Если сравнивать процесс организации выезда детей на отдых на территории РФ и за границу, то на сегодняшний день ситуация сложилось достаточно парадоксальная.
Организация отдыха детей на территории России регламентирована огромным количеством нормативных актов. Если оздоровительный лагерь им не соответствует, открыть его невозможно. Жестко регламентированы условия перевозки детей, качество питания, требования к педагогическому составу и прочее.
Однако при этом практически любая турфирма, школа или внешкольная организация может собрать группу детей и отправить их на отдых за границу. Правила, определяемые каждым департаментом образования местного органа власти, отличаются друг от друга, но обычно школы, помимо прочих документов, если речь идет об организованном выезде детей, должны представить в департамент образования документ, подтверждающий, что поездку организует турфирма. При этом статус фирмы часто никто не проверяет, хотя именно тщательный отбор туристической компании является главным гарантом безопасности поездки.
Ситуация усугубляется еще и тем, что в преддверии лета на рынке традиционно появляются так называемые фирмы-однодневки, занимающиеся в основном «реализацией» бюджетных и тендерных заказов, в том числе – на детский отдых. Другая проблема заключена в том, что информация о низком уровне детского отдыха, организованного учебным заведением, редко выходит за стены школы. Родители, как правило, не идут жаловаться в вышестоящие инстанции на то, что условия поездки и отдыха были далеки от идеала. Поэтому многие случаи некачественного предоставления услуг никак не регистрируются, хотя случаются повсеместно.
Все это целиком и полностью - на совести организаторов, и при этом никак не регламентируется законом. В конце 2008 года при участии АТОР и Центра по защите прав соотечественников за рубежом при Госдуме РФ была создана рабочая группа по разработке поправок в существующее законодательство и разработке новых нормативных актов, регламентирующий порядок обеспечения безопасности детского отдыха.
В первую очередь, необходимо внести поправки в Закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», т.к. на сегодняшний момент в нем прописано лишь то, что ребенок имеет право на отдых. Начать мы решили с четкого определения понятийного аппарата, ведь до сих пор нет точного понятия, кто является ребенком, что можно назвать организованной группой детей, в результате у нас на сегодня внутри разных ведомств разработаны разные критерии.
Также нигде нет четкого определения того, кто может быть организатором поездки, сопровождающим лицом или руководителем группы и какая у них будет ответственность. В целях расширения этого закона Комитет АТОР по детскому туризму и образовательным поездкам разработал целый перечень поправок, среди которых одной из главных, на мой взгляд, является пункт о том, что заниматься организацией детских поездок и отдыха должны только туроператоры, внесенные в Единый федеральный реестр.
Мы надеемся, что поправки к Закону «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» будут вынесены на парламентские слушания в ноябре-декабре 2009 года, и закон в новой редакции появится уже в этом году.
После этого можно будет приступить к рассмотрению поправок к Закону «Об основах туристской деятельности в РФ» и в ряд других нормативных актов. Те пункты, которые невозможно внести в законодательную базу, по рекомендации Комитета могут быть прописаны в распоряжениях и инструкциях Ростуризма.
В частности, там будут пункты, относящиеся к правилам организации выезда групп детей, требованиям к их перевозке, инфраструктуре в месте пребывания детей, их размещению, питанию и т.д.. К ним мы планируем отнести и типовые договора между туроператором и родителями, в которых будут подробно прописаны условия отдыха.
Как я уже говорил, родители должны быть в курсе того, куда отправляют своего ребенка, где и как он будет жить. Пока не представляется возможной сертификация объектов размещения, расположенных за пределами РФ.
Принудить туроператоров работать только с определенными отелями, обеспечивать жестко прописанный перечень услуг практически невозможно. Поэтому, помимо подготовленных поправок к закону, на сегодняшний момент одним из действенных средств являются четко сформулированные рекомендации и требования, адресованные от лица Комитета АТОР по детскому туризму и образовательным поездкам всем туроператорам России.
На данный момент Комитет уже практически составил список требований к организации отдыха детей, которые мы рекомендуем для работы всем туристическим компаниям, занимающимся детским туризмом, и в первую очередь членам АТОР, и которые мы в последствии планируем включить в единые внутренние стандарты.
Надеюсь, что в дальнейшем эти важные для обеспечения безопасности детей рекомендации примет большинство компаний, работающих на рынке детского туризма.
Помимо этого Комитетом были подготовлены рекомендации по внесению поправок в Правила предоставления туристских услуг.
И, наконец, одним из главных пунктов работы Комитета АТОР было и остается активное информирование населения – туристы и, прежде всего, родители юных путешественников должны понимать, что в целях безопасности любая поездка должна быть организована сертифицированным оператором, состоящим в реестре Федерального агентства по туризму и имеющим необходимые финансовые гарантии.