.

– Расскажите о ваших наиболее массовых направлениях летнего сезона? Брали гарантированную авиаперевозку в этом сезоне?

– Наше главное летнее направление – это остров Бали. Сюда у нас есть круглогодичная блочная программа на Qatar Airways–это сейчас лучшая полетная программа по стыковкам и цене.

Также летом мы предлагаем туристам центральный Вьетнам, где пик сезона приходится на период с мая по октябрь. За счет того, что у нас этим летом есть демократичная по цене перевозка на «Туркменских авиалиниях», это направление тоже сейчас пользуется хорошим спросом.

Не стоит забывать про Таиланд. Летом мы рекомендуем выбрать остров Самуи и другие курорты Сиамского залива. У нас блочная программа через Бангкок.

В Азии много летних направлений, и мы стараемся их активно продвигать, что отражается на продажах.

– За последние годы маршруты туристов изменились – Европа стала труднодоступной и дорогой. Выиграла ли от этого Азия?

– Да, после приостановки прямого авиасообщения с большинством стран Европы многие туристы стали рассматривать для себя страны Азии. Добраться до привычных европейских стран стало сложнее и значительно дороже.

В то же время во многие страны Азии есть прямые рейсы, стоимость поездок ниже – долететь до, условно, Черногории, теперь дороже, чем до Бангкока. Впрочем, после введения ограничений в Европе возрос спрос не только на Азию, но и на Африку.

Для нас как компании, специализирующейся на странах Азии и Африки, нынешние тенденции рынка имеют положительный эффект. Мы уже второй год видим хороший прирост по спросу на страны этих регионов.

– С начала пандемии значительно изменилась логистика по многим направлениям. По большинству направлений сейчас нет прямых рейсов, приходится летать со стыковками. По вашим оценкам, на сколько процентов из-за этого подорожали туры в сравнении с периодом до пандемии?

– По азиатским направлениям логистика изменилась незначительно. Как и ранее, чаще всего перелеты совершаются через Ближний Восток – Доха, Дубай, Шарджа.

Но в цене, безусловно, произошли значительные изменения – стал меньше объем перевозки, снизилась стоимость рубля по отношению к основным валютам. Раньше билеты в Бангкок можно было взять за 38–40 тысяч рублей, сейчас – от 70 тысяч рублей. Япония, которая популярна у туристов весной и осенью, тоже стала значительно дороже – цены на перевозку выросли с 45 тыс. рублей до 80–90 тыс. рублей.

Тем не менее, на организованный спрос это мало влияет. Та же Япония в этом году у нас била все рекорды по спросу.

Повторюсь, страны Азии и Африки в значительной степени стали бенефициарами ситуации с ограничениями по европейским направлениям. Туристы, которые ранее ездили в Европу на экскурсии, сейчас переориентировались на азиатские и африканские регионы. Те, кто прежде никогда не рассматривал, например, ЮАР, отдавая предпочтение Италии и Франции, сейчас бронируют эту страну, потому что это доступное безвизовое направление, где есть, в том числе, отличные винные маршруты.

– Как считаете, могут ли страны центральной и южной Африки стать массовыми для российских туристов? Неоднократно были попытки запуска прямых рейсов в Кению, Танзанию, ЮАР, но чаще всего полетные программы длились недолго.

– Все эти страны по-прежнему остаются достаточно небюджетными для туристов. Если говорить о сафари, то это дорогостоящий продукт, доступный не всем. Кроме того, на данный момент в этих странах недостаточно инфраструктуры, хороших отелей, чтобы удовлетворить спрос массового туриста.

Не думаю, что сейчас, несмотря на рост спроса, страны центральной и южной Африки могут быть сопоставимы по спросу с тем же Таиландом. На данный момент это ассортиментные направления, и нынешних рейсов, в том числе стыковочных, в принципе достаточно, чтобы удовлетворить спрос и всем желающим хватило качественного размещения.

– Во сколько сейчас обойдется туристам из России тур в ЮАР?

– Экскурсионный тур обойдется примерно в 3,5–5 тысяч долларов на человека с авиаперелетом.

