26 марта состоялось заседание Госсовет Российской Федерации по направлению «Туризм». Заседание возглавил губернатор Хабаровского Края и Член Государственного совета РФ Дмитрий Демешин. Одним из центральных вопросов заседания являлись безопасность и защита прав туристов, а также реформирование механизмов финансового обеспечения туроператоров в сфере выездного туризма.
Обе темы тесно связаны, и очень важно, что им уделяется внимание на столь высоком уровне. Рынок выездного туризма переживает этап активного восстановления после пандемии даже в условиях санкционных ограничений, и по итогам 2024 года его прирост составил 15,4%, по данным Ассоциации Туроператоров России (АТОР).
Вместе с тем, индустрия проходит через системные трансформации, отметил в своем выступлении вице-президент АТОР по международному туризму и генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян.
«Лидирующие туроператоры создали современные системы бронирования, которые позволили привлечь значительную группу туристов, которые бронируют индивидуальные туры, и самостоятельно бронируют авиабилеты и гостиницы за рубежом, а также заказывают отдельные услуги, — констатировал вице-президент АТОР. — При этом туристы выбирают, бронируют и оплачивают практически все туристические услуги в российской юрисдикции. Это создает более значительный объем обязательств в части контроля за соблюдением прав потребителей, информировании о потребительских свойствах турпродукта и других немаловажных аспектах путешествия».
В то же время механизм защиты финансовых интересов туристов, которые действуют сейчас, создавались более десяти лет назад в совершенно других реалиях рынка и с учетом совсем других рисков. Сегодня он в большинстве случаев не отвечает современным вызовам и нуждается в комплексном пересмотре, подчеркнул представитель Ассоциации туроператоров.
«Существующие требования к финансовому обеспечению туроператоров не учитывают порядок формирования туристских продуктов, который существенно изменился за последние годы, — считает Артур Мурадян. — Поэтому сегодня туристам не гарантируется надежная защита, понятный и прозрачный порядок выплат при невозможности совершить поездку. С другой стороны, механизмы финобеспечения приводит к значительным затратам для бизнеса и создает неравные условия для тех игроков, кто играет по правилам. Рынок сегодня наводнен участниками, которые де-факто ведут туроператорскую деятельность, но при этом не регистрируют свой статус в установленном порядке, не платят соответствующие отчисления в страховые фонды и не несут при этом никакой ответственности».
В то же время, отметил г-н Мурадян, добросовестные участники рынка вынуждены удерживать крупные суммы фактически неактивными в качестве финансового обеспечения в фондах персональной ответственности (ФПО). Это снижает ликвидность бизнеса и устойчивость компаний, что особенно ощущается в условиях геополитической нестабильности и сезонных финансовых колебаний.
Отказ в страховых гарантиях туроператорам приводит к росту количества нелегальных игроков
Ситуацию усугубляет и многолетний системный кризис сотрудничества между турбизнесом и страховым рынком.
«Туроператоры часто сталкиваются со сложностями при оформлении страхового финансового обеспечения, в зоне риска часто оказываются небольшие туроператорские компании», — добавил Артур Мурадян.
Страховщики на протяжении нескольких лет планомерно сокращают свои портфели страхования ответственности туроператоров в сфере выездного туризма, а некоторые компании и вовсе отказываются от лицензий на данный вид деятельности.
Последнее приводит к сокращению числа легальных игроков на рынке: туроператоры, которые не могут продлить договор страхования финансовой ответственности или заключить новый, тем не менее, продолжают свою деятельность, но уже в нелегальном статусе. Это создает риск нарушения прав потребителей и законодательства в сфере туризма.
Механизм формирования фондов персональной ответственности нуждается в пересмотре: предложения АТОР
Кроме того, в процессе усовершенствования механизмов защиты туристов стоит учитывать и глобальный тренд на самостоятельные бронирования путешествий. Покупка отдельных услуг у иностранных поставщиков на деле приводит к недостаточной защите российских потребителей, а также сокращает налоговые поступления.
Важным шагом для усовершенствования мер защиты должен стать пересмотр механизмов формирования фондов персональной ответственности (ФПО), подчеркнул Артур Мурадян.
«Следует установить справедливый лимит по наполнению ФПО для каждого туроператора, а при его достижении рассмотреть возможность приостановки обязательных взносов. Механизм пополнения может быть привязан к объему туристов и рисковому профилю, с возможностью корректировки при изменении показателей», — считает вице-президент АТОР.
Также перспективной является идея трансформации ФПО в персональные страховые резервы, которые будут переводиться на баланс самого туроператора, причем с установлением жестких ограничений на их использование и обязательной отчетностью. Это значительно повысит эффективность использования этих средств, поскольку сейчас они фактически просто заморожены на депозитах и нигде не работают.
А при безубыточной деятельности и отсутствии обращений за компенсацией часть этих средств может быть направлена на нужды самого оператора.
Критерии для определения размеров ФПО также могут быть расширены, полагают в АТОР. Сейчас персональные фонды наполняются из расчета 1% от общей цены турпродукта за предыдущий год, и для турбизнеса это очень значительные средства, которые приходится изымать из оборота.
При расчете размера обязательных платежей в ФПО стоило бы учитывать такие критерии, как тип перевозки, который используется для формирования турпродуктов. За последние годы на рынке выездного туризма значительно увеличилась доля регулярной перевозки, когда значительную часть рисков по перевозке — а это до 60% от стоимости тура, — принимает на себя авиакомпания. Кроме того, туры могут формироваться на основе как возвратных, так и невозвратных тарифов. Это тоже разная степень риска для туристов, и это стоит учитывать при определении размеров платежей
Конечная цель всех предлагаемых изменений — создание прозрачной и эффективной защиты туристов, а также снижение неэффективной финансовой нагрузки на добросовестных участников рынка и как следствие сокращение теневого рынка, говорит Артур Мурадян.
Кроме того, это повысит доверие со стороны туристов и стимулируется их возврат в организованный сегмент, что, в конечном итоге, увеличит налогооблагаемую базу и сократит прямые платежи зарубежным поставщикам туруслуг.
Редакция «Вестника АТОР»
Фото: