Поручение президента преобразовать закрытые шахты в туристические объекты может вдохнуть новую жизнь в промышленный туризм в России. Массовым этот вид туризма вряд ли станет, но он может привлечь молодых путешественников, ищущих новых впечатлений.
Президент России поручил руководителям регионов изучить возможность преобразовать закрытые шахтовые полигоны в туристические объекты, где можно было бы проводить экскурсии и профориентационные мероприятия.
Опрошенные «Вестником АТОР» эксперты считают, что, во-первых, наличие поручения президента может ускорить развитие промышленного туризма в стране, а во-вторых, несмотря на то, что массовым такой вид туризма вряд ли станет, определенные объекты действительно могут стать привлекательными для посетителей при соблюдении ряда условий.
ТУРИСТОВ ПРИВЛЕКАЮТ МЕСТА, ГДЕ МОЖНО ЧТО-ТО ПОТРОГАТЬ И СЪЕСТЬ
Вице-президент АТОР по внутреннему туризму, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин отмечает, что среди всех объектов промышленного туризма в РФ сегодня максимальной популярностью пользуются предприятия пищевой промышленности (кондитерские предприятия или молочные фермы, например). А также фабрики елочных игрушек. Генеральный директор туроператора «Мастерская путешествий» Владимир Лутов добавляет к этому списку пивоваренные заводы.
То есть самый живой интерес у туристов сейчас вызывают промышленные объекты, «где можно что-то потрогать и съесть», как объяснил вице-президент АТОР.
Этому есть несколько простых объяснений. Во-первых, такие объекты с высокой долей вероятности обладают хорошей транспортной доступностью: они находятся в городах или близко к ним.
Во-вторых, там можно провести время с детьми и занять их мастер-классами и дегустациями тех же конфет.
В-третьих, такие предприятия не вызывают опасений с точки зрения безопасности. И уж если они и принимают экскурсантов, то оборудовав для этого все необходимое.
В-четвертых, сам их выбор шире. Предприятий пищевой промышленности просто кратно больше, чем закрытых шахт или карьеров. Организовать пребывание туристов на таких производствах – проще и дешевле.
Например, на пивных заводах, где все производство происходит в замкнутом контуре, гости смотрят на систему снаружи, не нарушая внутренних процессов. Хотя по словам г-на Лутова, компании с приемом туристов тоже справляются по-разному – в одних умеют организовать экскурсию с вовлечением сотрудников предприятия, а в других туристы только мешают работникам.
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ ТРЕБУЮТ БОЛЬШИХ ВЛОЖЕНИЙ, ЧТОБЫ ПРИНИМАТЬ ТУРИСТОВ
Из разговора с экспертами следует, что в отношении преобразований промышленных объектов в туристические есть три основные сложности: это вопрос безопасности, логистика и эстетика.
«Если говорить именно о шахтах, которые упомянуты в поручениях президента, то сегодня в России такой объект уже есть в Норильске у «Норникеля». Раз в неделю там проходят экскурсии. Шахты есть на Шпицбергене, но это уже территория Норвегии. Есть технический аспект – закрытые шахты – сами по себе объекты не безопасные, а государство сейчас борется именно за безопасность туризма», – говорит Сергей Ромашкин.
Однако вопрос безопасности может быть решен, считает г-н Лутов. По его словам, важно именно то, что идея озвучена высшим должностным лицом страны. А это предполагает повышенное внимание к вопросу, большие финансовые потоки, лучший контроль за реализацией проектов и продвижение для идеи. То есть поручение о шахтах потенциально может задать новый вектор развитию промышленного туризма в принципе.
Однако же это не отменяет того, что переоборудование объектов тяжелой промышленности под туристические нужды – дело затратное. И окупаться они будут с трудом. То есть для того, чтобы бизнес взялся за дело, нужна мотивация.
ДО ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ СЛОЖНО ДОБИРАТЬСЯ
Не менее важный вопрос – кто и как поедет на промышленные объекты. По понятным причинам, шахтовые полигоны находятся, как правило, на значительном отдалении от крупных центров.
В условиях постоянно дорожающего общественного транспорта вряд ли можно рассчитывать, что объекты в глубине Сибири массово привлекут путешественников из центральной России. Насколько бы они ни были интересными – а полигон нефтяников под Тюменью, например, явно никого не оставит равнодушным – но ехать туда, особенно семьей, это объективно и долго, и дорого, и сложно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
У этого вопроса тоже есть решения. С одной стороны, на такие объекты следует привлекать, в первую очередь, туристов из своего и сопредельных регионов. С другой стороны, новые объекты промышленного туризма уместно поискать на территории Центральной России – вложения в их переоборудование окупятся быстрее. Уголь, например, добывают даже в Тульской области.
Кроме того, если взятый отдельно объект промышленного туризма вряд ли привлечет массовый поток гостей, то вписанный в туристический маршрут он уже станет намного привлекательнее.
Так, например, тот же полигон нефтяников гости посещали в рамках железнодорожного круиза от «РЖД-Тур». В «Демидовском маршруте», имеющем статус национального, предусмотрено посещение АО «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат». Также в рамках национального маршрута «Архангельск – здесь начинается Арктика» туристы могут побывать на судостроительной верфи «Поморский коч».
Г-на Лутов также отмечает, что если с действующими предприятиями сегодня есть проблемы (с ними порой сложно согласовывать посещение: они могут не работать в выходные и по праздникам или отменить уже запланированный визит из-за изменений в собственном расписании), то с шахтовыми полигонами, на которых никаких работ уже нет, такого рода вопросы стоять не будут.
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БОЛЕЕ ЭСТЕТИЧНЫМИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРИНИМАТЬ ГОСТЕЙ
Третья проблема промышленного туризма – в пресловутом «визуале». Промышленные объекты, даже очень интересные, зачастую не эстетичны. То есть они даже могут быть безопасными, но либо находиться на неподходящей территории, либо отпугивать туристов внешним видом.
Хотя есть и отличные примеры изменения этой ситуации. В частности, известный горный парк «Рускеала», который представители туроператоров «Невские сезоны» и «Скантур» неоднократно приводили в пример как объект, изменивший туристический ландшафт региона.
Несмотря на то, что у большинства туристов «Рускеала» будет ассоциироваться с «природой», «чистым воздухом», «горными пейзажами» и «прогулками по лесам», в первую очередь Рускеала – это карьеры, шахты и штольни. То есть некогда – самый настоящий промышленный объект. По свойствам аналогичный тому, какой может стать и «закрытая угольная шахта», о которой говорил президент.
Как говорит г-н Ромашкин, «Рускеала» уже стала «объектом другого класса». И главное – что она «красиво выглядит». То есть фактор эстетичности и возможности провести время вокруг объекта играет очень большую роль.
Возвращаясь к вопросу логистики, с точки зрения планирования путешествия намного больше шансов, что реальные туристы заплатят за возможность не только побывать на каком-то производстве, но также и провести время рядом с ним, познакомиться и с новыми местами в рамках одного выезда.
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПРИВЛЕЧЬ ТУРИСТОВ К ПРОМЫШЛЕННЫМ ОБЪЕКТАМ
Эксперты по-разному оценивают перспективность промышленных объектов с точки зрения привлекательности для туризма. В то время как представитель нишевого туроператора «Мастерская путешествий» видит в них большой потенциал, г-н Ромашкин полагает, что «массовыми» они не станут.
Однако и оба эксперта соглашаются, что пробовать – нужно. И в ходе «осторожного эксперимента» некоторые объекты действительно могут набрать значительный турпоток.
«Но надо соблюсти ряд условий: объект промышленного туризма для успеха должен быть удобно расположен, вписан в природный ландшафт, а также являться частью путешествия. То есть промышленному туризму нужен более обширный турпродукт, чем собственно предприятие и его процессы», – говорит вице-президент АТОР.
В частности, эксперт предполагает, что определенный интерес могли бы вызвать сборочные производства. Но при условии, что во время путешествия занятие найдется, например, для всей семьи.
Екатерина Тропова
Фото на обложке: piqsels.com