В целом, по мнению участников туристического рынка, «катастрофы не произошло». Однако, если одни эксперты видят в сложившейся ситуации плюсы, поскольку «Аэрофлот» достаточно ровно выстраивает отношения со всеми, не допуская привилегий, большинство все же полагает, что консолидация двух крупных авиаперевозчиков неизбежно приведет к росту цен на авиабилеты.
«Возможное банкротство такого крупного игрока, как «Трансаэро», повлекло бы за собой колоссальный кризис доверия на туристическом рынке, схожий с ситуацией вокруг банкротств крупнейших туроператоров летом 2014 года», – отмечает Александр Сизинцев, генеральный директор Biletix.ru. В тоже время, эксперт считает, что «сокращение конкуренции всегда ведет к ухудшению условий для конечного потребителя. Это особенно актуально для рынка пассажирских авиаперевозок, так как связь между доступностью направления и количеством обслуживающих его авиакомпаний всегда очевидна».
В целом, как полагает г-н Сизинцев: «Ситуация разрешилась лучшим образом. «Аэрофлот» обладает достаточным опытом и ресурсами для того, чтобы интегрировать в себя инфраструктуру «Трансаэро». Однако, скорее всего покупка «Трансаэро» «Аэрофлотом» приведет к повышению цен по направлениям, на которых присутствовал «Трансаэро». С другой стороны, этот шаг повышает стабильность рынка пассажирских авиаперевозок, что немаловажно в нынешних экономических условиях».
«Средняя цена авиабилетов на маршруте напрямую зависит от количества перевозчиков. На международных рейсах переход от двух авиакомпаний к одной означает повышение цены билета на 9,2%, а на внутренних рейсах – на 18,3%. Если же на маршруте действует большее количество авиакомпаний, то путешественники могут голосовать рублем и выбирать между авиабилетами от всех доступных авиакомпаний», – говорит Дмитрий Хаванский, PR менеджер Skyscanner в России.
Представители другого поисковика, Aviasales, считают, что продажа «Трансаэро» может существенно повысить стоимость авиабилетов сразу по нескольким направлениям: «Прежде всего, это касается рейсов в Барселону, Нью-Йорк и Ереван, на которых ценовое лидерство перевозчика неоспоримо вот уже долгое время». По данным ресурса, лучшие цены, например, в Нью-Йорк, в 59% случаях находились именно у «Трансаэро». «В настоящий момент самый дешевый билет «туда-обратно» стоит 22948 руб. Этот тариф доступен на ближайшие даты и до апреля 2016 года. Перелет в Нью-Йорк «Аэрофлотом» в этот же день обойдется дороже уже на тысячу рублей», – отмечают представители компании.
Низкие цены были у «Трансаэро» и по ряду европейских направлений. Как сообщили «Вестнику АТОР» в пресс-службе Aviasales, в продаже были билеты по направлению «туда-обратно» из Москвы в Вену всего за 6175 руб, из Москвы в Берлин – 6227 руб, из Москвы во Франкфурт за 7307 руб.
При этом глубина продаж у «Трансаэро», впрочем, как и других авиакомпаний, была достаточно низкая: около 50% билетов покупают за две недели до вылета и даже позже.
В Aviasales также напомнили, что, когда уходили такие компании, как Sky Express или «Авианова», рост стоимости билетов по некоторым направлениям доходил до 60%.
Консолидация: за и против
Интерфакс приводит обращение летного департамента «Трансаэро» к сотрудникам авиакомпании, в котором говорится, что работа по погашению долгов авиакомпании перед аэропортами и топливными компаниями проводится при поддержке государства «с целью предотвращения сбойных ситуаций и задержек рейсов». Летом текущего года неоднократно появлялась информация, что «Трансаэро» задерживал оплату услуг своих контрагентов. Так, директор аэропорта «Домодедово» Игорь Борисов 12 августа направил письмо министру транспорта РФ Максиму Соколову, сообщив, что на середину августа просроченная задолженность «Трансаэро» за наземное обслуживание составила 387 млн руб. Подобные же претензии предъявил и аэропорт Анапы. Управляющий директор аэропорта Николай Ратушный сообщил на адрес Южной транспортной прокуратуры, что авиакомпания задолжала 1,4 млн руб. за наземное обслуживание.
Тем временем пресс-служба «Трансаэро» распространила сообщение за подписью Александра Плешакова о консолидации с «Аэрофлотом». Как говорится в этом заявлении, «ни авиакомпания «Трансаэро», ни ее акционеры не были инициаторами данной консолидации. Руководство авиапредприятия предлагало два иных сценария: реализация ранее принятого решения о создании банковского синдиката, либо финансовая докапитализация компании».
В сообщении также говорится, что Межведомственная комиссия по экономике правительства РФ во вторник не рассматривала вопрос о выделении бюджетных денежных средств на консолидацию «Трансаэро». «Обсуждался вопрос возможного оформления государственной гарантии для тех, кто будет осуществлять процесс консолидации», – сообщает пресс-служба авиакомпании со ссылкой на Александра Плешакова. Топ-менеджер также отметил, что вопрос конкретной оценки и стоимости бизнеса авиакомпании «Трансаэро», в том числе и в контексте консолидации, на совещании 1 сентября не рассматривался.
Однако контролирующие акционеры авиакомпании подтвердили свое согласие на предложенную программу, «с целью обеспечения интересов пассажиров, партнеров и работников авиакомпании, с учетом позиции руководителей министерств экономического блока правительства и крупнейших банков, поддержавших консолидацию».
Кадровые перестановкиВслед за заседанием Межведомственной комиссии по экономике Правительства РФ, на котором было принято решение о консолидации перевозчика в группу «Аэрофлот», в среду было объявлено о кадровых перестановках в руководстве «Трансаэро».
Как оказалось, еще 31 августа Совет директоров компании удовлетворил просьбу председателя совета директоров Александра Плешакова о сложении им полномочий. На эту должность была избрана член Совета директоров Ольга Плешакова. При этом г-н Плешаков остается членом Совета директоров и главным исполнительным директором Общества.
В свою очередь, г-жа Плешакова, как следует из сообщения пресс-службы авиаперевозчика, покинула пост генерального директора. Со 2 сентября решением Совета директоров общества генеральным директором и председателем правления «Трансаэро» утвержден член правления компании Дмитрий Ерзакович.
В пресс-службе авиакомпании подчеркивают: «кадровые изменения, принятые советом директоров общества 31 августа 2015 года, не связаны с решениями Межведомственной комиссии Правительства РФ, состоявшейся 1 сентября 2015 года».