Почему остановилась «Нева»

В среду в ходе пресс-конференции руководитель фирмы «Нева» Максим Пирогов сообщил, что решение о приостановке деятельности туроператора было принято вынужденно. Причина в финансовых трудностях туроператора, не сумевшего справиться с непростым летним сезоном и конкурентной борьбой на рынке. Участники петербургского туррынка соглашаются, что потребительская активность в этом сезоне заметно спала, но считают, что новых громких банкротств в Петербурге не будет.

Текущий летний сезон стал одним из самых непростых на туристическом рынке России. Опрошенные «Вестником АТОР» видят в этом одну из главных причин приостановки деятельности «Невы». По оценкам туроператоров, акции по раннему бронированию прошли достаточно успешно, проблема возникла после начала политических событий вокруг Украины. «Сначала произошло подорожание евро и доллара, затем начались возвраты от туристов, которым был запрещен выезд за границу. Все это не могло не сказаться на рынке», - рассуждает гендиректор «Солвекс-Турнэ» Тамара Халецкая.

По словам гендиректора «Пегас Туристик» Анны Подгорной, снижение потребительской активности было более всего заметно именно в Петербурге. «Этот город несколько сложнее в работе, чем Москва. На петербургский рынок менее активно вводятся новые турпродукты. В этом году мы отметили, что потребительская активность в Петербурге снизилась больше, чем, например, в Москве. Косвенным доказательством тому является спад турпотока в Финляндию, который в этом году отмечает местное посольство», - говорит Анна Подгорная. В среднем, туроператоры констатируют сокращение рынка Петербурге на уровне 10-20%.

«Мне очень жаль, что это произошло с «Невой». Компания очень хорошо работала в течение пятнадцати лет, не вызывая каких-либо нареканий. Тем не менее, не думаю, что в ближайшее время подобные банкротства могут повториться. Произошло укрупнение рынка, емкости были оптимизированы. На рынке осталось всего 3-4 крупных туроператора, которые достаточно успешно продолжают свою деятельность», - считает гендиректор компании «Верса» Владимир Дорофеев. Аналогичную точку зрения высказали другие участники рынка.

В «Неве» причины своего ухода с рынка обосновали так же – плохой сезон текущего года. Юрлицо «Невы» будет ликвидировано в рамках процедуры банкротства. Руководство туроператора сообщило, что сейчас туристы могут получить заявления о невозможности выполнения обязательств компанией в головном офисе оператора. Кроме того, туристы могут забрать там же свои документы, поданные для передачи в консульства.

Банкротства-2014

Банкротство «Невы» не стало первым на туристическом рынке в этом году. В том числе на рынке самостоятельного туризма. Ранее, в январе рынок покинуло онлайн агентство по бронированию авиабилетов Eviterra. Брокер «Авиа центр» аннулировал все билеты этого агентства, но позже восстановил часть из них. Банкротство  Eviterra побудило российские авиакомпании пересмотреть свое отношения к ценообразованию агентств: крупнейшие перевозчики запретили агентствам делать скидки и посоветовали покупать билеты непосредственно на сайтах авиакомпаний. Позже и «Аэрофлот», и «Трансаэро» вновь разрешили делать скидки. Однако позиция «Аэфролота» вновь претерпела изменения, и причиной тому стало банкротство украинской компании  TDS. «Аэфролот», «ЮТэйр» и S7 отказались от бронирований в том числе через портал  Senturia.ru, который, по данным перевозчиков, имеет отношение к  TDS. Кроме того, «Аэрофлот» вновь запретил агентствам демпинговать: давать скидки более 3%.

Еще один инцидент, связанный с неисполнением обязательств, произошел на туррынке совсем недавно. Компания «РечТурФлот» не выполнила свои обязательства по организации круизного отдыха для большого количества своих клиентов. Причины финансовых проблем «РечТурФлота» не назывались, однако известно, что предыдущие годы были непростыми для рынка речных круизов: после крушения «Булгарии» на фоне «страшилок» в СМИ у многих россиян сложилось ошибочное мнение, что этот вид отдыха небезопасен. Проверки теплоходов участились, многим компаниям это доставляло большие трудности при выполнении расписания рейсов. Спрос на круизы снизился. Вероятно, сложные времена удалось преодолеть не всем: в этом сезоне «РечТурФлот» вывел в навигацию только два из пяти своих теплоходов. К сожалению, и с таким флотом оператор не смог отработать сезон.

Опрошенные «Вестником АТОР» туроператоры в сфере речных круизов уверены, что крах «РечТурФлота» окажет негативное влияние на весь сектор. Несмотря на сравнительно небольшие размеры компании, резонанс в СМИ вновь заставит многих туристов временно, но усомниться в надежности турфирм. Аналогичное влияние эксперты отмечали и после банкротства  Eviterra. Не избежать репутационных потерь и после приостановки деятельности «Невы». «Приостановка деятельности «Невы», к сожалению, отразится на доверии россиян. Я почти уверен в этом. Это не первый случай банкротства крупного туроператора. Падение доверия происходит, спады продаж бывают до 30%», - отметил Первый вице-президент АТОР Владимир Канторович в интервью «Интерфаксу».

Он пояснил, что причина финансовых трудностей большинства компаний кроется в конкуренции. «Это законы рынка. У кого-то получается, у кого-то нет. Кто-то зарабатывает деньги, кто-то теряет и разоряется», - отметил г-н Канторович. Подобные законы работают не только на туррынке. В среду стало известно о долгах и риске банкротства компании «Белый Ветер Цифровой». Об этом со ссылкой на свои источники написала газета «Ведомости».

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР