К северу от места, где сегодня находится г. Добрич, миллионы лет тому назад простирался океан, а позднее полноводная река проложила в равнине красивый каньон, ставший домом для невероятного разнообразия растений и животных. Воды бурного потока в наши дни высохли, поэтому район называется Сухая река. Но высоко среди скал, между небом и землей, зияют мрачные пустоты десятков монашеских обителей, одиноких, недоступных, недосягаемых для времени, как эхо забытого мира.
В период раннего христианства долина стала ведущим религиозным центром в этой части Европы. В дополнительно оформленных людьми кельях и скитах ютилось многолюдное общество отшельников, проповедовавших исихазм, с Vпо XIвек. Сегодня эти обители все еще недостаточно хорошо изучены наукой. «Предпринимаются попытки проложить к ним тропы, но природа берет свое и в большинстве случаев они заросли и труднопроходимы», – рассказала Ивелина Романова из Регионального исторического музея в Добриче.
Самое доступное из этих мест – т. наз. «Шан Кая» или в переводе с турецкого, «Чудная скала» в районе села Оногур. Это очень узкий тоннель длиной 64 метра, в котором по обе стороны расположены монашеские кельи. Он высечен высоко на скальной террасе над водохранилищем Оногур. У некоторых келий есть окна, откуда открывается изумительная панорама на водохранилище.
Близ села Балик расположено самое большое количество скальных обителей в регионе Добруджи. Это около 12 скитов и келий, у каждой своя история и легенды. Но наиболее притягательны объекты у села Ефрейтор-Бакалово:
«Одна обитель называется «Тарапаната» или «Монетный двор», потому что там чеканили монеты, – уточнила Ивелина Романова. – Объект очень напоминает голову человека. Верхние два его уровня – глаза, были часовней и жилым помещением. Нижний этаж – рот, также разделен на два помещения В 100 м от него находится «Сандык Маара» – монашеская гробница на 3-х уровнях. Из-за процессов эрозии переход на верхние уровни происходит при помощи примитивной деревянной лестницы. На самом высоком этаже можно увидеть следы церемониального алтаря. С этого уровня открывается фантастический вид на долину Сухой реки. Неподалеку находится огромный комплекс «Болгарские дома» или «Гяур Эвлери», который
Отшельники питались преимущественно рыбой, затем переходили на растительную пищу, а на последней стадии своей земной жизни принимали только воду. Так монахи покидали этот мир, рассказала Ивелина Романова: «Эти монахи-отшельники выбирали наиболее труднодоступные места. Из кельи они иногда спускались только по веревке или веревочной лестнице, по которой сходили вниз, к реке. В конце, на пределе своих сил, они сжигали единственную лестницу, чтобы избежать искушения спуститься вниз и продолжить свою земную жизнь и самомумифицировались. Таким образом монахи искали совершенства в единении с Богом», – дополнила свой рассказ Ивелина Романова.
В наши дни в районе живут люди разных этнографических общин и конфессий. Поэтому скальные скиты и ниши называют и по-болгарски, и по-турецки. А в первый день мая христиане и мусульмане вместе посещают эти священные реликвии ушедших времен, чтобы зарядиться верой и духовностью.
Посмотрите видеорепортаж нашего путешествия в «Шан кая» – одну из самых мистических скальных обителей в районе Сухой реки, где, согласно легенде, какое-то время обитал святой Иоанн Кассиан Римлянин (христианский монах и богослов, которого почитают как в Западной, так и в Восточной церкви за его мистические писания). https://bnr.bg/ru