Почему для некоторых чиновников счета Объединения «Турпомощь» важнее, чем реальные проблемы отрасли?

5 декабря состоялось заседание Наблюдательного совета Объединения туроператоров "Турпомощь". Этому заседанию предшествовали такие бурные кулуарные обсуждения, неожиданные публикации и совещания на самом высоком уровне, что складывается впечатление, что главные проблемы туриндустрии сегодня: финансовая проверка «Турпомощи» и соответствие директора Объединения г-на Басова занимаемой должности. Собрание получилось жарким.

Новосибирское банкротство

Первый пункт повестки дня заседания был посвящён ситуации с одним из членов наблюдательного совета «Турпомощи» - новосибирским туроператором "Акрис", объявившим 3 декабря о невозможности исполнять обязательства перед туристами.

Директор "Турпомощи" Вячеслав Басов сообщил, что руководство оператора не просит помощи с вывозом туристов. По его словам, сейчас за границей находится 116 клиентов "Акриса", у большинства из них есть обратные билеты, а "безбилетников" оператор вывезет за счёт депозитов на счетах авиакомпаний, о чем "Турпомощь" проинформировали сами авиакомпании. Не прояснённой остаётся ситуация с туристами, которые приобрели туры у оператора, но не успели выехать на отдых. Таких, по словам Басова, насчитывается 500-600 человек. Информации о том, скольким из них "Акрис" оплатил перелёт и размещение, сам туроператор не сообщает. Поэтому Наблюдательный совет принял решение официально запросить эту информацию у оператора и предупредить его об уголовной ответственности за отправку за границу туристов, у которых не оплачено размещение в отелях.

Внеплановая недопроверка

Вторым вопросом в повестке дня стали итоги проведения аудиторской проверки "Турпомощи", которую осуществляла компания "Аудит Контур Плюс". Надо отметить, что многие присутствующие на заседании так и не поняли, что за проверка проводилась в Объединении и, самое главное, для чего. 

Настоял на внеплановом аудите ВрИО руководителя Ростуризма и председатель Наблюдательного совета Олег Сафонов, который считает, что Вячеслав Басов допускает нарушения в управлении и расходовании средств "Турпомощи". Причем туроператоры, за счет которых и существует "Турпомощь", недоверия Басову не высказывали ни во время эвакуационных действий, ни после оглашения результатов непонятной проверки. Результаты проверки Ростуризм взволновали явно больше, чем самих туроператоров.

Почему в качестве проверяющей организации выбор пал на "Аудит Контур Плюс" неясно, "Вестник АТОР" не нашел сведений о тендере или конкурсе, который проводила бы «Турпомощь», выбирая аудитора. Также непонятно, почему надо было проводить аудиторскую проверку, не дожидаясь окончания финансового года. И уж совсем загадкой осталось – почему в результате была проведена не аудиторская проверка, а были оказаны «услуги, сопутствующие аудиту».

Как и ожидали профессионалы бизнеса, ввиду несвоевременности заятеяной проверки, существенных результатов она не дала. Как заявила руководитель компании Елена Иванова, аудит провести не удалось, так как "Турпомощь" не предоставила необходимых документов за исключением 51-го счёта. По её мнению, в "Турпомощи" не отлажен бухгалтерский учёт и нет расписанного регламента действий по вывозу туристов из-за рубежа. "Зачем вообще нужно было проводить проверку, если документы не были готовы? – недоумевала она и вместе с ней остальные участники собрания. Ведь ясно же было, что через два месяца после окончания платежей за вывоз туристов, в организации просто не может быть всего комплекта необходимых закрывающих документов. Елене Ивановой, как бухгалтеру со стажем, это должно было быть известно.

Вообще, общение директоров "Аудит Контур Плюс" и "Турпомощи" напоминало схватку двух противоборствующих сил, что выглядело довольно странно, ведь, как отметил один из участников заседания, обычно аудит проводится в интересах компании, а тон отчета о проделанной работе (этот документ точно нельзя назвать аудиторским заключением) скорее свидетельствовал об обратном.
Вячеслав Басов произнес получасовую речь о несостоятельности отчета проверяющих. Как отметили члены Наблюдательного совета, Басов привел разумные доводы, которые действительно не были учтены "Аудит Контур Плюс" и даже затронул проблему несовершенства существующего законодательства. Оказывается, на практике "Турпомощи" практически нереально истребовать у страховой компании деньги, потраченные на эвакуацию.

Басов сообщил, что "Турпомощь" подала заявления в несколько страховых компаний о выплате Объединению компенсации расходов по вывозу туристов, но денег не получила, хотя согласно разъяснению Центрального банка России "Турпомощь" наравне с туристами имеет право на выплаты из страховых покрытий операторов. Однако председатель Комитета по вопросам страхования в сфере туризма Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Галина Гуляева пояснила, что по закону страховые компании производят такие выплаты только в случае предоставления договоров о реализации турпродукта. Но "Турпомощь" как общественная организация такими документами не располагает. Отсюда вывод: закон в этой части нужно менять. Собрание обязало Басова предоставить до 15 декабря письменное разъяснение, каким страховым компания и когда были направлены заявления о компенсации расходов "Турпомощи".

Президент РСТ, руководитель Комитета по туризма Москвы, Сергей Шпилько, оценивая работу "Турпомощи" в целом положительно, тем не менее, заявил, что за время существования объединения не было разработано ни одного нормативного акта, касающегося его работы, – ни на внутреннем уровне, ни на уровне государства. Понятно, что "камень брошен в огород" не только директора, но и всего Наблюдательного совета.
На этом можно было бы и закрыть этот вопрос, ведь стало понятно, что в целом объединение работает в соответствии с Уставом, хоть и не без ошибок. Более того, вся туроператорская часть Наблюдательного совета открыто и публично признает, что именно работа «Турпомощи» во многом способствовала поддержке положительного имиджа отрасли после банкротств.

«Продолжение банкета»

Но Олега Сафонова, проводившего заседание Наблюдательного совета "Турпомощи", такой вывод не устроил. Он заявил, что, необходима новая проверка, которая должна быть завершена к 10 февраля 2015 года. Таким образом, средства туроператоров, из которых формируется бюджет «Турпомощи», вновь должны быть израсходованы на повторную проверку.

Почему нельзя подождать 1,5 месяца до завершения финансового года, осталось неясным. Непонятны и причины, побуждающие чиновников столь яро контролировать финансы "Турпомощи". Почему-то, не получается отделаться от ощущения, что вполне работающая дирекция "Турпомощи" не соответствует чьим-то интересам. Это при том, что нынешняя администрация Объединения организовала вывоз на Родину более 50 тыс. человек, а г-н Басов получил официальные благодарности многих ведомств, в том числе Министра культуры РФ.

Ну и последнее решение Наблюдательного совета, касающееся порядка работы руководства «Турпомощи» - к 15 декабря представить перечень необходимых регламентов, требующих утверждения. Наблюдательный совет проголосовал, с подачи Олега Сафонова, и за создание бухгалтерской службы и наделение правом первой подписи еще одного сотрудника "Турпомощи" на случай отсутствия генерального директора во время эвакуационных действий.

«Вестник АТОР» продолжает следить за развитием событий.

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР