Туроператоры по въезду отмечают для первой половины осени 2024 года рост количества бронирований туров иностранцев в Россию – в 1,5-2 раза по сравнению с прошлым годом. Конец высокого экскурсионного сезона поддерживает начало сезона деловой активности. Узнали, как распределяется осенний въездной турпоток по рынкам и регионам прибытия.
ИЗ КАКИХ СТРАН ЕДУТ В РОССИЮ ОСЕНЬЮ ИНОСТРАННЫЕ ОРГАНИЗОВАННЫЕ ТУРИСТЫ
Китай остается главным поставщиком классических организованных туристов в Россию, чему помогает, в том числе, и режим безвизовых групповых поездок: только за три летних месяца в Россию таким способом, по данным Ассоциации «Мир без границ», приехали почти 350 тыс. китайских граждан. Однако активно растут и другие рынки – арабских стран Персидского залива, Ирана, Индии.
В целом, по агрегированным данным туроператоров по въезду, структура въездного туризма в России этой осенью выглядит так:
- Китай (65%)
- ОАЭ (10%)
- Иран (8%)
- Индия (7%)
- Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива (5%)
- Белоруссия – 2%
- Страны ЮВА – Индонезия, Малайзия, Вьетнам, Таиланд – 2%
- Постсоветские страны и Европа – 1%
КЛАССИЧЕСКИЙ ТУРСЕЗОН ЗАКАНЧИВАЕТСЯ, НАСТУПАЕТ ВРЕМЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА
Напомним, по данным Аналитической службы АТОР, за три летних месяца количество организованных иностранных туристов в Рсосии выросло в 2,5-3 раза.
«Сентябрь и октябрь – это окончание высокого для традиционного экскурсионного въездного туризма летнего сезона. Доля поездок с деловыми целями будет существенно расти. По осенним бронированиям видим сохранение летнего тренда на рост иностранного организованного турпотока примерно в 2 раза по отношению к аналогичному периоду прошлого года»», – подчеркивает вице-президент АТОР по въездному туризму, генеральный директор туроператора «Интурист» Александр Мусихин.
По данным экспертов «Интуриста», осенью начали расти въездные рынки постсоветских стран, что связано с ростом деловой активности. Туристы, например, из Белоруссии или Азербайджана, приезжающие на выставки в города РФ, заказывают также и экскурсии, совмещают бизнес и культурно-просветительскую программу.
КИТАЙСКИЕ ТУРИСТЫ ПОСЕЩАЮТ БОЛЬШЕ ВСЕГО ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ РОССИИ
Федеральные туроператоры отмечают, что осенью, как и летом, иностранцы выбирают ограниченный круг локаций в России. Но круг посещаемых регионов зависит от рынка.
Наиболее «диверсифицирован» по географии китайский въездной рынок. Александр Львов, председатель совета Ассоциации «Мир без границ» приводит любопытные данные по географии въезда китайских туристов, въехавших в Россию по групповым безвизовым спискам.
По данным «Мира без границ», этим летом (июнь-август) в Россию по групповым безвизовым спискам въехали 345 278 китайских граждан. Из них немногим более половины пришлось на Приморье и Приамурье, около четверти прибыли в Москву и Санкт-Петербург, еще около четверти – в города Сибири (прежде всего, Иркутск, Красноярск и Новосибирск) и Урала (Екатеринбург). При этом, по данным принимающих компаний китайские «безвизовые» туристы, прилетающие в Сибирь и на Урал, часто оттуда едут в туры, включающие Москву и Петербург, замечает г-н Львов. Осенью это распределение не меняется.
Напротив, для граждан арабских стран, посещающих Россию, говорят в компании Space Travel, главной точкой входа этой осенью остается Москва, сюда и прилетает подавляющее большинство таких туристов, и именно здесь они проводят основную часть поездки. Также небольшой процент приходится на визиты Санкт-Петербург, есть разовые поездки в Сочи и Казань, а также на Алтай.
«Мы видим постепенное увеличение средней продолжительности визита. Если раньше в основном арабские туристы приезжали в Москву на 4-5 дней, то сейчас происходит постепенное удлинение туров до 6-7 дней, причем гости более охотно покидают столицу ради 1-2 дневных выездов за ее пределы – добавляют в Space Travel.
В целом, если брать агрегированные данные компаний въездного туризма федерального уровня, ТОП самых посещаемых иностранцами городов европейской части России этой осенью выглядит так:
- Москва и Санкт Петербург – в целом 80% всех визитов иностранцев в Россию, причем на Москву из этого количества приходится две трети
- Мурманск (7%)
- Казань (5%)
- Сочи (3%)
При этом в азиатской части России осенью среди регионов, принимающих наибольшее количество иностранных туристов (и это в основном китайцы) безусловно, как и летом, лидирует Приморский край. За ним следуют Иркутская область, Хабаровский край, Бурятия, Красноярский край.
«НОВЫМ» ИНОСТРАНЦАМ НУЖНО БОЛЬШЕ РАЗВЛЕЧЕНИЙ И ГАСТРОНОМИИ, А НЕ МУЗЕЕВ
Как неоднократно замечали участники рынка въездного туризма, вместе с процессом замещения гостей из западных стран туристами из Китая, арабских стран Персидского залива, Ирана и Индии, туристические принимающие компании сталкиваются и с изменением акцентов запросов «новых» иностранцев. Если европейские туристы основной упор делали на экскурсионной культурно-исторической программе (музеи, театры), то для туристов из стран «Глобального Юга» и Востока это не столь важно.
«Мы видим яркое увеличение спроса у иностранцев на развлечения и гастрономический опыт. Например, гости из арабских стран Ближнего Востока с удовольствием посещают московские рестораны, есть постоянные регулярные запросы к туроператорам на бронирования ресторанов. Также в тренде парки развлечений. Например, есть неплохой спрос на семейные поездки в хаски-парки и активности с животными», – говорят в Space Travel.
«Для арабских туристов в тренде выезды на экскурсии и общение с животными: увидеть живого бурого медведя и, конечно, с ним сфотографироваться, пообщаться с хаски и погулять по нашим лесам и паркам», – подтверждают и в «Интуристе».
Обеспеченные туристы, особенно из арабских стран, отдают предпочтение отелям в центре города, категорий 4-5*, очень часто бронируют семейные номера (европейцы же бронировали в основном стандартные).
Редакция «Вестника АТОР»
Фото: Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства г.Москвы