– Как вы выстраиваете маршрутные цепочки по направлениям в Азии и Африке? Почему отдается предпочтение тем или иным хабам, авиакомпаниям?

– Один из наших главных партнеров – «Туркменские авиалинии». Это перевозчик с длительной историей, приемлемыми ценами и хорошим качеством сервиса. Мы сотрудничаем с этим перевозчиком по направлениям в Азии, и в этом году в маршрутной сети появилась Малайзия (Куала-Лумпур).

Если говорить об Африке, то здесь один из приоритетных наших партнеров – «Эфиопские авиалинии». У перевозчика высокий уровень сервиса и самая широкая маршрутная сеть на континенте. С минимальными стыковками можно добраться в Танзанию, Кению, ЮАР, на Сейшелы, Маврикий, Мадагаскар. Нам как туроператору, который делает множество комбинированных маршрутов, это удобно – можно прилететь в Намибию, а улететь, например, из ЮАР.

Мы также любим работать с авиакомпанией Qatar Airways, у которой одна из лучших маршрутных сетей по миру. Более того, стыковка в Катаре – уже часть путешествия для наших туристов. В аэропорту огромное количество ресторанов, красивых мест, развлечений.

Еще один популярный хаб – Дубай. На рейсах Emirates можно добраться практически в любую точку мира. Хорошие тарифы дают также Gulf Air, Air Arabia (через Шарджу). Да и вообще, ближневосточный регион в плане логистики сейчас вне конкуренции.

– А как сейчас выстраивается партнерство с коллегами (принимающие компании, отели) за рубежом? Где ждут российских туристов и прикладывают усилия по привлечению?

– Российских туристов ждут везде. Туристов ждут на Филиппинах, в Корее, Индии, в странах Африки. Даже если нет маркетинговых усилий на территории России, в самой стране отдыха туристам очень комфортно.

– А проблем с оплатами за рубежом не возникает?

– Если говорить о наших платежах партнерам, то этот процесс давно отработан.

Что касается платежей туристов на отдыхе – этот вопрос также решаем. У многих туристов уже есть карты иностранных банков, нет проблем с наличными платежами.

После пандемии наметилась тенденция – люди стараются максимально оплатить все услуги заранее, находясь еще в России. Некоторые просят перевести депозит в отель, чтобы там они могли в безналичной форме оплачивать все дополнительные услуги. Партнеры идут навстречу, договариваются с отелями.

– За последние несколько лет мы увидели, как стремительно меняются процессы в том числе в туристической индустрии. Меняются запросы туристов, их приоритеты, темпы жизни стали быстрее. Как удается соответствовать этим тенденциям – говорить на языке современной молодежи, оставаясь туроператором с двадцатилетним стажем на рынке?

– Мы стараемся не застревать в своем опыте и открыты любым процессами. Сейчас, например, наши сотрудники активно используют в работе искусственный интеллект. В первую очередь, это отслеживание статистики по запросам туристов, по продажам, по тенденциям рынка и так далее.

Мы также постоянно привлекаем в команду сотрудников разных возрастов. Наше руководство прислушивается к мнению молодого поколения, понимая, что это – двигатель прогресса. Это подтверждает и тот факт, что на плечи Ильи Малькова – сына основателя компании Константина Малькова с течением времени ложится всё больший объем задач, которые компания ставит перед собой. У Ильи большой опыт работы в активно развивающихся технологичных сферах, что позволяет привносить много инноваций в наш туристический сегмент.

Мы стараемся быть максимально технологичными. Например, мы знаем, что многие наши агенты сейчас работают удаленно. И одна из наших целей – быть максимально удобными, если агент работает с телефона, а не компьютера. У нас есть возможность работать с агентами во всех мессенджерах – можно написать сообщение в отдел продаж вместо того, чтобы звонить. У нас есть чаты для агентов, активно развиваем Telegram-канал.

Мы разработали новый подход к обучению для агентов. В нашей Академии вместо часовых лекций, у агента есть возможность посмотреть 7 или 10-минутный урок.

Но несмотря на все инновации, мы всегда стараемся оставаться максимально человечными, сохраняя наш опыт, но следуя новым тенденциям.

Анна Бирюкова

Фото: ITM group

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР