«До зеленой травы доползут не все»

Глава Минтранса Максим Соколов, его заместитель Валерий Окулов, глава представительства в России Lufthansa consulting Станислав Соломко, руководители авиапредприятий, аэропортов, а также представители АТОР приняли участие в круглом столе на тему «Развитие рынка авиаперевозок с учетом новых вызовов», прошедшего в рамках «Транспортной недели-2015».

Максим Соколов привел статистические данные по авиаотрасли. За 10 месяцев текущего года российскими компаниями перевезены почти 81 млн пассажиров, это больше, чем в 2014 году. Однако, пассажирооборот за этот же период снизился на 3,8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Снижение связано с сокращением средней дальности полетов пассажиров.

По словам главы Минтранса, наблюдается перераспределение между региональными (ВВЛ) и международными (МВЛ) авиаперевозками. На долю ВВЛ сегодня приходится 57% от всего авиационного трафика, хотя недавно пропорция была обратной. Впервые, как подчеркнул Максим Соколов, произошел 5% рост местных авиасообщений. Даже в прошлом году, когда в целом перевозки на ВВЛ выросли более, чем на 10%, объемы на местных маршрутах все равно падали.

На статистику, отметил г-н Соколов, не могло не повлиять фактическое банкротство второго по величине игрока на рынке, авиакомпании «Трансаэро». По мнению главы Минтранса, отсутствие такого солидного эксплуатанта «самым серьезным образом повлияет на будущее нашего рынка».

Другим серьезным вызовом стало фактическое исключение из международных направлений трех стран – Украины, Египта и Турции, что, безусловно, отразится на сокращении регулярных перевозок. Совокупный объем пассажиров по этим направлениям – порядка 8 млн человек, это около 9% рынка.

Турция и Египет составляли в совокупности 18% от всех МВЛ. Потенциальные потери от закрытия Египта и Турции превышают ожидаемый прирост на ВВЛ. По предварительным подсчетам, совокупные потери авиаотрасли от закрытия авиасообщения с Египтом и чартерного авиасообщения с Турцией составят 3,03 мрд руб. и 4,73 млрд руб. накопительно.

В результате отечественные компании ушли в менее рентабельный сегмент рынка внутренних перевозок. Максим Соколов рекомендовал авиакомпаниям минимизировать рост средней стоимости перевозки на одного пассажира, которая, по понятным причинам, выросла и составила 6700 рублей. В прошлом году этот показатель колебался в пределах 6150 рублей.

В своем выступлении Максим Соколов подчеркнул, что авиаотрасль не сталкивалась за время своего существования с такими серьезными внешними факторами, причем причины тому совершенно разные. Он указал на необходимость переформатировать деятельность участников рынка с учетом предложений всех его игроков.

По итогам первого полугодия 2015 года совокупный финансовый результат авиакомпаний снизился почти в три раза по отношению к аналогичному предыдущему периоду, убыток увеличился с 9 до 28 млрд рублей.

Также глава Минтранса сообщил и о законодательных мерах для поддержки авиаотрасли. Была снижена до 10% ставка НДС на региональных маршрутах, что позволило уменьшить налоговую нагрузку на авиакомпании примерно на 20 млрд рублей, снизило их убыточность. Сокращение НДС до нулевой ставки помогло бы компенсировать выпадающие доходы от сокращения международных авиаперевозок и выровнять финансовые показатели наших авиакомпаний.

Существующий порядок налогообложения аэропортов приводит к тому, что конечный потребитель из-за включения в себестоимость услуг аэропортов НДС платит двойной налог, поскольку поставщики аэропортов уже платят НДС 18%, и с этой суммы аэропорт взимает еще 10% НДС.

Поскольку с 2016 года Правительство планирует «отпустить» цены на аэропортовское обслуживание, это означает, что перевозчикам придется поднять цены. Рост стоимости обcлуживания в аэропортах РФ существенно опережает рост тарифов российских авиакомпаний. По мнению экспертов, отмена налогообложения аэропортов обеспечит единообразие цепочки обложения НДС и позволит сдерживать рост тарифов на услуги аэропортов и авиакомпаний.

Ассоциированный партнер, глава представительства в России Lufthansa Consulting Станислав Соломко подчеркнул что, несмотря на девальвацию рубля, Россия до сих пор обладает значительным потенциалом для роста пассажирского трафика. Как выразился г-н Соломко: «В России даже в пессимистическом сценарии видят перспективы развития авиаперевозок». Станислав Соломко считает, что в краткосрочном периоде роста перевозок в России не ожидается из-за сокращения МВЛ. Но затем, даже в пессимистическом сценарии, Lufthansa Consulting ожидает прирост пассажирского трафика.

На круглом столе получилась дискуссия между авикомпаниями ЮТэйр и «Уральские авиалинии». По мнению ЮТэйр, на рынке в сложившихся условиях останутся сильнейшие компании, с правильными бизнес-моделями. Представитель «Уральских авиалиний» достаточно жестко выразился, что кризис бьет по всем одинаково и «до зеленой травы доползут единицы».

В «Уральских авиалиниях» уверены, что сейчас не время отпускать тарифы аэропортов. По мнению представителей компании, авиарынок переживает очень трудные времена, потеряны огромные рынки, замена внутренними рейсами не работает.

Как заметил заместитель главы Ростуризма Сергей Корнеев, не приходится предполагать, что весь пассажиропоток, лишившийся поездок в Египет или Турцию, переориентируется на внутренние маршруты. Но для того, чтобы переориентировалась хотя бы часть, ведется работа Комитета по импортозамещению в туризме при Министерстве культуры РФ, который был создан по инициативе АТОР. Комитет занимается формированием внутренних маршрутов. И повышение цен авиаперевозок скажется на продвижении маршрутов: если они будут слишком дорогими, люди попросту не поедут. Как выразился г-н Корнеев, «ростки новых потоков можно легко зарубить новыми ценами». Замглавы Ростуризма напомнил, что и Египет и Турция не сразу стали массовыми направлениями для отдыха россиян. Но поддержка и продвижение этих направлений, оказываемые на уровне государственных властей этих стран, вложения средств в субсидирование авиаперевозок, в том числе, помогли направлениям раскрутиться.
 

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР