17 сентября компания «Самараинтур» отметила 20-летие. За эти годы компания стала самой крупной в Самарской области, надежным партнером для многих турфирм по всей России. О пройденном пути и о будущем рассказывает председатель совета директоров компании «Самараинтур Сервис Груп» Михаил Сегал.
- Каким был ваш первый офис? Куда вы отправили своих первых туристов? И сколько их было?
- Компания «Самараинтур» обязана своим созданием счастливому случаю. Летом 1992 года мы с семьей отправились в первый за последние пять лет отпуск. Время было такое непонятное – перестройка, развал страны. Свободных денег в обращении практически не было, все рассчитывались друг с другом по бартеру. Я тогда работал в строительной компании, и мы по бартеру получили машину «Нива» в экспортном исполнении. Я ее продал, а деньги официально обменял в банке на три тысячи долларов. Как раз подоспела Гайдаровская реформа. На эту сумму мы вчетвером: я, Лена и двое детей поехали в США по частному приглашению.
В городе Детройте мы случайно познакомились с владельцем небольшого тревел- агентства «Космополитен» Николаем Атанасовым. Он и предложил нам открыть туристическую компанию и начать сотрудничать. Тем более, что опыт работы в туризме у нас был. В начале 80-х мы с Леной закончили курсы при Куйбышевском бюро путешествий и экскурсий, и подрабатывали экскурсоводами. Вернулись домой мы в конце августа, а уже 17 сентября компания «Самараинтур» была зарегистрирована.
В 1992 году сложно было найти хорошее помещение для туркомпании - с ремонтом и мебелью, их фактически не было. И мы сняли комнату с двумя столами из полированной ДСП, четырьмя стульями и телефоном на 2 этаже здания управления «Главсредневолжскстрой» на улице Самарская.
Моя жена Елена со своей подругой Аллой Токаревой, с которой вместе работали в проектном институте «Гидропроект», дали первое объявление в газету «Волжская коммуна» (в то время рекламы как таковой в принципе не давали, а уж по туризму вообще было чудо чудное) и сели за два этих стола. С этого и началась история «Самараинтур».
В течение следующих двух лет офисы менялись раза три, а потом мы вернулись на улицу Самарскую, расселили первую коммуналку в старинном особняке в исторической части города и сегодня площадь офиса составляет более 500м, не считая 400м цокольного этажа здания, где находится ресторан-музей самарской домашней кухни «Старая квартира» и «Сувенирная лавка».
Первые туристы «Самараинтур» отправились, естественно, в США. Это были 25 руководителей крупных предприятий Тольятти: «АВТОВАЗа», завода шампанских вин, строительного комбината и другие. Они поехали в Майями, как бы, на семинар. США были выбраны неслучайно. В то время для людей, живших на постсоветском пространстве, Америка олицетворяла собой мечту о загранице, естественно, принимающей стороной был Николай Атанасов.
Кстати, мы до сих пор с ним дружим и сотрудничаем.
- Какой момент стал ключевым для развития бизнеса, с которого начался бурный рост?
- Собственно, после того как группа из 25 человек руководителей удачно съездила на семинар в США, мы предложили им программу «Мать и дитя» и уже через полгода их жены с детьми посетили с нашей помощью Калифорнию. А дальше члены этой делегации поехали индивидуально, пришли люди по их рекомендации, короче сработало «сарафанное радио». Так оно и пошло.
Потом в 1994 – 1995 мы отправили в США городскую администрацию Самары во главе с мэром Сысуевым. Они отправились в Штаты на переговоры по поводу кредита для покупки автобусов. Это был наш первый опыт корпоративного обслуживания.
- Какой период был самым сложным за все эти годы?
- Во-первых, это, конечно, самое начало, первые года два. Когда ты еще не очень представляешь, во что ты ввязался, и нет понимания, что и как нужно делать. Потом в 1995-1996 году рухнул «Автовазбанк», где у нас был расчетный счет. По тем временам ситуация была очень тяжелая, это был первый крах в банковской сфере, пришлось брать кредит для выплаты зарплаты.
Кризис 1998 года тоже был довольно сложным периодом для «Самараинтур». Расчетный счет был в «Инкомбанке» со всеми вытекающими последствиями. Но положительными было то, что с этого времени мы активно стали заниматься развитием въездного и внутреннего туризма.
Чем стали для отрасли 2008-2009 годы, комментировать думаю не надо. Последствия всего этого, мы пожинаем до сих пор. Не верю тем, кто говорит, что у них все «в шоколаде». Операторские компании растут, финансовых обязательств больше, моральной ответственности больше, коллектив больше. Но в целом, если ничего кардинально плохого на рынке не произойдет, считаю что ситуация вполне адекватная и перспективы в отрасли неплохие.
Именно в трудных ситуациях проявились профессиональные и человеческие качества наших многочисленных партнеров, многие из которых стали друзьями. Можно привести достаточно много примеров, когда и в 1998, просто в безвыходной ситуации, когда рухнули банки и фактически у нас отсутствовал расчетный счет, нам шли навстречу, и по бумажке, от руки написанной, готовы были к отсрочке платежа или к размещению наших туристов.
Конечно, и наш большой коллектив тоже помогает преодолевать трудности. Сотрудники с пониманием относятся к проблемам, которые возникают в результате экономических коллапсов. И плюс ко всему я считаю немаловажным аспектом управленческий опыт, накопленный за все эти годы.
- Что вы считаете самым большим достижением вашей компании на сегодня?
- Коллектив, партнеры и клиенты. Это те три кита, на которых стоит любой бизнес, если бы одна из составляющих была некачественной, то понятно, что не о чем было бы говорить.
- Каким вы видите будущее компании? В каком направлении она будет развиваться? Будете ли менять что-то в структуре, подходах для дальнейшего ее развития?
- Турбизнес, как никакой другой, зависит от экономических, политических и экологических ситуаций в стране и мире. Международная и российская рыночная экономика, природные катаклизмы и политические разногласия - все эти факторы влияют на туризм в большей или меньшей мере.
Изначально «Самараинтур» задумывалась как многопрофильная и многоплановая компания, это было заложено в ее структуру. И мы с самого начала занимались и международным, и российским, и въездным туризмом, продавали авиа и ж/д билеты.
Сегодня компания является туроператором, имеет финансовую гарантию в 60 миллионов рублей и занесена в реестр Ростуризма.
Кроме того, мы активно развиваем инфраструктуру гостеприимства в Самаре, которая позволяет предложить нашим туристам большой выбор услуг. У нас есть школа экскурсоводов, где готовят профессионалов своего дела, мы можем накормить гостей вкусным домашним обедом в нашем ресторане-музее «Старая квартира», у нас есть сувенирная лавка, где клиенты могут купить себе или своим близким подарок. А среди Жигулевских гор на берегу Волги у нас есть два причала и «Крестьянское подворье» с вольерным хозяйством и лошадьми. Здесь можно взять напрокат велосипеды, байдарки и отправиться в путешествие по Национальному парку «Самарская Лука».
Чтобы быть интересными на приеме гостей и конкурентоспособными на рынке, мы стараемся находить новые направления развития, обучаем наш персонал, совершенствуем технологии, управленческую структуру, применяем новые подходы к мотивации сотрудников.
В будущем мы планируем продолжать развиться по всем направлениям нашей деятельности, в том числе думаем расширять свою филиальную сеть. Сегодня мы работаем в Самаре, Тольятти, Сызрани и Ульяновске. В общем, мы не останавливаемся на достигнутом. Растем качественно, и количественно.