19 сентября, четверг
 
 

В отпуск на машине с детьми. Какие особенности есть у автопутешествий с дошкольниками.

Президент России поручил улучшить российские дороги в части развития сервисов для семей с детьми дошкольного возраста. Вместе с экспертами разбирались, чего не хватает дошкольникам на российских трассах, нужны ли им специальные сервисы и в каком порядке организовать эту работу, чтобы не «закатать деньги в асфальт».

Согласно последним данным ВЦИОМ, россияне действительно стали чаще ездить в отпуск на машине: во-первых, это самый востребованный транспорт – им передвигается больше половины отдыхающих - 53%.

Во-вторых, доля туристов, которые едут в отпуск на машине, растет: в 2023 году таких было 49%. По прогнозам, которые ранее сделал вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин, доля автомобильного транспорта во внутрироссийских турпоездках может достичь и 70% ввиду дороговизны билетов на самолеты и поезда.

ПРЕЗИДЕНТ ПОРУЧИЛ СДЕЛАТЬ РОССИЙСКИЕ ДОРОГИ УДОБНЕЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Президент России Владимир Путин в 2024 году уже не в первый раз дает поручения относительно развития придорожной инфраструктуры. В последних опубликованных на сайте главы государства поручениях указано на необходимость создавать сервисы для семей с детьми, причем, дошкольного возраста.

Исполнительным органам российских регионов, «заинтересованным госкорпорациям» и «организациям топливно-энергетического комплекса» (по всей видимости, речь о владельцах АЗС) рекомендовано «рассмотреть вопрос о создании на объектах дорожного сервиса, расположенных на автомобильных дорогах межрегионального и федерального значения, инфраструктуры, необходимой для обеспечения потребностей семей с детьми дошкольного возраста».

Эксперты туротрасли, опрошенные «Вестником АТОР», однозначно считают, что улучшения на российских дорогах необходимы. Другой вопрос, что и в каком порядке следует делать, что первостепенно, а что может подождать.

ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НЕ ХВАТАЕТ АНАЛИТИЧЕСКИХ ДАННЫХ

Г-н Ромашкин отмечает, что для планирования такого рода масштабных проектов необходимы детальные исследования, которые отражали бы, что и кому нужно на трассе.

Пока что есть, например, выводы ВЦИОМ о том, что россияне хотели бы ездить дальше и с большим комфортом. Однако они носят достаточно общий характер и свидетельствуют пока только о том, что новые потенциальные автотуристы – это, с большей степенью вероятности женщины, нежели мужчины. Да и то потому, что мужчин-водителей на российских дорогах пока что больше.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Кроме того, нельзя не учитывать и региональные особенности, и свойства отдельных направлений. Если улучшать все трассы «под одну гребенку», то в итоге может стать только хуже. Например, туристы, которые едут из Москвы и более северных городов на Юг (к курортам Черноморского побережья), стремятся как можно быстрее преодолеть путь по трассе и приехать к месту отдыха. У них – свои потребности.

«Не хватает информации о том, какая часть людей нуждается именно в специализированной инфраструктуре для маленьких детей. Задача большой части путешественников – как можно быстрее добраться до курорта. Поэтому часть придорожной инфраструктуры может просто оказаться невостребованной. Водители, которые едут на Юг, скорее поблагодарили бы за увеличение скоростного режима. Поэтому нужны масштабные исследования, чтобы понять, чего именно ждут туристы от трассы и инфраструктуры», – говорит вице-президент АТОР.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛИ ПОЕЗДКИ У ВОДИТЕЛЕЙ В ДОРОГЕ РАЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Кроме того, эксперт считает, что в условиях загруженности южных дорог обилие инфраструктуры может даже «навредить»: задача – сделать так, чтобы водители максимально быстро (но соблюдая принципы безопасности), трассу покинули.

Есть и другая группа путешественников: те, кто едет с экскурсионными целями и готовы чаще останавливаться, осматривать достопримечательности и так далее. Но они с большой долей вероятности захотят пообедать и отдохнуть ближе к тем местам, которые привлекли их внимание, а не в дороге. Тем более, если они путешествуют с детьми.

«Иногда, через 2-3 часа пути, ребенку нужно немного походить, размять ноги. Делать это возле дороги, – некомфортно. Гораздо интереснее свернуть в ближайший городок и походить там. Благо, везде в городках и селах есть и детские площадки, и скверы. Соответственно, это не относится к придорожной инфраструктуре», – объясняет президент федерации экстремальных и технических видов спорта Алексей Меньшенин.

Однако водители выезжают на дороги с очень разными целями, поэтому сам по себе придорожный сервис, конечно, необходим. Но, опять же, важно, чтобы не получилось «тут густо, а тут пусто», когда одна из федеральных трасс перегружена инфраструктурой, а на другой, региональной, по-прежнему нет возможности поесть в чистом кафе.

Не всегда задача «быстро доехать из точки А в точку Б» может быть решена безопасно. Поэтому, например, на трассах, ведущих на Север («Кола», «Холмогоры») или на дорогах Урала и Сибири дополнительные сервисы, в том числе, для безопасного отдыха семей с детьми, женщин, необходимы. 

НУЖНА ЛИ ДОШКОЛЬНИКАМ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРИДОРОЖНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Другой вопрос, нужны ли какие-то специальные условия именно для «дошкольников». Опрошенные эксперты полагают, что базовый комфорт в дороге обеспечивается для всех примерно одинаково: АЗС, еда, чистые туалеты и возможность «перевести дух» нужны всем, независимо от возраста.

«Мне не понятно, какие есть особенности у путешествия именно с дошкольниками», – говорит Сергей Ромашкин.

По словам г-на Меньшенина, проблема придорожной инфраструктуры для детей-дошкольников, конечно, есть, но по сравнению с остальными сложностями, которые требуют внимания властей, они «находятся на десятом – двадцатом месте».

«Ребенок в дороге много спит. И чем ровнее будет асфальт, тем лучше он спит. Повышение качества асфальта способствует комфорту для детей. Но это не придорожный сервис», – объясняет эксперт.

Вопросы еды, по его словам, как раз решаются проще всего. Пока юный путешественник нуждается в специальном питании или средствах гигиены (те же памперсы), его родители все равно берут все это в машину с собой из дома. И не потому, что боятся, что больше нигде их не найдут в дороге: разные дети привыкли и едят, как правило, только определенный сорт тех же «баночек», и капризничают от других. Аналогично и с памперсами – ребенку и родителям не все равно, какой они марки. Родители прекрасно понимают, что именно «их» марок может где-то не быть, и берут в поездку свое с собой.

А ребенка 3-7 лет уже вполне можно покормить «обычной» едой с которой как раз на крупных трассах центральной России, где чаще всего и путешествуют семьи, проблем нет: супы, каши, салаты, иногда – блины и сырники – подают в «обычных» кафе. А в сетевых – даже предлагают детское меню с затейливой подачей блюд.

Другой собеседник нашего издания, отмечая, что одной из проблем в путешествии с детьми остается возможность комфортной ночевки: в придорожных отелях, как правило, нет номеров на семью с двумя детьми. Нет и «коннектов».

«Но в данном случае нет значительной разницы, едете вы с ребенком дошкольного возраста, которому шесть лет, или с первоклассником, которому семь: номера в придорожных отелях им нужны совершенно одинаковые», – говорит специалист.

АВТОТУРИСТАМ ВСЕХ ВОЗРАСТОВ НЕ ХВАТАЕТ ЧИСТЫХ ТУАЛЕТОВ 

Опять же, всем без исключения детям (и взрослым – тоже) – в дороге нужны чистые теплые туалеты.

«И вот здесь – полная беда. Вариантов, как известно, два: сетевые АЗС, сетевые кафе на трассе или ближайшие леса. Чистых и уютных придорожных туалетных комплексов, которые расположены на трассах не только Европы, но даже Малайзии, у нас в России нет вообще. Поэтому начинать надо с туалетов и умывальников вдоль всех более-менее больших дорог. Это и сетевые АЗС разгрузит, и придорожные кусты очистит», – говорит Алексей Меньшенин.

К сожалению, «туалетная проблема» была и остается «камнем преткновения» внутреннего туризма, и касается она не только автодорог.

Что действительно можно выделить в этой связи как потребность для детей именно дошкольного возраста – это именно просторные, оборудованные пеленальным столиком туалеты. Где, например, ребенка можно переодеть. С другой стороны, это может быть ровно то же самое помещение, которое используют маломобильные туристы. То есть никаких новых туалетов «специально для маленьких детей» тоже, по всей видимости, строить не нужно.

«Детям в дороге нужно то же самое, что и взрослым. Настроить вдоль пыльных дорог грязные игровые площадки, – это выбросить деньги на ветер. Лично я бы своих детей на площадку у парковки не отпустил. Развивайте придорожную инфраструктуру, которая нужна всем. А как комфортнее путешествовать именно с детьми, водители решат сами», – подытожил Алексей Меньшенин.

Таким образом, чтобы работа над улучшением придорожной инфраструктуры имела практический смысл, необходимо, в первую очередь, проанализировать потребности реальных водителей и туристов, чтобы установить, чего, кому и где именно не хватает.

И строить сразу для всех, а не «для дошкольников» как отдельной категории. Иначе какие-то благие начинания вроде оборудования игровых комнат или попытки продавать подгузники и детское питание в придорожных кафе останутся маловостребованными – родители будут пользоваться ими нечасто.

Екатерина Тропова

Фото: АТОР

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР