«Медленный туризм» во Франции привлекает все большее число последователей

«Духовный» туризм с каждым годом постепенно перестает быть прерогативой только лишь паломников, а становится все более привлекательным для обычных путешественников, которые помимо лицезрения архитектуры все больше стремятся «дистанцироваться от мира». Вестник «АТОР» на примере Франции выяснил самые популярные паломнические объекты, и есть ли спрос на них у российских туристов.

Согласно исследованию, проведенному Агентством по развитию туризма во Франции Atout France, французские религиозные объекты ежегодно посещают около 51 млн туристов и паломников. Следует отметить, что на территории Франции расположено более пятнадцати «культовых» городов и монастырско-замковых комплексов - Аленсон, Невер, Мон-Сен-Мишель и т.д.), и не менее 50 000 религиозных зданий (монастырей, аббатств, соборов, церквей, синагог, мечетей), из которых 10 000 относятся к охраняемым историческим памятникам.

Потенциал паломнического туризма во Франции действительно огромен. По данным Всемирной туристской организации, 37% зарубежных путешественников приезжают сюда ради, так называемого, «культурного» туризма.  В их программе посещение религиозных объектов играет значительную роль, ведь они представляют 44% «культурного» туризма Франции. При этом, по оценкам, 20 млн зарубежных туристов во Франции так или иначе интересуются именно религиозной тематикой.

ЗАЧЕМ СЕГОДНЯ ЕДУТ В ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ТУР

Несомненную популярность «духовного» туризма стоит воспринимать как один из современных трендов. Он востребован как среди верующих, так и среди агностиков, представители которых, похоже, больше заинтересованы в исследовании культурного наследия той или иной страны и личных духовных поисках, чем в религии как таковой.

«В настоящее время многие люди стремятся дистанцироваться от современного мира, который зачастую слишком быстр и слишком переоценен. Они хотят отойти от общества потребления, склонны к антиконсьюмеризму, к обмену культурным опытом. Это т.н. slow tourism– объясняет Дидье Арино (Didier Arino) из компании Protourisme. Здесь английское слово slowиспользуется в том же значении, что и в расхожем термине slowfood, противоположном fastfood– «медленный» в значении «спокойный», «традиционный», «релаксационный».  

Так, к примеру, группа маршрутов «Путь Апостола Иакова» к могиле святого апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела с каждым годом привлекают все больше туристов – и это совсем не обязательно паломники, следующие сюда с сугубо религиозными целями поклонения.

В настоящее время по «Пути Апостола Иакова» проходят более 200 000 туристов в год, и большое их количество идет по маршруту именно с целью осмотреть природные архитектурные красоты Южной Франции и Испании – ведь в средние века на всем пути паломников воздвигались соборы, монастыри и замки, сохранившиеся и по сей день.

Более того, для таких туристов здесь присутствует и элемент квеста – на всем протяжении маршрута в мостовые и здания для паломников вмонтированы специальные «знаки-указатели» - морские раковины, символ апостола Иакова.  

ПОПУЛЯРНЫЕ ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ ФРАНЦИИ

В мировой практике существует различные подходы к определению и содержанию религиозного («духовного») туризма. Иностранные аналитики, а также некоторые российские эксперты придерживаются точки зрения, что в «духовном» туризме существуют два направления: «паломническое» и «познавательно-экскурсионное».

Религиозное наследие Франции славится своим разнообразием, оно интересно не только верующим и паломникам, но и обычным туристам – последних все больше среди посетителей «культовых» мест, а вот настоящих паломников в чисто паломнических центрах – все меньше, отмечают эксперты

«В Лурде, например, многие местные отели сейчас испытывают трудности, поскольку количество предложений существенно превышает спрос. Это связано с общим снижением уровня религиозности в Европе», - подчеркивает Дидье Арино.

Статистика посещаемости культовых объектов и центров Франции, по данным Atout France, выглядит сегодня следующим образом:

·         Нотр-Дам в Париже – 12 млн в год

·         Сакре-Кер в Париже – 8 млн в год, из них 30% - паломники

·         Лурд – более 5 млн в год

·         Мон-Сен-Мишель – 3 млн, из них 8% - паломники

·         Лизье – 650 000 в базилике Лизье, и 1 млн по местам Святой Терезы в целом

·         Шартр – 250 000 паломников, 1,1 млн туристов

СПРОС НА ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ ВО ФРАНЦИИ СРЕДИ РОССИЯН

Несмотря на общемировую тенденцию к распространению slowtourism, в России паломнические туры и маршруты во Франции, судя по всему, практически не пользуются спросом у организованных туристов.

Опрошенные «Вестником АТОР» туроператоры в большинстве своем не предлагают подобные пакеты свои клиентам. Так, по данным туроператора «ВЕДИ ТУРГРУПП», за последние три года не было зафиксировано ни одного запроса на паломнический тур.

В отличие, к примеру, от Италии, где большое количество наших соотечественников активно интересуются святыми местами этой страны и едут в организуемые российскими туроператорами экскурсионные туры, связанные с религиозной тематикой.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР